ДЛЯ НАЧАЛА: ЖИВЫЕ

- Knoppix -
Линукс за пять минут
- Puppy Linux -
Хороший друг


ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ

- Debian -
Он такой один
- Linux Mint -
С родинкой на щеке!
- CentOS -
Копейка рубль бережёт!
- Fedora -
По следам Red Hat
- Ubuntu Linux -
Мы одной крови!
- Mageia -
Красота и удобства
- openSUSE -
Настоящее немецкое качество
- Slackware -
Линукс из кубиков
- ALT Linux -
Что русскому хорошо





ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ

- ArchLinux -
Гениальное - просто!
- PCLinuxOS -
Просто линукс
- Aptosid -
Почувствуй силу!


ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ

- Gentoo -
Каждому своё
- LinuxFromScratch -
Линукс с нуля


ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ

- DeLiCate -
Старость в радость!
- SLAX -
Тысяча и один модуль


ЗАЩИТА

- OpenWall -
Не стучите, закрыто!
- Kali -
Вам, хакеры!


ПРИЛОЖЕНИЯ

- Planet CCRMA -
Работа со звуком
- VegaStrike -
Каждому по планете!


ЭКСПЕРИМЕНТ

- коЛинуксы -
Не выходя из Виндоус
- GoboLinux -
Очевидно и вероятно
- ReactOS -
Освободите Виндоус!


РОДНЯ

- BSD-семейство -
На плечах гигантов
- OpenIndiana -
До звёзд рукой подать


АРХИВ (2003-2016)
ФОРУМ




НАШИ ПРОЕКТЫ

MATRIX GL
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПИНГВИН В КАРМАНЕ
ЗАКЛАДКИ
СТАТЬИ
КОНТАКТЫ


ПОМОЧЬ






Личный архив ЕЗ

Сводка от 22.06.2003 Рабы не мы

Стремительная эволюция индустрии открытого кода, конечно, не обходится без потерь: в любой войне неизбежны жертвы, а потому время от времени мы слышим о смерти того или иного проекта. Хорошо если проект умирает сам - потеряв интерес со стороны пользователей, но бывает и так, что причиной смерти становится насилие со стороны конкурентов. Последняя жертва, по которой вот уже пару дней скорбит англоязычное Linux-сообщество - игровой проект FreeCraft, павший в неравной борьбе с компанией Blizzard.

FreeCraft, родившийся три года назад, был целиком и полностью основан на идеях и принципах open source. В рамках его энтузиастами была создана даже не игра, а игровой движок, пригодный для построения игр в жанре стратегии реального времени (впрочем, одноимённая игра тоже существует - её можно найти на многих игровых дисках для Linux, включая Games Collection, распространяемый нашим сайтом). В мире проприетарного софта примерами таких игр могут служить Command&Conquer, StarCraft и WarCraft, причём две последних выпущены одной и той же компанией - Blizzard. При том, что FreeCraft содержал исключительно оригинальный код, вся его музыка и графика также были созданы с нуля, стратеги Blizzard сочли свободный проект слишком большой угрозой для своего бизнеса - и на протяжении последнего года преследовали его в судебном порядке, добиваясь закрытия. 20-го июня группа разработчиков FreeCraft получила судебное предписание прекратить работы над проектом ввиду слишком сильной схожести его с коммерческим StarCraft - что и было незамедлительно выполнено. Официально, проекта FreeCraft больше не существует: его страницы на серверах сообществ SourceForge и Freshmeat удалены, а доменные имена freecraft.org, .net и .com выставлены на продажу. Полюбобытствовать их содержимым теперь можно лишь через "машину времени" сервера Archive.org, заглянув на страницу со следующим адресом: http://web.archive.org/web/20020605061819/http://www.freecraft.org/index.html

Впрочем, как и в случае с любым другим open source-проектом, остановившимся вопреки воле участников и поклонников, жизнь FreeCraft не прекратилась с закрытием официальных сайтов. Не считая акций протеста, к проведению которых призывают некоторые игроки, в Сети и на руках у пользователей остаются сотни тысяч копий файлов с исходными текстами и мультимедийными ресурсами (музыкой, графикой) FreeCraft. Конечно, продолжение разработки отдаёт нелегальщиной и связано с очевидными трудностями из-за отсутствия центрального узла, на котором независимые разработчики могли бы координировать свои усилия, но есть и ещё один вариант: форки.

