ДЛЯ НАЧАЛА: ЖИВЫЕ

- Knoppix -
Линукс за пять минут
- Puppy Linux -
Хороший друг


ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ

- Debian -
Он такой один
- Linux Mint -
С родинкой на щеке!
- CentOS -
Копейка рубль бережёт!
- Fedora -
По следам Red Hat
- Ubuntu Linux -
Мы одной крови!
- Mageia -
Красота и удобства
- openSUSE -
Настоящее немецкое качество
- Slackware -
Линукс из кубиков
- ALT Linux -
Что русскому хорошо





ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ

- ArchLinux -
Гениальное - просто!
- PCLinuxOS -
Просто линукс
- Aptosid -
Почувствуй силу!


ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ

- Gentoo -
Каждому своё
- LinuxFromScratch -
Линукс с нуля


ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ

- DeLiCate -
Старость в радость!
- SLAX -
Тысяча и один модуль


ЗАЩИТА

- OpenWall -
Не стучите, закрыто!
- Kali -
Вам, хакеры!


ПРИЛОЖЕНИЯ

- Planet CCRMA -
Работа со звуком
- VegaStrike -
Каждому по планете!


ЭКСПЕРИМЕНТ

- коЛинуксы -
Не выходя из Виндоус
- GoboLinux -
Очевидно и вероятно
- ReactOS -
Освободите Виндоус!


РОДНЯ

- BSD-семейство -
На плечах гигантов
- OpenIndiana -
До звёзд рукой подать


АРХИВ (2003-2016)
ФОРУМ




НАШИ ПРОЕКТЫ

MATRIX GL
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПИНГВИН В КАРМАНЕ
ЗАКЛАДКИ
СТАТЬИ
КОНТАКТЫ


ПОМОЧЬ






Личный архив ЕЗ

1.06.2005 Нарисуем - будет жить!

Linux порою называют старой системой, подразумевая доставшиеся ей в наследство от древних Юниксов системные компоненты. Однако, возраст самой ОС и многих её "запчастей" часто не идёт ни в какое сравнение с возрастом прикладных инструментов, с которыми можно здесь работать. Эти выходцы из далёкого прошлого - времён, когда и персональный компьютер-то как класс, либо не существовал вовсе, либо только становился на ноги! - восхитительны своей таинственностью и какой-то мистической мощью. Избитый пример такого приложения - редактор Vi (первый в мире текстовый редактор!), в слегка модифицированном виде и сегодня поставляемый с каждым Линукс-дистрибутивом. Но параллельно с этим старцем живут и другие программы, на одной из которых сегодня хотелось бы остановиться. Речь пойдёт о программе POV-Ray - компьютерном динозавре, способным дать фору многим из его более молодых аналогов [www.povray.org].

POV-Ray - среда для высококачественного рендеринга объёмных изображений, основанная на методе трассировки лучей (т.н. рейтрейсинг - отсюда и само название программы, расшифровывающееся как Persistence of Vision Raytracer). Но аналогии с популярными нынче визуальными инструментами для 3D-моделирования и рендеринга вроде Blender3D, весьма условны. POV-Ray - это настоящий язык программирования, язык для описания трёхмерных пространств, для использования которого требуется знать его команды и уметь слагать их в слитный код. Корнями наш герой уходит в такое далёкое прошлое, что и поверить трудно. Как гласит легенда, в один прекрасный день, где-то в начале 80-ых, некто Девид Кирк Бак, работавший тогда на Амиге, ухитрился скомпилировать на своей машине какой-то из примитивных юниксовых рейтрейсеров и, разочаровавшись в том, что увидел, решил написать такую программу сам. Свою разработку он назвал нехитро - DKBTrace (по собственным инициалам), и после нескольких лет труда, в 1987-ом, силами другого классика, Аарона Коллинза, она была перенесена на PC. Наконец, ещё два года спустя, к моменту, когда над DKBTrace уже трудилась команда энтузиастов, Девид отошёл от дел и предложил сменить программе имя. Тогда-то и родилось "POV-Ray".

Одно из прямых следствий столь длинной истории - странности в вопросах лицензирования. Когда Бак только приступал к работе, о популярной нынче GPL ещё никто не слышал, поэтому он решил проблему по-своему, написав лицензию специально для своего детища. Сегодня она называется POV-Ray License и в целом может быть охарактеризована как свободная, хоть и с рядом существенных ограничений. Судите сами: исходные тексты POV-Ray открыты и разрешено бесплатное распространение её копий, однако, перепродажа программы и использование исходников в других продуктах запрещены. Возможно, это узкое место будет устранено в будущих версиях POV-Ray: на сегодня самой свежей является 3.6, а сообщество пользователей и разработчиков обсуждает возможность полной переработки кода в версии 4.0 с одновременным переходом на более свободную лицензию.

Так или иначе, за два десятка лет эволюции POV-Ray не только не устарел (морально или технически), но напротив - развился до невообразимых ступеней совершенства. POV-Ray сегодня это полноценный язык программирования, содержащий все необходимые конструкции для реализации сколь угодно сложных алгоритмов (макросы, циклы - всё это присутствует) и массу функций для воплощения в памяти машины практически всего, что только можно себе вообразить в плане физики света - текстур, источников освещения, атмосферных эффектов, отражений/преломлений и прочего, и прочего. POV-Ray идёт в ногу со временем и, в частности, оптимизирован для 64-битных процессоров, поддерживает массу современных графических форматов. Параллельно, силами тысяч безвестных пользователей, наработана гигантская бибилиотека сопроводительной документации и примеров. Среди них немало просто потрясающих работ, заслуживающих отдельного разговора. К примеру, постер, размещённый ниже, срендерен в POV-Ray лично Марком Шатлворфом (основателем Ubuntu Linux [linux.su/ubuntu.shtml]) на его собственном ноутбуке во время пребывания на Международной космической станции!

Конечно же, за время своего развития POV-Ray оброс и вспомогательными инструментами, призванными облегчить его использование. Многие современные программы для визуального объёмного моделирования умеют импортировать и экспортировать файлы в формате, понимаемом POV-Ray. Таковы Blender3D [blender3d.org], Wings3D [www.wings3d.com], и другие. Есть и моделлеры, специально спроектированные для POV-Ray - взгляните, к примеру, на KpovModeler [www.kpovmodeler.org]. Ну, а результаты говорят сами за себя: сегодняшний текст иллюстрирован работами, выполненными с помощью POV-Ray, и занявшими первые места в различных международных конкурсах. Быть может, следующим победителем POVCOMP [www.povcomp.com] или POV-Ray Short Code Contest [astronomy.swin.edu.au/~pbourke/povray/scc3/] станет кто-то из вас?

Этот текст всегда доступен по адресу Linux.SU/010605.shtml


При частичной или полной перепечатке, переводе, переработке материалов сайта ссылка на Knoppix.ru обязательна.
(c) Knoppix.ru 2003 - 2016