ДЛЯ НАЧАЛА: ЖИВЫЕ

- Knoppix -
Линукс за пять минут
- Puppy Linux -
Хороший друг


ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ

- Debian -
Он такой один
- Linux Mint -
С родинкой на щеке!
- CentOS -
Копейка рубль бережёт!
- Fedora -
По следам Red Hat
- Ubuntu Linux -
Мы одной крови!
- Mageia -
Красота и удобства
- openSUSE -
Настоящее немецкое качество
- Slackware -
Линукс из кубиков
- ALT Linux -
Что русскому хорошо





ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ

- ArchLinux -
Гениальное - просто!
- PCLinuxOS -
Просто линукс
- Aptosid -
Почувствуй силу!


ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ

- Gentoo -
Каждому своё
- LinuxFromScratch -
Линукс с нуля


ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ

- DeLiCate -
Старость в радость!
- SLAX -
Тысяча и один модуль


ЗАЩИТА

- OpenWall -
Не стучите, закрыто!
- Kali -
Вам, хакеры!


ПРИЛОЖЕНИЯ

- Planet CCRMA -
Работа со звуком
- VegaStrike -
Каждому по планете!


ЭКСПЕРИМЕНТ

- коЛинуксы -
Не выходя из Виндоус
- GoboLinux -
Очевидно и вероятно
- ReactOS -
Освободите Виндоус!


РОДНЯ

- BSD-семейство -
На плечах гигантов
- OpenIndiana -
До звёзд рукой подать


АРХИВ (2003-2016)
ФОРУМ




НАШИ ПРОЕКТЫ

MATRIX GL
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПИНГВИН В КАРМАНЕ
ЗАКЛАДКИ
СТАТЬИ
КОНТАКТЫ


ПОМОЧЬ






Личный архив ЕЗ

Сводка от 20.12.2004 Да будет снег!

Как вы думаете, сколько времени необходимо современному компьютеру на то, чтобы после включения загрузить все необходимые системные и прикладные программы и быть готовым к работе? Примерно десять секунд - считают хакеры, работающие над дистрибутивом Fedora Core! В самом деле, из чего складываются те долгие две минуты, которые загружается компьютер с Linux сегодня? Из чтения данных с жёсткого диска, периодической загрузки под завязку центрального процессора и ожидания ответа различных периферийных устройств. В идеале загрузчик может быть полностью распараллелен: в один присест, за несколько секунд, с винчестера читаются все необходимые данные, параллельно идёт опрос "железа" и по мере того, как оно отвечает, система приводится в рабочее состояние. Впрочем, это в идеале - до которого, как вы понимаете, ещё далеко. Пока было бы неплохо определить "узкие места" процесса загрузки, узнав, на какие задачи компьютер тратит больше всего времени. Здорово было бы получить рисунок, наглядно демонстрирующий, сколько времени уходит на тот или иной этап загрузки! Примерно в середине ноября эта идея прозвучала в одном из списков рассылки разработчиков Fedora Core, а к декабрю поставленная задача уже была решена: хакер Зига Маковец написал программу, которая визуализует процесс загрузки Linux - и попал в точку. За следующие несколько недель его утилитой воспользовались участники нескольких крупных open source-проектов, с немалой выгодой для себя.

Утилита, написанная Маковецом, называется Bootchart [www.klika.si/ziga/bootchart/]. По сути это программа-наблюдатель, скрупулёзно замеряющая, сколько длится загрузка операционной системы и рисующая весь процесс в деталях на специальном графике, который приведён ниже. Первые же пробные прогоны Bootchart на Fedora Core 3 позволили разработчикам последней выявить сразу несколько проблем, уменьшив как нагрузку на процессор, так и время загрузки ОС. В настоящее время, используя Bootchart, оптимизацию своих загрузчиков ведут хакеры, работающие над дистрибутивами Gentoo и SuSE, Debian и Ubuntu, Mandrake и Conectiva. Но утилитка оказалась настолько полезной, что ею плотно заинтересовались и за пределами вселенной Линукс - и теперь девелоперы Mac OS X и Solaris тоже изучают рисуемые Bootchart графики, в надежде ускорить загрузку своих операционных систем!

Оптимизация Linux - вообще вопрос чрезвычайно интересный и обширный. Каждый более-менее опытный пользователь свободной ОС знает, что систему эту можно "заточить" под любые применения, было бы желание и время! Играя параметрами самой системы и прикладного окружения, можно добиваться впечатляющих результатов в распределении ресурсов под нужную вам задачу. Игровые приложения - одна из тех областей, что требуют тщательной оптимизации. Как известно, теоретически под Linux можно запускать и комфортно играть в большинство современных игрушек (пусть и с использованием эмуляторов), жадных до памяти и вычислительной мощи, но плата за комфорт - требования к умению настроить систему. В преддверие длинных новогодних праздников настроение соответствующе несерьёзное, так что если вы до сих пор откладывали доведение своего Линукса до ума, возможно сейчас самое время этим заняться? На днях на известном технофоруме Slashdot разгорелась дискуссия, центральным вопросом которой была как раз правильная настройка Linux для исполнения игровых приложений. И, несмотря на то, что сам вопрос своей широтой казалось бы провоцирует на флейм, обсуждение получилось в целом спокойным и стройным. Все желающие могут полистать исходники на самом Slashdot [ask.slashdot.org], а я приведу здесь лишь только самые ценные выдержки. Итак, вот базовые рекомендации:

  • Используйте минималистичный оконный менеджер. Вместо тяжёловесных Gnome и KDE (поглощающих немало оперативной памяти и запускающих много фоновых процессов) лучше взять красивые, но лёгкие XFCE, Fluxbox, WindowMaker или IceWM.
  • Стоит подкорректировать файлы конфигурации, отключив все ненужные сервисы и программы. Кстати, попутно можно избавиться и от оконного менеджера: игры лучше всего запускать прямо из голой консоли с помощью xinit (сервер X Window запустится сам).
  • Процессор, естественно, нужен как можно более мощный (последние Pentium 4 или Athlon 64), а в качестве графической карты - по крайней мере пока - лучше всего использовать модели от nVidia, Linux-драйверы для которых демонстрируют наивысшую производительность.
  • Лучшим дистрибутивом для игровых применений считается Gentoo. Впрочем, похоже, не из-за технического превосходства, а в силу того, что среди его пользователей больше всего геймеров.
  • И, конечно, нужно желание. Линукс-геймеров не так мало, как вам кажется, но все они в один голос уверяют: помимо хорошего (правильного!) железа и подходящих настроек, требуются тяга к эксперименту и некоторый навык.

Больших игровых проектов, проектировавшихся с прицелом на Линукс, пока действительно немного. Но чем больше среди линуксоидов будет желающих играть не покидая свою любимую ОС, тем активней будут и гейм-девелоперы. Ничего невозможного здесь нет: это рынок, где спрос обязательно рождает предложение. В качестве доказательства - пример из смежной области. Все вы в курсе того, что Интернет-магазины, торгующие цифровой музыкой, переживают сегодня бум. Один из них, iTunes Music Store компании Apple, известен даже тем, кто и Сетью-то не пользуется. Организаторы таких магазинов до сих пор обходили вниманием Linux, но интерес рос - и в конце концов онлайновые мьюзик-шопы, работать с которыми можно и в Linux, начали появляться. Одна из первых ласточек - Mindawn.com: типичный по нынешним меркам супермаркет, где представлены цифровые копии тысяч музыкальных композиций от нескольких десятков независимых лейблов. Отличий от прочих магазинов два. Первое: вся музыка выставлена в свободных форматах, OGG (эквивалент MP3) и FLAC (сжатие без потерь, запись легко перенести на полноценный аудио-CD), в них же предлагаются и отрывки для предварительного прослушивания; естественно, никаких ограничений на использование нет. Второе: для прослушивания и приобретения музыки с Mindawn написан специальный плеер, который работает в Linux, Windows и Mac OS X. Основателем Mindawn выступил Шон Гордон, известный также как создатель компании theKompany, которая пишет софт для Линукс-наладонников Zaurus. Музыка на Mindawn продаётся - по доллару за композицию или семь долларов за альбом. Часть доходов отчисляется музыкантам и весь этот денежный процесс предельно упрощён, так что если вы пишете музыку, создатели Mindawn приглашают вас разместить свои композиции в их каталоге и получать процент от продаж через аккаунт в интернациональной системе PayPal.

Впрочем, к чёрту серьёзные темы! На носу - праздники и завершая очередную Сводку, позвольте поделиться с вами замечательной утилитой, которая вне всякого сомнения будет очень к месту на вашем новогоднем Линукс-десктопе. Это Xsnow, превращающая рабочий стол в кусочек зимы - с падающими снежинками и сугробами на окошках, летящим по небу Сантой и прочими приятными игрушечными мелочами. Пользователи Debian могут установить программку простой командой 'apt-get install xsnow', владельцы Новогоднего Линукс-комплекта [linux.su/liny.shtml] получают её в составе KnoppixGames уже предустановленной, а всех остальных приглашаю на сайт разработчика [www.euronet.nl/~rja/Xsnow/], где размещены исходные тексты и скомпилированные версии для разных дистрибутивов. Если снегопад не заладится, проверьте настройки KDE: опция "Allow programs in desktop window" должна быть включена. Успехов!

Этот текст всегда доступен по адресу Linux.SU/201204.shtml

Сводка от 17.12.04 Клик решает всё!

Главная новость последних нескольких дней, вне всякого сомнения, выход очередной версии "живого" дистрибутива Knoppix - за номером 3.7 [linux.su/knoppixa.shtml]. Клаус Кноппер, на плечах которого по сей день держится и координация процесса разработки, и значительная его часть применительно к Кноппиксу, сделал всем нам замечательный новогодний подарок. Knoppix 3.7 - это могучая подборка самых свежих версий примерно двух тысяч свободных программ, включая весь спектр прикладного и системного софта (и даже два ядра Linux: 2.4.27 и 2.6.9). Можно долго перечислять список включённых в состав этого дистрибутива пакетов, но лучше - это же Knoppix! - просто сказать, что если вы ещё не видели Linux или видели сравнительно немного, один диск Knoppix даст вам возможность посмотреть и оценить в работе свободную ОС и большинство популярных программ для неё. Впрочем, на одном приложении мне всё же хотелось бы остановиться подробней. Это утилита KLIK - уникальная инновация, которая скоро будет в каждом "живом" Linux-дистрибутиве.

Как известно, "живые Линуксы" - те, что не требуют инсталляции на винчестер и работают прямо с компакт-диска, после перезагрузки компьютера, обладают одним серьёзным недостатком. Да, они просты в обращении, и обычно в них много предустановленных программ (в том же Кноппиксе около двух тысяч, упакованных специальных архиватором), но установить новую программу либо невозможно, либо очень сложно. Вы понимаете о чём я: ведь вся структура системы записана на компакт-диске и как её поменяешь? Но способ нашёлся! Представьте себе, что новая программа будет вся устанавливаться в отдельную папку, находящуюся на виртуальном диске в оперативной памяти. Именно так работает KLIK - приложение для графической среды KDE, позволяющее инсталлировать новые программы буквально в один клик (название не случайно!). Вы запускаете KLIK, выбираете из обширного списка программ нужную вам - и KLIK скачивает её из Сети, и инсталлирует в оперативную память вашего компьютера. Конечно, перезагрузка сотрёт такую инсталляцию, однако и это можно решить: если вы сохраняете свой домашний каталог Knoppix на винчестере (или "флэшке"), новая программа не сотрётся - она поставится на винт и в следующий раз, загрузив Knoppix, вы снова увидите её в системном меню. KLIK устанавливает программы из специального хранилища, в котором сегодня насчитывается почти две тысячи продуктов. В дальнейшем энтузиасты, развивающие KLIK, надеются адаптировать для него большинство из полутора десятков тысяч пакетов, доступных в проекте Debian (Knoppix, если помните, основан на Дебиане). Центром разработки KLIK служит сайт klik.atekon.de, где, кстати, хранятся и все адаптированные программы.

Возвращаясь к новинкам: ассортимент нашего магазина пополнился также новой версией Русского комплекта [linux.su/rusc.shtml], в который теперь включён Knoppix 3.7. Многих должна заинтересовать и новая стабильная версия самого удобного (спорно) и красивого (бесспорно) дистрибутива Mandrake Linux. Да, теперь Mandrake Linux 10.1 Official из трёх дисков есть и у нас. Программное наполнение Mandrake 10.1 Official выдаёт здоровый консерватизм разработчиков: вместо самых свежих, но часто нестабильных версий софта (как в Knoppix или Fedora Core, к примеру) в этот дистрибутив включены программы, прошедшие минимальную проверку временем (графические среды KDE 3.2.3 и Gnome 2.6, альтернативный оконный сервер X.org 6.7.0, офисный пакет OpenOffice.org 1.1.3, Mozilla 1.7.2, GIMP 2.0.4), но данное обстоятельство лишь подчёркивает главную цель создателей Mandrake: разработку операционной системы, которая обладала бы одновременно чертами "технически продвинутой" и стабильной. Встречайте! [linux.su/mandrake.shtml]

За прошедшие с момента публикации последней Сводки дни случилось в Linux-вселенной и много чего ещё помимо выхода новых дистрибутивов. Много шуму наделала американская компания Coverity, опубликовавшая отчёт о... почти тысяче ошибок, обнаруженных в исходных текстах ядра Linux 2.6 [www.computerra.ru/think/sentinel/37125/]. Вы считаете, что тысяча ошибок много? Не торопитесь. Всё познаётся в сравнении и в данном конкретном случае публикация не только не навредила имиджу свободной ОС, но наоборот - показала, сколь совершенна Linux, сколь высокое качество кода выдают независимые разработчики и профессионалы со всего мира, работающие над ядром. Дело в том, что согласно нескольким оценкам других экспертных групп, типичная проприетарная программа (читайте: программа с закрытым кодом, которую пишет небольшая группа программистов, получающих за это вознаграждение) включает от семи до 40 тысяч ошибок на каждую тысячу строк кода! Соответственно, "глюкавость" Linux-ядра по самой скромной оценке в шесть-семь раз меньше, чем у программ несвободных. И этот вывод очень важен: ведь до сих пор, когда речь заходит о сравнении "дырявости" Linux и Microsoft Windows, обычно вспоминают, что Windows только кажется более "дырявой" - она намного популярнее, а значит и внимание к ней привлечено большее, а значит и "дыры" в ней отыскивают чаще. Как видим, это предположение себя изжило и можно надеяться, что и в будущем, когда численность пользователей Linux многократно возрастёт, защищённость нашей любимой операционки останется на непревзойдённо высоком уровне! Кстати, ошибки, найденные Coverity, были обнаружены специальной программой (SWAT), опубликованы на сайте компании и к настоящему моменту уже большей частью исправлены.

Наконец, ещё одно впечатляющее событие последних дней - уход в печать номера газеты New York Times с размещённой в нём полноформатной рекламной вставкой, посвящённой свободному браузеру Firefox [www.mozilla.org/images/nyt_ad_large_2004.png]. Если помните, англоязычные пользователи Firefox, готовясь к релизу 1.0, за какую-то неделю собрали умопомрачительную сумму (несколько сотен тысяч долларов), которую планировалось потратить на рекламную "раскрутку" нового браузера. На большую часть собранного была приобретена полоса в New York Times, а размещённое там объявление вы видите ниже. При ближайшем рассмотрении пёстрый узор оказывается соткан из тысяч имён - не забыт ни один человек из пожертвовавших свой доллар на общее дело! К моменту, когда данный номер газеты попадёт в руки к читателям, число скачанных копий Firefox 1.0 только с официального сайта превысит одиннадцать миллионов! И есть все основания полагать, что в ближайшие дни младшему брату Мозиллы предстоит пережить ещё один всплеск интереса, после того как читатели NYT превратятся в потенциальных пользователей Firefox :-)

Этот текст всегда доступен по адресу Linux.SU/171204.shtml



При частичной или полной перепечатке, переводе, переработке материалов сайта ссылка на Knoppix.ru обязательна.
(c) Knoppix.ru 2003 - 2017