Форком именуют программу, основанную на чьём-либо коде, но развивающуюся независимо от своего прототипа. Благо, свободные лицензии вроде GPL благоприятствуют таким действиям. Именно так, на основе наработок FreeCraft, родился параллельный проект Inferno - здравствующий и поныне. В силу молодости, он, похоже, не имеет даже своего сайта, поэтому всех желающих поучаствовать в разработке приглашают в IRC-канал #projectinferno на сервере irc.freenode.net

Взирая на то, как поступила Blizzard со своим свободным конкурентом, можно подумать, что отцы Warcraft и Starcraft могли бы быть и снисходительней к любительской вариации на тему их замечательных программ, но пример Blizzard - отнюдь не единичный случай жестокого отношения к конкурирующей open source-продукции. Гиганты софтверной индустрии относятся сегодня к свободным программам максимально серьёзно, видя в них угрозу своему благополучию в ближайшем будущем - отсюда и проистекают все жестокости: конкурента либо испепеляют, либо, если полное уничтожение невозможно, давят немыслимо агрессивной ценовой политикой. В этом плане интересен аналогичный инцидент, связанный с компанией Microsoft. В сражении за рынок Таиланда, правительство которого недавно объявило о запуске т.н. программы "народного ПК" - предельно дешёвой персоналки, работающей под управлением ОС Linux и оснащённой свободным прикладным софтом - руководство Microsoft решилось на беспрецедентные меры: сейчас в Таиланде продаются "народные" компьютеры, оснащённые не только Linux, но и Windows XP в комплекте с Microsoft Office XP - причём, такой вариант стоит всего 300 долларов (без налогов). Операционная система и офисный пакет обходятся здесь покупателю всего в 37 долларов США - что составляет десятую часть (!) от нормальной рыночной цены, по которой эти продукты продаются в других странах.

Свежие релизы:

- очередная бета-версия офисного пакета для KDE, KOffice 1.3 beta 2

- графическая утилита для определения географического местоположения Интернет-узлов VisualRoute 7.2a

- программа для коррекции дефектов в JPEG-фотографиях с цифровых камер jpegpixi 0.8

- инструмент для создания и поддержания сложных сайтов XMLNuke 0.2.5 (PHP)

- вариация на тему пинг-понга QPong 0.5.1

- программа для определения кодировки текста путём его лингвистического анализа (с возможным последующим переводом в другие кодировки) Enca 0.99.1

- программный реалтаймовый синтезатор FluidSynth 1.0.2

Ваши комментарии, советы и ссылки приветствуются! Пишите: knoppix@knoppix.ru

Сводка от 21.06.2003 Возвращение в эфир

Пару дней назад в наших новостях промелькнуло короткое сообщение о программе KnoppixMAME - эмуляторе аркадных машин, очевидно связанном с дистрибутивом Knoppix. Информации об этой новинке в Сети крайне мало: за исключением скудной характеристики на официальной странице на сайте Freshmeat, собственно, ничего пока и нет. Учитывая размер дистрибутива (200 Мбайт), вряд ли многие решились на попытку скачать KnoppixMAME собственноручно. И зря - ибо программа эта заслуживает самого пристального внимания со стороны любителей компьютерных игр (а кто себя таковым не считает?). Впрочем, прежде чем рассказать о ней самой, сделаем небольшое отступление и посмотрим на его предка, могучую Xmame.

