Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11201
03.03.2011

Телефоны недорого: электронный сэконд-хэнд набирает обороты

Анализ текущего состояния и прогнозы на ближайшее будущее рынка мобильных телефонов рисуют приятную во всех отношениях картину: мобильная связь стоит на пороге очередного взрыва, прежде всего благодаря своему дорогому сегменту. По данным IDC и Nielsen, за последний квартал 2010-го в масштабах планеты было поставлено больше смартфонов, чем персональных компьютеров — а в США, где тенденция проявилась особенно чётко, уже к концу текущего года каждый второй будет владеть таким устройством. Впрочем, смартфонное нашествие ожидалось экспертами достаточно давно. Действительно неожиданным и тоже по-своему приятным оказался другой аспект: заметную часть рынка займут пользованные телефоны.

По крайней мере в Штатах в следующие три года каждый пятый мобильник будет приобретён «с рук», а точнее у компаний, занятых скупкой, починкой и перепродажей портативной электроники. Ничего зазорного в этом нет, уверяют они: ведь существует же вторичный рынок автомобилей и жилья, так почему с телефонами должно быть иначе?

Типичная история успеха здесь представлена компанией ReCellular. Это крупнейший американский игрок вторичного мобильного рынка, пропустивший через себя около пяти миллионов пользованных телефонов только в прошлом году. Мобильники скупаются оптом у благотворительных организаций и реселлеров, а в последнее время принимаются и по одиночке, благодаря отработанной схеме: владелец телефона распечатывает купон на бесплатную пересылку, отправляет аппарат почтой и вскоре получает чек на оговорённую сумму.

Вся приобретённая техника стекается на одну большую фабрику, где по возможности доводится до кондиции. Как правило, значительная часть устройств требует лишь сравнительно небольшого ремонта: косметических операций, смены аккумулятора, чистки памяти. Если необходима замена деталей, аппарат отправляется партнёрам в Китай или Вьетнам. Таким образом удаётся восстановить работоспособность трёх телефонов из четырёх, остальные утилизируются. Две трети прошедших ремонт мобильников продаются в США, другие появляются на прилавках в регионах со слабой экономикой.

Когда б вы знали, из какого сора… (фото: на фабрике ReCellular)

Объёмы бизнеса ReCellular утроились в течение минувшей пятилетки. В 2010-м компания заработала 66 млн. долларов, а в наступившем планирует увеличить этот показатель вдвое — предвидя всплеск спроса на мобильный сэконд-хэнд. И ReCellular не одинока: поспорить с ней размахом может Gazelle, принимающая не только телефоны, но и игровые приставки, плееры и прочую портативную электронику. Плечом к плечу с ними работают десятки крупных ритейлеров и мелких интернет-магазинов.

ReCellular сотоварищи есть куда расти: пока что, по данным IDC и Yankee Group, только каждый двадцатый телефон в США уже был в употреблении, а по миру в целом этот показатель немногим выше. Факторы, ограничивающие рост вторичного рынка, можно перечесть по пальцам и ни один из них не является критическим.

Это сверхдешёвые китайские телефоны, которые, в общем, не могут составить конкуренцию сравнительно мощным моделям, прошедшим ремонт. И трудности с запчастями, особенно для гламурных продуктовых семейств вроде iPhone, производители которых жёстко контролируют поставки.

Собственно расширение рынка подержанной портативной электроники обусловлено несколькими причинами, удачно дополняющими друг друга. Во-первых, сказывается завышенный порог входа для покупателей: новые современные устройства сравнительно дороги. Похудевшие после кризиса семейные бюджеты также благотворно влияют на отношение к технике, уже бывшей в употреблении — причём этот аспект, актуальный и в развитых странах, особенно ощутим в странах третьего мира, о чём живо свидетельствует успех в Латинской Америке, Африке, Восточной Европе ReCellular, Gazelle, Flipswap и других компаний. Добавляет активности привычка обывателей менять мобильник каждые два года.

Но парадоксальным фактором, оказывающим наибольшее влияние на популярность электронного сэконд-хэнда, служит появление новых устройств. Существует чёткая взаимосвязь, подмеченная всё теми же компаниями: выброс на прилавки новой яркой модели провоцирует всплеск сдачи старых телефонов.

Сейчас американский рынок как раз переживает один из таких моментов, вызванный стартом продаж iPhone оператором Verizon: владельцы устаревших моделей, а также клиенты конкурирующего оператора AT&T, привязанные к нему долгосрочными айфоновскими контрактами, ищут способ возможно более дешёвого апгрейда — и продажа старого телефона представляется наилучшим вариантом. Неудивительно, что в списке компаний, принимающих пользованные мобильники, появились крупные операторы сотовой связи и гиганты розничной торговли.

Продать бывший в употреблении телефон очень просто: сверяетесь с каталогом продавца, пакуете в бесплатный конверт — и через несколько дней получаете деньги

Теперь, вместо того, чтобы по-старинке мыкаться по форумам и аукционам, американцы, желающие сбыть старый телефон, могут обратиться в ближайший супермаркет или непосредственно к своему оператору. Принимают б/у сети электромагазинов RadioShack и Best Buy, расширила программу приёма мобильного «вторсырья» Sprint (теперь берут и телефоны, подключенные к конкурентам), с осени покупает пользованные телефоны Verizon, а с февраля AT&T. Ожидается, что в ближайшее время список ещё пополнится за счёт больших торговых сетей.

Как правило, крупные компании, не специализирующиеся на переработке бывшей в употреблении электроники, предлагают за технику не деньги, а бонусы, которые клиент может потратить на продукты и услуги здесь же. Тем самым убивают двух зайцев сразу: ценностью для них является уже не старый телефон, а новый клиент. Но никто не запрещает обратиться и к специалистам в лице уже упоминавшихся ReCellular и Gazelle, либо к одному из многочисленных мелких стартапов, расплодившихся в последнее время и зачастую предлагающих самую выгодную цену.

Ценообразование на рынке подержанных мобильников само по себе заслуживает отдельного разговора. Эмпирическим путём установлено, что телефоны разных производителей сохраняют ценность по-разному. Лучше всех в этом отношении ведёт себя продукция Apple: iPhone можно перепродать за 60% от его начальной цены.

Смартфоны Motorola сохраняют в среднем около 40% стоимости, ещё хуже ведут себя Samsung, Blackberry и HTC. Впрочем, рост популярности пользованных телефонов может существенно изменить ситуацию как с ценами, так и с привлекательностью отдельных марок. Вовлекая больше участников с обеих сторон — желающих избавиться от старых аппаратов и интересующихся сравнительно новой техникой по умеренным ценам — вторичный рынок неизбежно повлияет на расстановку сил на рынке основном. И тогда, согласно осторожным прогнозам, может «выстрелить» Apple — продукция которой станет по карману более широкому кругу поклонников.

Аналогично, благодаря простому и выгодному приёму телефонов б/у, операторы связи могут быть вынуждены облегчить кабальные пока условия долгосрочных контрактов: клиент, заключивший такой договор, но решивший переметнуться к конкуренту, сможет сделать это с меньшими потерями за счёт продажи своего телефона.

К сожалению, в России вторичный рынок мобильников и портативной электроники остаётся уделом мелких полуофициальных торговых точек, реализующих б/у вперемешку с контрафактом и крадеными устройствами. Остаётся только сожалеть, что крупные игроки не решаются повторить опыт западных коллег: ведь бедное в массе своей население — залог успеха цивилизованного вторичного рынка.


ReCellular,переработка,отходы,e-waste,мобильные_устройства,БУ




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены