Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/16877
01.02.2012

Тело — в дело! Kinect не только для игрушек

Те, кому довелось работать в Microsoft, рассказывают, что софтверный гигант изнутри напоминает джунгли. Здесь как и везде рождаются тысячи интересных проектов, но выживание более или менее гарантировано лишь тем из них, кто сможет ужиться с другими, доказать свою полезность для уже существующих и зарекомендовавших себя разработок. Эта жёсткая система загубила не одно интересное начинание (вспомните майкрософтовскую планшетку Courier, см. «Балмер должен уйти»).

С другой стороны, зародыши, которым повезло дожить до релиза, имеют более высокие шансы на успех и за пределами компании. Одна из таких удач — манипулятор Kinect, как раз сегодня отмечающий важный этап в своей недолгой, но насыщенной событиями биографии.

Kinect — та самая продолговатая коробочка, цепляющаяся к игровой консоли Xbox 360, с помощью которой персонажами на экране можно управлять просто движениями тела, без каких-либо дополнительных устройств или физического контакта. С точки зрения техники это сложнейший программно-аппаратный комплекс, ценою в тысячи человеко-лет. И всё-таки несмотря на хитрое «железо» (лазер, видеокамера, микрофоны) и не менее хитрый софт (автоматически распознающий движения тела, форму лиц, голос), в основе лежит очень простая идея. Kinect «набрасывает» невидимую глазу лазерную сетку на объекты, расположенные перед ним, и по искажениям отдельных точек судит о формах и перемещениях.

Попавший на прилавки осенью 2010, он только за прошлый год разошёлся 18 миллионами экземпляров и стал самым быстропродаваемым электронным устройством в истории. И не только благодаря играм, на которые был ориентирован изначально. Выяснилось, что уникальный функционал манипулятора может быть полезен и для более серьёзных дел. Подключив Kinect к персоналке, можно организовать бесконтактное, интуитивно понятное взаимодействие с программами и устройствами. Как вам, к примеру, идея переключаться между приложениями взмахом руки или менять громкость, рисуя пальцами в воздухе?

А управление презентациями, новаторские методы рисования и анимации объёмных образов, манипуляция сканером в операционной, системы безопасности, способные распознавать и отслеживать множество персон одновременно, разнообразная помощь людям с ограниченными физическими возможностями? Всё это и многое другое уже реализовано с помощью Kinect, пусть пока и в форме экспериментальных проектов.

Экспериментальные применения Kinect включают в том числе и арт-фотографию (здесь: Audrey Penven, альбом «Танцы с невидимым светом»; лазерная сетка видна благодаря инфракрасному фильтру). Но лицензия на игровой вариант Kinect не предусматривает возможность коммерческой эксплуатации. В бизнес-проектах разрешено использовать вдвое более дорогой неигровой Kinect for Windows (см. далее).

В самой Microsoft неожиданный разнообразный интерес к манипулятору назвали Kinect Effect, эффектом Кинекта и, конечно, всемерно способствуют его расширению. В прошлом году был выпущен инструментарий разработчика (SDK) для желающих связать Kinect от приставки Xbox с персоналкой, управляемой MS Windows. Логичным следующим шагом должен был стать выпуск версии манипулятора для неигровых применений и сегодня, 1 февраля, его продажи начались. Kinect for Windows, отличающийся от игрового варианта, в частности, более точной работой на расстояниях меньше метра, предлагается за 250 долларов.

Однако экспансия за пределы игр выявила не только новые сферы применения и возможности, всплыли также и недостатки. Прежде всего Kinect сравнительно громоздок. Пока он служил дополнением к Xbox, габариты нареканий не вызывали, но имплантация манипулятора в телевизор, настольную персоналку, автомобиль или ноутбук ставит вопрос ребром.