Многие из сегодняшних пользователей супернавороченных персоналок начинали свою карьеру компьютерщика на слабеньких машинках - с оперативной памятью, измерявшейся десятками килобайт, и частотой процессора в единицы мегагерц. Commodore, Atari, Spectrum, советские самоделки Радио-РК и Специалист - все сегодня и не упомнишь. Тем не менее, старички, пылящиеся теперь на чердаках, не забыты: горы программного обеспечения (преимущественно - игры, за что эти машинки и получили обидное прозвище игровых), наработанного для них в своё время, были скопированы энтузиастами и хранятся ныне в сетевых архивах, в виде, пригодном для воспроизведения с помощью эмуляторов - специальных программ для современных персоналок, имитирующих старинное "железо". Xmame как раз является одной из таких программ: проект, начатый ещё в 1996-м году итальянцем Николой Салмориа (Nicola Salmoria), объединяет сегодня больше сотни добровольных разработчиков и считается одним из самых продвинутых. Строго говоря, Никола начинал работу над DOS-версией программы (называвшейся mame), но позже она была успешно перенесена на UNIX-системы и сейчас активно развивается в своей X-реинкарнации (т.е. работает под X Window). Список процессоров, поддерживаемых Xmame впечатляет - помимо популярных примеров вроде Z80 и M68000, он включает ещё свыше десятка названий. Тысячи игр для Xmame можно бесплатно получить в виде специальных ROM-файлов с многочисленных сайтов (см. к примеру Mame ROM Links).

Как и любая другая программа, Xmame требует своей инсталляции и настройки - но способ обойтись без этих малоприятных подготовительных процедур есть. Достаточно скрестить Xmame с Knoppix'ом, не требующим установки на жёсткий диск - и дело сделано! Реализовал эту идею на практике Даниэль Тарски (Daniel Tarsky), выпустивший уже знакомый вам KnoppixMAME. Две с лишним сотни мегабайт, которые занимает получившийся дистрибутив, хранят саму операционную систему Linux, все необходимые драйверы и библиотеки, а также базовый набор прикладного программного обеспечения - среди которого находится и Xmame. Всё, что требуется от пользователя - загрузиться с компакт-диска и указать программе путь к ROM-файлам, хранящим программы для эмулятора. Тем, кого смущает размер, стоит приглядеться к похожим решениям: XMame on CD, Linux CD-ROM Game System и малышу AdvanceMAME, размером всего в 16 Мбайт. Все они работают непосредственно с CD, хоть, конечно, и уступают по поддерживаемому "железу" Knoppix.

Раз уж речь зашла о вещах старых, грех не упомянуть ещё об одном - уже уникальном - проекте, в рамках которого энтузиастами делается попытка воссоздать при помощи современных технологий одно из замечательных хобби недавнего прошлого: любительскую радиосвязь. Пик популярности это увлечение пережило во второй половине XX века. Тогда обмен короткими сообщениями между владельцами маломощных радиостанций был чем-то вроде чата в современной Сети. Впрочем, увлечение требовало определённых знаний и навыков: станцию обычно паяли самостоятельно, а азбуку Морзе, в которой кодировались сообщения, учили. Конечно, есть радиолюбители и сегодня, но их уже не так много: ведь Интернет предоставляет возможность влёгкую установить связь с любой точкой Земли. Вероятно, в голове одного из тех, кто, забросив радиостанцию, уселся за клавиатуру, и родилась идея реализовать любительский радиообмен на новом уровне - через Сеть. Программа для этого получила название CWirc. Основывается она на передаче кодированных сообщений (самая настоящая азбука Морзе) через обычные IRC-каналы. Каждый пользователь CWirc подключен к такому каналу и может передавать в него сообщения, выстукивая их на радиоключе (подсоединённом к COM-порту компьютера) в согласии с международным Q-кодом. Случайный посетитель, попавший на IRC-канал где ведётся передача, увидит лишь непонятные ему закорючки, но другие пользователи CWirc услышат в своих наушниках самую настоящую морзянку - и смогут ответить на неё тем же способом. Пока, правда, говорить о популярности рано - ведь CWirc появилась на свет менее недели назад.

Читать дальше...


При частичной или полной перепечатке, переводе, переработке материалов сайта ссылка на Knoppix.ru обязательна.
(c) Knoppix.ru 2003 - 2016