ДЛЯ НАЧАЛА: ЖИВЫЕ

- Knoppix -
Линукс за пять минут
- Puppy Linux -
Хороший друг


ДЛЯ ДЕЛА: ПРОФИ

- Debian -
Он такой один
- Linux Mint -
С родинкой на щеке!
- CentOS -
Копейка рубль бережёт!
- Fedora -
По следам Red Hat
- Ubuntu Linux -
Мы одной крови!
- Mageia -
Красота и удобства
- openSUSE -
Настоящее немецкое качество
- Slackware -
Линукс из кубиков
- ALT Linux -
Что русскому хорошо





ДЛЯ ДЕЛА: РОЛЛЫ

- ArchLinux -
Гениальное - просто!
- PCLinuxOS -
Просто линукс
- Aptosid -
Почувствуй силу!


ДЛЯ ДЕЛА: СОБЕРИ САМ

- Gentoo -
Каждому своё
- LinuxFromScratch -
Линукс с нуля


ДЛЯ ДЕЛА: ЛЁГКИЕ

- DeLiCate -
Старость в радость!
- SLAX -
Тысяча и один модуль


ЗАЩИТА

- OpenWall -
Не стучите, закрыто!
- Kali -
Вам, хакеры!


ПРИЛОЖЕНИЯ

- Planet CCRMA -
Работа со звуком
- VegaStrike -
Каждому по планете!


ЭКСПЕРИМЕНТ

- коЛинуксы -
Не выходя из Виндоус
- GoboLinux -
Очевидно и вероятно
- ReactOS -
Освободите Виндоус!


РОДНЯ

- BSD-семейство -
На плечах гигантов
- OpenIndiana -
До звёзд рукой подать


АРХИВ (2003-2016)
ФОРУМ




НАШИ ПРОЕКТЫ

MATRIX GL
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПИНГВИН В КАРМАНЕ
ЗАКЛАДКИ
СТАТЬИ
КОНТАКТЫ


ПОМОЧЬ






Личный архив ЕЗ

Сводка от 23.12.2004 Клаус Кноппер и его Кноппикс

Оппоненты Linux так часто обвиняют эту систему и программы для неё в наличии неудобных, непродуманных пользовательских интерфейсов, что временами складывается впечатление, что сообщество независимых разработчиков - на плечах которого и держится весь девелоперский процесс в мире свободного софта - просто не в состоянии выдавать качественные продукты. То ли дело компании, получающие за свои программы деньги - уж они-то продумывают всё до мелочей! Впечатление это, к счастью, обманчиво - и убедиться в этом не составит особого труда для каждого, кто решится подойти к вопросу сравнения проприетарного (с закрытым кодом) и свободного (с исходниками открытыми) софта беспристрастно. Для меня полем эксперимента стал графический процессор The GIMP [www.gimp.org], с которым я достаточно активно работаю в течение вот уже примерно полутора лет. До того мне, конечно, приходилось видеть графические редакторы вроде Adobe Photoshop, но никогда - использовать их для дела. Поэтому начав использовать GIMP для обработки графики на этом сайте, я начинал почти с нуля: не было ни опыта, ни - что главное - привычек. Постепенно от простейших операций (масштабирование картинок, резка-склейка и т.п.) перейдя к более сложным, к настоящему моменту я превратил GIMP в свой основной и, фактически, единственный инструмент для работы с графикой: с его помощью на Linux.su обрабатывается не только веб-контент, но выполняется и дизайн дисков. И тем более странно слышать возмущённые отзывы пользователей-недоучек: мол, GIMP не умеет то, GIMP не умеет это, а вот Photoshop!.. Чтобы заставить их замолчать, достаточно просто попросить нарисовать в GIMP... окружность :-) На самом-то деле GIMP умеет всё, просто он делает это по-своему - не так, как другие графические редакторы. И прежде чем хаять, стоит попробовать освоить его особенности.

Впрочем, спору нет, GIMP не идеален - как с точки зрения интерфейса, так и с точки зрения функциональности. Но и разработчики его на месте не стоят: GIMP 2.2, существовавший до этой недели только в виде превью-версии (на обкатке которой, кстати, отыскали немало багов), наконец, стал официальным релизом. Как мелких доработок, так и серьёзных инноваций немало: предпросмотр результатов теперь доступен почти для всех операций, усовершенствован интерфейс, улучшен механизм drag'n'drop-обмена с внешними приложениями, появился новый скрипт-интерпретатор (обратная совместимость с прежним сохранена), добавлена возможность регулировки параметров с помощью различных внешних устройств (в том числе и подключаемых через MIDI-порт), в стандартный комплект включены новые плагины, а самое главное - составлено новое руководство контекстной помощи. Кстати, объявлен и победитель конкурса на лучший сплэш-скрин (заставку) для GIMP 2.2. Им стал Билл Лютала с такой вот замечательной миниатюрой - нарисованной, естественно, на том же The GIMP.

В жизни каждого программного продукта - всё как у людей! - наступает переломный момент, когда маленькая софтинка превращается в серьёзную программу. Случилось так и с давшим начало нашему сайту "живым" дистрибутивом Knoppix. Этой зимой творение немецкого инженера-электронщика Клауса Кноппера отметит свой пятилетний юбилей, а летом 2005-го будет разделено на две версии. Кноппер, зарабатывающий на жизнь консультациями на темы, связанные с open source, задумал Knoppix как сборник свободных программ и системы, который помогал бы ему демонстрировать преимущества и особенности свободного софта слушателям: вставьте такой диск в CD-привод, перезагрузите машину - и через несколько минут вы получите полноценный десктоп, без установки каких-либо программ на винчестер. Knoppix не был единственным или первым "живым CD", но стал классикой и по сей день остаётся самым популярным продуктом своей категории. Благодарить за это следует всё того же Клауса Кноппера, который написал для Кноппикса и продолжает разрабатывать несравненную программу-автоконфигуратор - ту самую, что автоматически определяет какое железо имеется на вашем компьютере и загружает соответствующие драйверы.

Задуманный в качестве сборника софта для презентаций, Knoppix тем не менее стал для многих основным рабочим инструментом. В самом деле, среди двух тысяч программ, содержащихся на этом диске, большинство пользователей найдут всё, что им необходимо для нормальной, полноценной работы. Не исключение и сам Клаус, который не скрывает, что Knoppix стал для него даже не дистрибутивом, а операционной системой. Так что рано или поздно факт превращения Кноппикса из сборника программ в операционку должен был быть признан официально - и на днях это случилось (подробнее см. www.computerra.ru/think/sentinel/37195/). По словам Клауса Кноппера, с июня следующего года Knoppix будет выходить в двух вариантах. Первый - Knoppix Light - останется на CD-диске и будет включать примерно те же программы, что и Knoppix сегодня. Второй - Knoppix Maximum - будет записываться на DVD и содержать больше десяти тысяч программ из архива проекта Debian. Диск Knoppix Maximum предоставит своим пользователям ничем не ограниченную мощь: ведь к их услугам будут почти все (!) программы из написанных для Linux. По крайней мере - все популярные программы.

Увы, Linux пока успехом среди рядовых пользователей похвастаться не может: считайте, вам повезло, если из десяти ваших знакомых хотя бы двое знают не понаслышке, что скрывается за этим названием. А как же быть с обменом информацией? Сегодня, когда компьютер - это сеть, разве можно выделяться из толпы? :-) Сами понимаете, вопрос с подвохом: выделяться не только можно, но и нужно, а передача данных для современного Линукса - совсем не проблема. Как гарантировать, что ваши коллеги, сидящие под MS Windows или Mac OS X, сумеют прочитать составленные вами документы, а вы сможете прочесть составленные ими? Для каждой программы и каждого случая здесь есть свой рецепт, а сегодня по причине неуклонно надвигающихся на нас праздников, позвольте остановиться только на одном. Вы наверняка уже подумывали над тем, чтобы нарисовать новогодние открытки. Необходимый для этого инструментарий есть в каждом десктоп-дистрибутиве свободной ОС, включая и Knoppix. Воружайтесь офисным пакетом OpenOffice.org, графическим процессором The GIMP или издательским Scribus, включайте фантазию и монтируйте открытку по своему вкусу. Благо, при наличии задумки и почти полном отсутствии опыта, каждая из перечисленных выше программ позволяет составить простенькую текстово-графическую композицию в считанные минуты. Конечно, у каждой программы - документы своего собственного формата, но проблема решается просто: OpenOffice и Scribus позволяют выгрузить открытку в файл формата PDF (просмотреть его можно на любой операционной системе), а GIMP, за неимением встроенного PDF-конвертера, может экспортировать образ, к примеру, в JPEG. В любом случае дальше вам дорога на почту. Электронную. С наступающим! :-)

Этот текст всегда доступен по адресу Linux.SU/231204.shtml

Сводка от 20.12.2004 Да будет снег!

