Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/3108
03.10.2011

Для чего Amazon свой браузер и чем Silk лучше конкурентов?

Вот уже четвёртые сутки планшетка Kindle Fire от Amazon.com удерживает абсолютное первенство по числу посвящённых её публикаций. Но в то время, как популярная пресса смакует внешность и цену (200 долларов, на 50 меньше ожидавшейся), специализированные ИТ-ресурсы сосредоточились на одном компоненте нового продукта, его веб-браузере.

Amazon вообще удалось выдать на удивление оригинальное устройство: свой пользовательский интерфейс, фактически своя операционная система (сильно переработанный Android, отпочковавшийся от ветки 2.0), тесная интеграция с собственными сервисами (подробней см. «Жги, Амазон!»). Но в смысле инструментария для веб-сёрфинга она пошла ещё дальше, устроив маленькую революцию. Компания не просто написала свой веб-браузер, но и применила уникальное техническое решение для выделения его из сонма конкурентов. Короче говоря, встречайте: Amazon Silk — самый быстрый браузер в мире.

Впрочем, прежде чем перейти к Silk, стоит вспомнить, что средний веб-сайт сегодня представляет собой нагромождение разнородных элементов и механизмов: HTML-код, графика, скрипты, стили, кроссдоменные заимствования и т.п. Классический подход к разбору этого завала заключается в опоре на собственные силы: каждая веб-страничка собирается лично процессором устройства, на котором запущен веб-браузер.

Однако мощности даже стационарных компьютеров (не говоря уже о мобильных) для такой задачи хватает не всегда. Отсюда многочисленные попытки оптимизации. Ускоряют Javascript-движки (см. «Кому мешает Javascript?»), придумывают более шустрые варианты главного интернет-протокола (SPDY вместо стандартного HTTP), новые варианты графических форматов (WebP вместо JPG). Но всё это попытки решить задачу в лоб.

Действительно ли браузер Silk так хорош, как расписывают его рекламщики Amazon, ещё предстоит проверить. Но так или иначе, в ближайшие месяцы про него будут говорить много и часто: планшетка Kindle Fire, одним из ключевых компонентов которой он стал, уступает по количестве предзаказов только Айпаду.

Более хитрый способ сводится к разделению тяжести вычислений между клиентским устройством и сервером-посредником (принадлежащим создателям браузера), готовым взять на себя часть труда по обсчёту веб-сайта. К примеру, сервер может на лету менять размер изображений, адаптируя их к экрану устройства, удалять рекламу, подвергать передаваемые данные компрессии — и отправлять результат браузеру. Таким образом экономится как трафик, так и процессорное время, что особенно ценно, когда речь идёт о планшетках и смартфонах. Так работают браузеры Opera и Skyfire.

К сожалению, у этого способа есть ощутимые недостатки, в числе которых трудности с взаимодействием с плагинами, установленными в браузере. Ведь веб-страница в данном случае фактически рисуется сервером-посредником — а значит браузерные плагины не задействуются или задействуются не так, как если бы рендеринг страницы производился браузером лично.

Решить проблему полностью позволяет так называемое полиморфное исполнение. Идея витает в воздухе уже несколько лет, но до сих пор не выходила за стены лабораторий. Представьте, что на сервере-посреднике (или, как это модно сейчас говорить, в «облаке») создаётся точная цифровая копия клиентского устройства, например, вашей планшетки.

Понятное дело, скорость доступа к Сети и вычислительная мощь виртуальной копии намного превосходят те, которыми располагаете вы. Поэтому, приступая к выполнению любой задачи, операционная система может решить, где эффективней провести вычисления — непосредственно на планшетке или же поручить их облачной копии. И добиться таким образом ощутимого повышения производительности. Примером экспериментальной реализации этой идеи может служить проект Intel CloneCloud, но практические его воплощения лично мне до сих пор известны не были. Пока не появилась Amazon со своим Silk.

Пресс-служба Amazon.com не скупится на похвалы своим инженерам, но нюансы реализации «революционной» архитектуры Silk пока объясняются лишь в единственном ролике, да и тот вызывает больше вопросов, чем даёт ответов.

Инженеры Amazon реализовали полиморфное исполнение в урезанном варианте. Вместо создания цифровой копии планшетки в целом, они ограничились копией веб-браузера. Silk, незаметно для пользователя, решает, какую из своих подсистем задействовать на планшетке, а какую в облаке Amazon. Результат — 20-кратное увеличение скорости загрузки и отображения страничек, по сравнению с браузерами, эксплуатирующими классический подход. Поскольку рендеринг производится самим браузером, плагины (в том числе Adobe Flash) работают нормально. А в числе приятных побочных эффектов — меньшая зависимость от скорости интернет-соединения, меньшая загрузка собственного процессора, и экономия электроэнергии.

Справедливости ради стоит отметить, что не все наблюдатели считают Silk революционной разработкой. Amazon окрестила свой продукт новаторским, но пока лишь крайне поверхностно описала его механику. Поэтому не исключено, что новый браузер эксплуатирует ту же идею, что и Opera, и Skyfire, просто щедро приправив её рекламой. Детали обещают прояснить позже (вероятно, ближе к началу продаж Kindle Fire, 15 ноября), а до тех пор косвенной характеристикой качествам браузера может служить проведённая Amazon необычайно активная кампания по скупке доменных имён, так или иначе с ним связанных. Десятки доменов с именами вроде amazonsilkforandroid.com оказались в руках команды Безоса — и лучше всяких слов свидетельствуют о большом будущем, которое Amazon готовит своему новому детищу.

Впрочем, основная масса критиков пеняет не на агрессивную рекламу (в конце концов, разве могла повести себя иначе компания, вынужденная конкурировать с Apple и iPad?), а на потенциальную опасность веб-сёрфинга через сервер-посредник. Все без исключения разработчики браузеров, использующие такую технологию, невольно получают доступ к потребляемым и передаваемым их клиентами данным.

Логины и пароли, часто посещаемые адреса, любые веб-предпочтения — всё это оказывается возможным отслеживать на сервере, который находится между браузером и веб-сайтом, ускоряя загрузку. Но если Opera Software или Skyfire эти данные без надобности, Amazon — другой случай. Компания владеет крупнейшим интернет-магазином и способна извлечь пользу из анализа поведения сетян на просторах Веб. Грубо говоря, зная, что данный пользователь интересуется книгами, можно рекламировать ему содержимое книжного раздела Amazon.com и т.д. и т .п.

Команда Безоса ухитрилась выдать продукт, беспрецедентно тесно интегрированный в торговую инфраструктуру Amazon.com Формально, Kindle Fire — ещё одна планшетка под управлением Android. Фактически, это продолжение амазоновского интернет-супермаркета. Не факт даже, что здесь запустятся существующие Android-приложения, так сильно модифицировала операционную систему Amazon. Плюс, нет ни одного упоминания Google.

В том, что Amazon будет анализировать эти сведения, никто не сомневается. Компания уже заявила, что намерена хранить их в течение месяца, формально — для удобства самих пользователей (ускорения загрузки и пр.). Но значит появляется и потенциальный риск утечки, а также использования их не по назначению. Пользователь Silk может переключить браузер в классический режим работы, без облака-посредника, что в какой-то мере нивелирует опасность — но многие ли эту опасность понимают и многие ли захотят отказаться от (наверняка удобного) «ускоренного» режима?

Между тем на браузерном горизонте сгущаются тучи. Согласно некоторым рейтингам (StatCounter, NetApplications), популярность Internet Explorer уже ушла ниже 50%. Firefox остаётся на втором месте с 27%, но и его доля постепенно снижается, так что до конца текущего или середины следующего года он уступит «серебро» стремительно растущему Chrome. Ни один прогноз пока не учитывает возможного влияния Silk, а он наверняка оттянет на себя значительную аудиторию.

Утвердившись на Kindle Fire — которая, похоже, станет первой из убийц Айпада, добившейся хоть сколько-нибудь заметных успехов: в первые же сутки после анонса Amazon приняла почти 100 тысяч заказов — так вот, начав с Kindle Fire, Silk наверняка распространится на другие платформы и операционные системы, как мобильные, так и стационарные.

Ни браузер, ни планшетка для Amazon не являются самоцелью, они лишь помогают завлекать публику в магазин. Amazon зарабатывает торговлей контентом и без сомнения придумает как извлечь выгоду из повышенного внимания к своим разработкам.


Amazon,Silk,браузер,эволюция_Сети,планшетка,Kindle_Fire




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены