ДЛЯ НАЧАЛА: ЖИВЫЕ

- Knoppix -
Линукс за пять минут
- Puppy Linux -
Хороший друг


ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ

- Debian -
Он такой один
- Linux Mint -
С родинкой на щеке!
- CentOS -
Копейка рубль бережёт!
- Fedora -
По следам Red Hat
- Ubuntu Linux -
Мы одной крови!
- Mageia -
Красота и удобства
- openSUSE -
Настоящее немецкое качество
- Slackware -
Линукс из кубиков
- ALT Linux -
Что русскому хорошо





ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ

- ArchLinux -
Гениальное - просто!
- PCLinuxOS -
Просто линукс
- Aptosid -
Почувствуй силу!


ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ

- Gentoo -
Каждому своё
- LinuxFromScratch -
Линукс с нуля


ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ

- DeLiCate -
Старость в радость!
- SLAX -
Тысяча и один модуль


ЗАЩИТА

- OpenWall -
Не стучите, закрыто!
- Kali -
Вам, хакеры!


ПРИЛОЖЕНИЯ

- Planet CCRMA -
Работа со звуком
- VegaStrike -
Каждому по планете!


ЭКСПЕРИМЕНТ

- коЛинуксы -
Не выходя из Виндоус
- GoboLinux -
Очевидно и вероятно
- ReactOS -
Освободите Виндоус!


РОДНЯ

- BSD-семейство -
На плечах гигантов
- OpenIndiana -
До звёзд рукой подать


АРХИВ (2003-2016)
ФОРУМ




НАШИ ПРОЕКТЫ

MATRIX GL
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПИНГВИН В КАРМАНЕ
ЗАКЛАДКИ
СТАТЬИ
КОНТАКТЫ


ПОМОЧЬ






Личный архив ЕЗ

Сводка от 20.07.2003 Вектор тяги

Пожалуй, самая приятная новость последних дней - анонс сообщества Mozilla.org (того самого, что по-прежнему занимается развитием Mozilla, теперь вместе с недавно образованной Mozilla Foundation) об имплементации в пакет Mozilla предварительной поддержки формата SVG. Большинству из вас, наверное, ничего не говорит ни само это сокращение, ни его расшифровка - Scalable Vector Graphics (что примерно переводится как "масштабируемая векторная графика"), но при ближайшем рассмотрении за мутной пеленой терминов оказывается скрыта замечательная вещь: SVG - будущее компьютерной графики в Сети.

Вне зависимости от вашей специализации, интересов и увлечений, о технологии Flash слышал каждый. Этот язык, позволяющий создавать и неподвижные картинки, и плоскую анимацию, и (при использовании специальных вспомогательных инструментов) сложнейшие трёхмерные фильмы, завоевал фантастическую популярность: сегодня, вероятно, без плагина для воспроизведения Flash-анимации, не обходится ни один веб-браузер. Кстати, именно Flash-анимация используется Олегом Куваевым для рисования столь любимых нами мультфильмов про Масяню. Но лирика - лирикой, а во всех этих прелестях есть один большой недостаток. Flash является проприетарным продуктом. Иначе говоря, технология была разработана компанией Macromedia и все права принадлежат ей же. Кому это мешает? Пока может быть и никому: Macromedia охотно позволяет всем желающим выпускать программы, поддерживающие её формат (вероятно, за скромную плату). И всё же слишком доверять одной компании не следует: смена руководства или финансовые проблемы могут отозваться непредсказуемыми последствиями. К примеру, может стать очень дорогим лицензирование Flash, либо в Macromedia решат обновить формат, нарушив совместимость со старыми версиями - может случиться что угодно и никто из нас будет не в силах помешать этому.

Выход только один. Нужно аналогичное по возможностям свободное решение. Каковым и стал язык SVG (см. www.w3.org/Graphics/SVG/Overview.htm8). Развиваемый под контролем Консорциума WWW (его часто именуют W3C - World Wide Web Consortium), SVG представляет из себя XML-совместимый язык разметки. Проще говоря, команды SVG составлены из команд языка XML (уже сегодня ставшего основным для создания веб-сайтов). Что умеет SVG? Всё то же, что и Flash. При этом SVG, как свободное решение, обладает рядом уникальных преимуществ перед своим проприетарным конкурентом. Багодаря тому, что язык XML-совместимый, SVG-компоненты легко комбинировать с компонентами, написанными на других XML-языках (SMIL, CSS, DOM и пр.). Кроме того, разработчики плагинов для SVG избавлены от необходимости платить лицензионную дань.

SVG уже сегодня поддерживается многими программами (в частности, есть соответствующий плагин для Adobe Viewer), и в самое ближайшее время в их число должна войти Mozilla. Внутри сообщества Mozilla.org есть группа разработчиков, которые решают эту задачу и в данный момент выпустили первую версию браузера Mozilla, понимающего SVG-документы без необходимости подключения плагинов. Поскольку пока данная работа находится на ранней стадии, в основном дистрибутиве Mozilla такой поддержки нет. Но все любопытствующие могут скачать SVG-активированную версию браузера со страницы вышеупомянутой группы Mozilla SVG Project (см. www.mozilla.org/projects/svg).

В столь же ранней стадии находится, кстати, и имплементация нового Линукс-ядра в существующие дистрибутивы свободной ОС: тестовая версия ядра 2.6.0 уже лежит в Сети, но до появления официальной завершённой версии и первых дистрибутивов должна пройти ещё как минимум пара месяцев. Судя по почте Knoppix.ru, впрочем, самые нетерпеливые уже качают исходники и пытаются скомпилировать ядро сами, сталкиваясь с неожиданными препятствиями. Помочь здесь советом вряд ли возможно, но если у вас чешутся руки и есть желание опередить неразворотливых производителей, можете попробовать воспользоваться не исходными текстами, а готовыми RPM-пакетами, содержащими уже откомпилированные исполняемые файлы нового ядра. Их - конечно же, в неофициальном порядке - выложил вчера в веб-архив один из программистов компании Red Hat (см. people.redhat.com/arjanv/2.5/RPMS.kernel/): пакеты предназначены для установки поверх последней версии Red Hat Linux (за номером 9 - заказать её саму, либо её русский вариант ASP Linux 9, можно на нашем сайте). Конечно, в хитросплетениях пары десятков RPM-файлов вам придётся разобраться самим, но если кто-то сумеет поставить и опробовать - поделитесь впечатлениями, мы их с удовольствием опубликуем. Удачи вам!

Свежие релизы:

- миниатюрный аварийно-спасательный Linux-дистрибутив BG-Rescue Linux 0.1.4

- текстовый (но от того отнюдь не менее симпатичный) многофункциональный аудиоплейер Orpheus 1.2

- ваш личный поисковик SearchAssist 1.1

- инструмент для решения систем уравнений Mathomatic 10.3

- пакет для обучения самых маленьких пользователей основам работы с компьютером GCompris 3.2

- высокоуровневый ассемблер High Level Assembly Language 1.53 (модификация обычного ассемблера x86, претендующий на большую удобочитаемость)

- аудиосервер для организации совместной работы множества приложений Jack Audio Connection Kit 0.74

- геокэшеры, работайте с CacheMate 1.3

- утилита для работы с мобильником SonyEricsson T68: Tsemgr 0.07

- Интернет-пейджер Gaim 0.66

- BASIC XXI-го века Python 2.3c1

Этот текст всегда доступен по адресу knoppix.ru/200703.shtml

Ваши комментарии, советы и ссылки приветствуются! Пишите: knoppix@knoppix.ru

Сводка от 18.07.2003 Пиво и Линух

Начатый вчера рассказ о современных инструментах файлового обмена был бы неполным без упоминания о такой модной нынче штуке, как BitTorrent (см. bitconjurer.org/BitTorrent/). Впрочем, модная - ещё не значит популярная: о BitTorrent слышали многие, но лишь единицы сумеют объяснить что же это такое и как этим пользоваться - идея, положенная в основу программы, нетривиальна. Поэтому до настоящего момента круг её фанатов ограничивается технически подкованными англоязычными компьютерными пользователями. Но программа безусловно стоит того, чтобы стать по-настоящему популярной. Впрочем, довольно общих слов. Представьте себе следующую ситуацию: у вас есть некий большой по объёму файл, который вам необходимо передать, скажем, тысяче человек. Как вы это сделаете?