Как вы думаете, сколько времени необходимо современному компьютеру на то, чтобы после включения загрузить все необходимые системные и прикладные программы и быть готовым к работе? Примерно десять секунд - считают хакеры, работающие над дистрибутивом Fedora Core! В самом деле, из чего складываются те долгие две минуты, которые загружается компьютер с Linux сегодня? Из чтения данных с жёсткого диска, периодической загрузки под завязку центрального процессора и ожидания ответа различных периферийных устройств. В идеале загрузчик может быть полностью распараллелен: в один присест, за несколько секунд, с винчестера читаются все необходимые данные, параллельно идёт опрос "железа" и по мере того, как оно отвечает, система приводится в рабочее состояние. Впрочем, это в идеале - до которого, как вы понимаете, ещё далеко. Пока было бы неплохо определить "узкие места" процесса загрузки, узнав, на какие задачи компьютер тратит больше всего времени. Здорово было бы получить рисунок, наглядно демонстрирующий, сколько времени уходит на тот или иной этап загрузки! Примерно в середине ноября эта идея прозвучала в одном из списков рассылки разработчиков Fedora Core, а к декабрю поставленная задача уже была решена: хакер Зига Маковец написал программу, которая визуализует процесс загрузки Linux - и попал в точку. За следующие несколько недель его утилитой воспользовались участники нескольких крупных open source-проектов, с немалой выгодой для себя.

Утилита, написанная Маковецом, называется Bootchart [www.klika.si/ziga/bootchart/]. По сути это программа-наблюдатель, скрупулёзно замеряющая, сколько длится загрузка операционной системы и рисующая весь процесс в деталях на специальном графике, который приведён ниже. Первые же пробные прогоны Bootchart на Fedora Core 3 позволили разработчикам последней выявить сразу несколько проблем, уменьшив как нагрузку на процессор, так и время загрузки ОС. В настоящее время, используя Bootchart, оптимизацию своих загрузчиков ведут хакеры, работающие над дистрибутивами Gentoo и SuSE, Debian и Ubuntu, Mandrake и Conectiva. Но утилитка оказалась настолько полезной, что ею плотно заинтересовались и за пределами вселенной Линукс - и теперь девелоперы Mac OS X и Solaris тоже изучают рисуемые Bootchart графики, в надежде ускорить загрузку своих операционных систем!

Оптимизация Linux - вообще вопрос чрезвычайно интересный и обширный. Каждый более-менее опытный пользователь свободной ОС знает, что систему эту можно "заточить" под любые применения, было бы желание и время! Играя параметрами самой системы и прикладного окружения, можно добиваться впечатляющих результатов в распределении ресурсов под нужную вам задачу. Игровые приложения - одна из тех областей, что требуют тщательной оптимизации. Как известно, теоретически под Linux можно запускать и комфортно играть в большинство современных игрушек (пусть и с использованием эмуляторов), жадных до памяти и вычислительной мощи, но плата за комфорт - требования к умению настроить систему. В преддверие длинных новогодних праздников настроение соответствующе несерьёзное, так что если вы до сих пор откладывали доведение своего Линукса до ума, возможно сейчас самое время этим заняться? На днях на известном технофоруме Slashdot разгорелась дискуссия, центральным вопросом которой была как раз правильная настройка Linux для исполнения игровых приложений. И, несмотря на то, что сам вопрос своей широтой казалось бы провоцирует на флейм, обсуждение получилось в целом спокойным и стройным. Все желающие могут полистать исходники на самом Slashdot [ask.slashdot.org], а я приведу здесь лишь только самые ценные выдержки. Итак, вот базовые рекомендации:

  • Используйте минималистичный оконный менеджер. Вместо тяжёловесных Gnome и KDE (поглощающих немало оперативной памяти и запускающих много фоновых процессов) лучше взять красивые, но лёгкие XFCE, Fluxbox, WindowMaker или IceWM.
  • Стоит подкорректировать файлы конфигурации, отключив все ненужные сервисы и программы. Кстати, попутно можно избавиться и от оконного менеджера: игры лучше всего запускать прямо из голой консоли с помощью xinit (сервер X Window запустится сам).
  • Процессор, естественно, нужен как можно более мощный (последние Pentium 4 или Athlon 64), а в качестве графической карты - по крайней мере пока - лучше всего использовать модели от nVidia, Linux-драйверы для которых демонстрируют наивысшую производительность.
  • Лучшим дистрибутивом для игровых применений считается Gentoo. Впрочем, похоже, не из-за технического превосходства, а в силу того, что среди его пользователей больше всего геймеров.
  • И, конечно, нужно желание. Линукс-геймеров не так мало, как вам кажется, но все они в один голос уверяют: помимо хорошего (правильного!) железа и подходящих настроек, требуются тяга к эксперименту и некоторый навык.

Больших игровых проектов, проектировавшихся с прицелом на Линукс, пока действительно немного. Но чем больше среди линуксоидов будет желающих играть не покидая свою любимую ОС, тем активней будут и гейм-девелоперы. Ничего невозможного здесь нет: это рынок, где спрос обязательно рождает предложение. В качестве доказательства - пример из смежной области. Все вы в курсе того, что Интернет-магазины, торгующие цифровой музыкой, переживают сегодня бум. Один из них, iTunes Music Store компании Apple, известен даже тем, кто и Сетью-то не пользуется. Организаторы таких магазинов до сих пор обходили вниманием Linux, но интерес рос - и в конце концов онлайновые мьюзик-шопы, работать с которыми можно и в Linux, начали появляться. Одна из первых ласточек - Mindawn.com: типичный по нынешним меркам супермаркет, где представлены цифровые копии тысяч музыкальных композиций от нескольких десятков независимых лейблов. Отличий от прочих магазинов два. Первое: вся музыка выставлена в свободных форматах, OGG (эквивалент MP3) и FLAC (сжатие без потерь, запись легко перенести на полноценный аудио-CD), в них же предлагаются и отрывки для предварительного прослушивания; естественно, никаких ограничений на использование нет. Второе: для прослушивания и приобретения музыки с Mindawn написан специальный плеер, который работает в Linux, Windows и Mac OS X. Основателем Mindawn выступил Шон Гордон, известный также как создатель компании theKompany, которая пишет софт для Линукс-наладонников Zaurus. Музыка на Mindawn продаётся - по доллару за композицию или семь долларов за альбом. Часть доходов отчисляется музыкантам и весь этот денежный процесс предельно упрощён, так что если вы пишете музыку, создатели Mindawn приглашают вас разместить свои композиции в их каталоге и получать процент от продаж через аккаунт в интернациональной системе PayPal.

Впрочем, к чёрту серьёзные темы! На носу - праздники и завершая очередную Сводку, позвольте поделиться с вами замечательной утилитой, которая вне всякого сомнения будет очень к месту на вашем новогоднем Линукс-десктопе. Это Xsnow, превращающая рабочий стол в кусочек зимы - с падающими снежинками и сугробами на окошках, летящим по небу Сантой и прочими приятными игрушечными мелочами. Пользователи Debian могут установить программку простой командой 'apt-get install xsnow', владельцы Новогоднего Линукс-комплекта [linux.su/liny.shtml] получают её в составе KnoppixGames уже предустановленной, а всех остальных приглашаю на сайт разработчика [www.euronet.nl/~rja/Xsnow/], где размещены исходные тексты и скомпилированные версии для разных дистрибутивов. Если снегопад не заладится, проверьте настройки KDE: опция "Allow programs in desktop window" должна быть включена. Успехов!

Этот текст всегда доступен по адресу Linux.SU/201204.shtml


При частичной или полной перепечатке, переводе, переработке материалов сайта ссылка на Knoppix.ru обязательна.
(c) Knoppix.ru 2003 - 2016