ДЛЯ НАЧАЛА: ЖИВЫЕ

- Knoppix -
Линукс за пять минут
- Puppy Linux -
Хороший друг


ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ

- Debian -
Он такой один
- Linux Mint -
С родинкой на щеке!
- CentOS -
Копейка рубль бережёт!
- Fedora -
По следам Red Hat
- Ubuntu Linux -
Мы одной крови!
- Mageia -
Красота и удобства
- openSUSE -
Настоящее немецкое качество
- Slackware -
Линукс из кубиков
- ALT Linux -
Что русскому хорошо





ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ

- ArchLinux -
Гениальное - просто!
- PCLinuxOS -
Просто линукс
- Aptosid -
Почувствуй силу!


ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ

- Gentoo -
Каждому своё
- LinuxFromScratch -
Линукс с нуля


ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ

- DeLiCate -
Старость в радость!
- SLAX -
Тысяча и один модуль


ЗАЩИТА

- OpenWall -
Не стучите, закрыто!
- Kali -
Вам, хакеры!


ПРИЛОЖЕНИЯ

- Planet CCRMA -
Работа со звуком
- VegaStrike -
Каждому по планете!


ЭКСПЕРИМЕНТ

- коЛинуксы -
Не выходя из Виндоус
- GoboLinux -
Очевидно и вероятно
- ReactOS -
Освободите Виндоус!


РОДНЯ

- BSD-семейство -
На плечах гигантов
- OpenIndiana -
До звёзд рукой подать


АРХИВ (2003-2016)
ФОРУМ




НАШИ ПРОЕКТЫ

MATRIX GL
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПИНГВИН В КАРМАНЕ
ЗАКЛАДКИ
СТАТЬИ
КОНТАКТЫ


ПОМОЧЬ






Личный архив ЕЗ

18.04.2007 История одного плеера

У свободного программного обеспечения немало полезных и приятных качеств. Это и бесплатность (ведь даже если свободную программу продают, вы всегда можете собрать её сами из исходников), и доступность исходных текстов (на которых можно учиться и применять в своих разработках), и непреходящий аромат хайтека и экспериментаторства, широта выбора - можете продолжить список сами, добавив то, что нравится лично вам. Меня же всегда интриговало свойство, появившееся на стыке свободы модификации исходных текстов и вечного недовольства пользователей функциональностью софта. Проявляется оно в невероятной жизнеспособности свободных программ - которые, словно городские деревья, упрямо выбрасывают новые побеги каждую весну, сколько их не стриги по осени. Одна крохотная, простецкая программа, выпущенная под лицензией GNU GPL, способна в кратчайшие сроки превратиться в сложный и чертовски популярный проект, заодно дав жизнь ещё нескольким параллельным разработкам. И не важно, стоял у истоков профессионал или любитель, недавно севший за компьютер: будущее свободного проекта определяется не квалификацией основателя, а тем, насколько интересной покажется идея сообществу пользователей. Опытные линуксоиды, без сомнения, вспомнят не одну такую историю, а я с вашего позволения расскажу свою любимую.

Предыстория нашей истории уходит корнями в начало 90-ых годов (теперь уже) прошлого века, когда вокруг Линуса Торвальдса только-только сформировался коллектив первых разработчиков и пользователей операционной системы Linux. В том же университете, где учился Линус, учился и некто Ханну Савалайнен (Hannu Savolainen) - который так же, как и Линус, увлекался программированием. Но, в отличие от знаменитого соотечественника, Ханну интересовался применением компьютеров для обработки звука. Свои первые опыты он ставил ещё с ранними моделями Sound Blaster в среде MS-DOS, позже обратившись к более совершенным UNIX-совместимым системам. Среди них была, в частности, Minix (как утверждает Ханну в мемуарах [www.4front-tech.com/hannublog/], он купил её в одном магазине с Линусом, разминувшись буквально на день-другой), а потом и Linux. Начав с простейших экспериментов с одной звуковой карточкой, Ханну вскоре писал драйверы для других аудиокарт и стал задумываться над тем, как объединить разные драйверы единым интерфейсом - чтобы программы смогли выдавать звук "не волнуясь" о том, какая именно карта установлена на конкретном компьютере. В результате этой работы и родилась первая звуковая система для UNIX-операционок, VoxWare. Позднее её переименовали в Unix Sound System, а потом - в Open Sound System. OSS.