Выложить файл на собственный сервер и дать ссылку будет традиционным, но отнюдь не самым лучшим решением в случае, если объёмы действительно велики. Один-два мегабайта ещё куда ни шло, но когда счёт идёт на гигабайты (столько "весят", к примеру, дистрибутивы Linux) централизованная дистрибуция со своего сервера - а это именно то, чем вы занимаетесь - может влететь в копеечку. Ведь исходящий трафик обычно стоит дорого. Для решения этой проблемы и придумали BitTorrent. Идея, положенная в основу программы, частично уже эксплуатируется в других файлообменных сетях: создатели BitTorrent предложили каждому клиенту, который выкачивает файл с центрального сервера, помочь в его распространении - отдавая по мере возможности кусочки этого файла новым клиентам. Конечно, в первый момент, когда столь нужный всем файл есть только на вашем сервере, ситуация ничем не отличается от централизованного варианта: клиент, начавший скачку этого файла, будет тянуть информацию только от вас. Но уже второй клиент сможет использовать сразу два информационных потока: от вашего сервера и от первого клиента. В BitTorrent такая взаимопомощь является обязательным условием: если выкачиваете вы, то будут выкачивать и у вас. Результат - сравнительно высокие скорости (поскольку каждый клиент подсоединён к множеству источников, он сможет получить файл быстрее, чем если бы качал его с одного сервера), большая надёжность и возможность обслужить бесконечно большое число клиентов: ведь чем выше спрос на какой-то файл, тем больше узлов будет вовлечено в его дистрибуцию. Естественно, что код программы открыт (под свободной лицензией института MIT). Хорошим отправным пунктом для путешествия по миру BitTorrent может стать страничка некоего Смайлера (см. smiler.no-ip.org/BT/BTlinks.php), на которой собраны ссылки на множество интересных BitTorrent-ресурсов.

Транслируемые через BitTorrent-каналы дистрибутивы Linux, коих нынче развелось видимо-невидимо, ещё совсем недавно были весьма немногочисленны. А десять лет назад, когда Linux только готовилась к релизу 1.0 (конечно, система существовала и до того, но была нестабильна), их и вовсе можно было пересчитать по пальцам. И каждый, достаточно упорный энтузиаст, мог рассчитывать на мировой успех, выпуская в свет собранный собственными руками пакет Linux-приложений. Именно так поступил и мало кому тогда известный американский студент Патрик Волкердинг. Большой любитель пива - именно пиво и пивоварение в домашних условиях было его главным увлечением - он использовал Интернет для общения с единомышленниками в news-конференциях, фанател от группы Grateful Dead и шлялся за ними по Штатам на своём стареньком авто в свободное от учёбы время, и даже немножко играл на гитаре сам. Когда произошло его столкновение с Linux, неизвестно, но, экспериментируя с молодой ещё свободной ОС, Патрик к июлю 1993-го собрал собственный дистрибутив и выложил его на FTP-сервер забавы ради. Своё творение он назвал Slackware (см. Slackware.com; точного русского перевода не существует, но составить представление можно по переводу слова "slack" - "расхлябанный, небрежный") - в шутку, чтобы никто не вздумал принимать эту попытку всерьёз. Год спустя поделка Патрика стала одним из самых популярных Linux-дистрибутивов мира. А вчера отпраздновала десятилетний юбилей.

Slackware 1.0 был основан на ядре Linux серии 0.99 и включал в себя, помимо базовых утилит и инструментов разработчика, оконную систему X Window (X Free 86 версии 1.3). Любопытствующие могут обратиться за подробностями к историческому пресс-релизу (см. gus-br.linuxmag.com.br/artigos/17-jul-1993.html). Распространялся дистрибутив в виде отдельных пакетов, которые нужно было разместить на 3.5-дюймовых дискетах: 13 дискет базовой конфигурации и 11 дискет с X Window. Пользователь мог сам выбирать, какие из дискет ставить, какие игнорировать, благодаря чему имел возможность сэкономить и на плате за Интернет (ненужные компоненты можно было даже не выкачивать), и получить подогнанную под личные запросы систему. В дальнейшем Патрик последовательно развивал этот принцип (он остаётся неизменным и сегодня - в Slackware 9.0), благодаря чему, в конце концов, и добился мирового признания.

В очередном Совете дня читайте про нехитрую процедуру прощания с Linux (удаления системы с компьютера)...

Читать дальше...



При частичной или полной перепечатке, переводе, переработке материалов сайта ссылка на Knoppix.ru обязательна.
(c) Knoppix.ru 2003 - 2017