Вот почему такой интерес вызвало сообщение о виденной кем-то из журналистов паре экспериментальных ноутбуков с встроенным в них Kinect (в форме двух линеек датчиков, над и под экраном). Принадлежат они, якобы, Microsoft и кто-то из инсайдеров компании вроде бы даже подтвердил, что проект близится к завершению. Конечно всё это лишь слухи, но учитывая беспрецедентный интерес к теме, можно предположить, что такие работы действительно ведутся — и результат, возможно, появится на прилавках одновременно с MS Windows 8.

Тут, впрочем, обнаруживается ещё одна тонкость. Kinect жаден до электричества. И если для стационарных или автомобильных применений это не проблема, для ноутбуков она может стать камнем преткновения. Как именно решили задачку инженеры Microsoft и решили ли вообще, никто не знает по уже озвученной причине. А в числе догадок, выдвинутых прессой, фигурирует даже такая нелепость как дополнительная аккумуляторная батарея.

Запуская Kinect, Microsoft потратила на его рекламу денег больше, чем когда-то на запуск оригинальной Xbox. И не зря: манипулятор сыграл роль пилюли долголетия, позволив увеличить срок жизни игровой приставки (Xbox 360) вдвое.

Перспектива появления Kinect на рабочем месте поднимает и вопрос точности. Если вы играли сами или хотя бы наблюдали за игрой с использованием этого манипулятора, то наверняка обратили внимание, что движения тела трактуются упрощённо. Это хорошо видно в совсем свежей Kinect Star Wars: фехтование сводится к грубым ударам с плеча, телекинез — к простому поднятию рук и т.п. Кроме того, геймеры грешат на плохой контроль за быстрыми движениями. Таковы следствия аппаратных особенностей Kinect, незаметных, пока речь идёт об играх.

Но если тот же манипулятор использовать для управления рабочими процессами, наверняка потребуется большая точность. А ведь необходимо учесть ещё и сузившуюся рабочую зону: вместо 6 квадратных метров, номинально необходимых для игровой эксплуатации Kinect, в распоряжении пользователя PC лишь метр с небольшим. Выяснить, как скажется этот аспект на функциональности манипулятора, тоже ещё только предстоит.

Наконец, не все признают бесспорную полезность Kinect. В кино бесконтактное управление смотрится здорово (вспомните «Особое мнение»). Да и в жизни уникальная способность распознавать жесты и голос нужного человека даже в тёмном, переполненном, зашумлённом помещении вроде бы должна пригодиться. Но как на практике будет смотреться человек, размахивающий руками на рабочем месте? Не будут ли утомительны такие жесты? Для чего вообще персоналке лишняя деталь, если руки пользователя и без того вечно покоятся минимум на двух устройствах ввода?

Как видите, успех у геймеров ещё не гарантирует, что Kinect сможет прижиться дома или в офисе. Приятно, что увидеть ответ на вопрос приживётся ли, мы сможем уже в этом году. Помимо Microsoft, выпустившей неигровую версию манипулятора и, вероятно, работающей над имплантацией его в ноутбуки, Kinect-подобными системами занимаются и другие производители.

Аналоги, вроде SoftKinetic, Xtion Pro и PlayStation Eye пока уступают майкрософтовской конструкции по интеллекту (определить форму объектов — полдела, нужно уметь распознавать жесты), зато подчас превосходят её по другим параметрам: энергопотреблению, компактности, умению работать на коротких дистанциях и способности распознавать тонкие детали, вроде отпечатков пальцев.

Таким образом экспансия Kinect-подобных манипуляторов на персоналки и прочую электронику — вопрос ближайших месяцев. LG и Samsung уже интегрируют подобные сенсоры в свои умные телевизоры, Asus трудится над ноутбуками. Не собирается почивать на лаврах и Microsoft, вроде бы работающая над новым, более точным вариантом Kinect. Говорят, его учат читать по губам.


Kinect,Microsoft,Windows,Xbox,игра,манипулятор,лазер,искусство,сделай_сам




Евгений Золотов, 1999-2017. Личный архив. Некоторые права защищены