К сожалению, сегодня уже невозможно определить точно, была ли OSS первой в своём роде. Но можно утверждать наверняка, что именно разработка Савалайнена стала той основой, на которой впоследствии был выстроен весь мультимедийный инструментарий Linux и доброго десятка других операционных систем, совместимых с UNIX. До середины 90-ых Ханну работал один, а в 1995 с ним связался другой энтузиаст (Dev Mazumdar), занятый той же проблемой, предложив объединить усилия под крылом его собственной компании 4Front Technologies. Год спустя была выпущена первая оформленная версия OSS. На тот момент OSS представляла собой обособленный набор драйверов и программ, которые требовалось инсталлировать в Linux.

Старый добрый XMMS

Всё, что было до - была предыстория. Непосредственное начало наша история берёт в 1997 году. Уже год как существует OSS, ядро Linux носит гордый номер 2.0, знаменитый формат MP3 набирает обороты, но для того, чтобы массы узнали про OSS и начали активно писать для неё программы, пользоваться ею, требовалось нечто большее, нежели скупые строчки пресс-релизов. И вот здесь в игре появляются новые лица: осенью 1997-го года братья Питер и Михаель Альм (Peter & Mikael Alm), впечатлённые мало кому тогда известной разработкой под названием Winamp, пишут собственный аудиоплеер для Linux. Наречённый X11Amp, он был похож на Winamp внешне и даже умел подключать винамповские скины. Первые полтора года жизни X11Amp развивается независимо, после чего перспективного новичка берёт под финансовую опёку уже знакомая нам 4Front Tech. Проект меняет название на XMMS - и становится настоящей звездой [www.xmms.org].

В мире Linux и UNIX есть программы-уникумы, оказавшиеся столь удачными, что в неизменном виде они существуют на протяжении десятилетий. Таков текстовый редактор vi - один из первых редакторов текста для компьютеров вообще, включённый в каждый современный Линукс-дистрибутив. Таков файловый менеджер Midnight Commander (mc) - его вы тоже найдёте в каждом дистрибутиве. Такой программой стал и плеер XMMS. Практически не претерпев изменений, пополняя лишь свою коллекцию плагинов и скинов, XMMS буквально въелся в подсознание линуксоидов, так что по сей день первая ассоциация на слова "MP3" и "Linux" - это "икс-эм-эм-эс". Благодаря труду бесчисленных пользователей, тестеров и программистов, XMMS за долгие годы превратился в стабильный, невероятно функциональный аудиопроигрыватель. Пожалуй, не сыщется ни одного цифрового формата, который - через соответствующий плагин - не смог бы воспроизвести наш герой. Он играет мпеги всех мастей, поколений и степеней защиты, помнит и понимает классику демосцены - модульные форматы (XM, IT, S3M), умеет играть компакт-диски, знает назубок все современные свободные аудиоформаты (OGG, FLAC). А ещё способен менять внешность, вписываясь с помощью скинов в рабочее пространство любого Linux-десктопа, и работать без ошибок долгие часы, а то и сутки напролёт. К сожалению, официальной статистики нет, но если субъективно - XMMS долгое время был, да и остаётся самым популярным аудиоплеером для Linux. Ребята из 4Front сделали удачную ставку: взлёт XMMS поспособствовал и популяризации их звуковой системы, так что когда в 2001 году вышло стабильное линуксовое ядро за номером 2.4, драйверы и интерфейс OSS уже были включены в его исходники. XMMS помог OSS обрести статус стандартной звуковой системы для Linux.

А это уже красавчик BMP

Впрочем, архитектура XMMS не была идеальной. Графический интерфейс этой программы был выполнен с привлечением библиотеки GTK версий 1.х. Вам эта библиотечка должна быть знакома - именно на ней построены Gnome и XFCE, её использует графический процессор The GIMP. Но время шло, GTK обновлялась, сменила версию на 2.х, а разработчики XMMS всё так же придерживались устаревшего графического интерфейса. Плеер стал заложником собственной популярности: под него уже были написаны десятки плагинов, которые просто не смогли бы работать с обновлённым XMMS. Если бы XMMS был проприетарной программой с закрытыми исходными текстами, разработчики, вероятно, переписали бы его с нуля, наплевав на интересы уже сформировавшегося сообщества пользователей. Но исходники XMMS открыты - и нашлись энтузиасты, которые решили сделать форк.

Форк - это новая программа, использующая чужие исходные тексты, но развивающаяся уже независимо от прототипа. Когда ограниченность XMMS стала очевидной, группа пользователей этого плеера организовала собственный проект, названный Beep Media Player (BMP, [bmp.beep-media-player.org]). За основу ребята взяли код XMMS, поставив задачу устранить главный его недостаток - устарелый графический интерфейс. Поэтому плеер BMP, использующий современную графическую библиотеку, получился весьма симпатичным, но функционально остался тем же стариной XMMS. Большая часть плагинов от XMMS была успешно перенесена под BMP, и проект просуществовал до осени 2005 года, которой и датирована последняя стабильная версия программы. После чего работы затормозились.

BMPx обзавёлся фонотекой

Причиной тихой смерти BMP стала, по всей видимости, его функциональная ограниченность. Слабенькие визуальные эффекты, недостаточная гибкость в изменении внешнего вида, примитивные средства для управления плейлистами - всё это обусловило потерю интереса к BMP. И часть разработчиков отделилась, чтобы организовать два новых проекта. BMPx и Audacious Media Player, стартовавшие в конце 2005-го, хоть и считаются потомками XMMS, имеют с последним очень мало общего. Исходники BMPх [bmpx.beep-media-player.org] написаны практически заново - что, как вы понимаете, было необходимым условием для преодоления старых ограничений. Audacious [audacious-media-player.org] чуть более похож на BMP изнутри, но тоже подвергся основательной переделке. Благодаря новому ядру, BMPx и Audacious обрели чрезвычайную гибкость в изменении внешности, научились работать с русским языком и в паре с другими мультимедийными программами, BMPx получил собственный инструментарий для организации фонотек, а Audacious - средства для дистанционного управления (влиять на ход воспроизведения можно из других программ, так называемых программ-клиентов). Параллельно им неспешно развивается и ещё один, уже третий по счёту и схожий по функциональности форк XMMS - с названием XMMS2 [www.xmms2.org].

Audacious ценят за функциональность

Вот так, неоднократно изменившись в ходе цифровой эволюции, старина XMMS обрёл новое дыхание и сегодня уверенно смотрит в будущее - глазами потомков. Audacious и BMPx можно считать вполне состоявшимися проектами: эти проигрыватели включены в состав многих современных Линукс-дистрибутивов. Совет использовать Audacious вместо XMMS часто звучит на форумах и в конференциях. Да, в плане популярности они пока далеки от своего предка, но сделайте скидку на молодость! Слава у них ещё впереди. Эволюция XMMS уже много лет как остановилась, а его новые отпрыски меняют номера версий едва ли не каждый месяц. Вместо того, чтобы пытаться заглянуть в будущее, оглянемся назад. Прошли годы. Звуковая система OSS выбралась из безвестности, стала стандартом для Linux и успела проиграть сражение за вершину Олимпа полностью свободной ALSA (разработчики OSS так и не решились раскрыть исходники всех своих разработок). Племя плееров для Linux давно ведёт счёт на десятки, племя свободных мультимедийных программ - родившихся благодаря OSS - на сотни. Миллионы человек воспользовались этими инструментами, и десятки миллионов ещё обратят на них своё внимание. А у истоков этого разнообразия - всего лишь один свободный проект, который и дал жизнь целой плеяде других, сложных и перспективных, помог оформлению мультимедийных концепций и популяризации операционной системы. А что же старина Winamp - тот самый, что поспособствовал рождению XMMS? Купленный гигантской корпорацией AOL, он так и остался один-одинёшенек, со временем - из-за капризов нового хозяина - растеряв почти всех своих разработчиков. Он популярен, да, но дорого ли стоит такая популярность?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Этот текст всегда доступен по адресу Knoppix.ru/180407.shtml


При частичной или полной перепечатке, переводе, переработке материалов сайта ссылка на Knoppix.ru обязательна.
(c) Knoppix.ru 2003 - 2016