Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/107984/bendgate/
3.10.2014

И всё-таки он гнётся!

Некрашеный, негнутый.

Смех смехом, а именно так, похоже, будут начинаться объявления о продаже подержанных iPhone 6 Plus. Скандал с гнущимся новейшим смартфоном Apple, разгоревшийся в последние дни и казавшийся поначалу преувеличением или саботажем, если не глупой шуткой, так вот скандал этот и не думает стихать. Напротив, к воображаемому делу подшиваются новые страницы и картина в целом рисуется всё менее красивой как для самой Apple, так и для покупателей.

Установить сейчас, кто первым выявил неприятную особенность «Шестёрки Плюс», почти невозможно: историческая правда погрязла под миллионами перепостов. Скорее всего «счастливчиком» стал один из ранних покупателей 6P, в чьём кармане телефон впервые и погнулся. А уже после него популярный видеоблогер Льюис Хилсентегер воспроизвёл опыт перед камерой (50 млн. просмотров на сегодняшнее утро!) — погнув «Айфон» руками и дав толчок волне сумасшествия: с того момента iPhone 6 Plus пытаются согнуть буквально все кому не лень.

Правильно (Lewis Hilsenteger).

Скажем прямо, вся эта история — наречённая Bendgate, по аналогии с «Антеннагейтом» и прочими — с самого начала выглядела подозрительно. Саботаж со стороны конкурентов? Почему бы нет, тем более, что Samsung уже обыграла идею в забавном рекламном ролике Note 4. Чья-то злая шутка? Тоже не исключено. Ведь среднестатистический обладатель «Айфона» не технарь и отношение к технике у него соответствующее, потребительское. Рассказывают, что даже (очевидно безумный!) розыгрыш «Apple Wave» — якобы внедрённая в iPhone 6 функция подзарядки от микроволновой печи — привёл к порче нескольких смартфонов. Чего уж говорить о проверке на прочность! Скажите людям, что это гнётся — и они будут пытаться это согнуть, даже если речь идёт о стальной чушке.

Впрочем, нет худа без добра. Коллективными усилиями и ценой десятков погнутых смартфонов были установлены два существенных обстоятельства. Во-первых, тот факт, что 6P выполнен в алюминиевом корпусе, никакой роли не играет. Жёсткость данному аппарату должны обеспечивать прячущиеся внутри стальные рёбра. Во-вторых, сгибается он поперёк продольной оси и только в определённом месте — чуть выше середины, под кнопками управления громкостью. Приложение даже значительного усилия в других местах ничего не даёт. Вероятно, поэтому сотрудники Apple Store с таким спокойствием относятся к попыткам бесчисленных придурков погнуть выставленные на витринах смарты: большинство уже слышали, что «Шестёрка Плюс» гнётся, но не знают «волшебной» точки.

Неправильно! (Consumer Reports)

К сожалению, именно эта точка оказалась местом приложения силы у почти десятка покупателей, привыкших таскать «Айфон» в переднем кармане джинсов. Что, в свою очередь, заставляет взглянуть на творящееся безумие под другим углом. Что если попытки погнуть 6P на витрине — не глупость, не вандализм? Что если это нормальная проверка товара перед покупкой? Не требуйте от обывателя слишком многого, он давно не считает смартфон сложным электронным устройством, скорее — аналогом утюга. А раз так, то и отношение к нему соответствующее. Ведь пробуют же на прочность подошву у зимних сапог в обувном магазине? Так почему не подвергнуть аналогичному тесту смартфон? Тем более что и сам производитель настаивает, что дефект (если он вообще существует) крайне редок и беспокоиться не о чём — при «нормальной эксплуатации» iPhone 6 Plus не погнётся. Но раз так, то и отнестись к результатам опытов Apple должна с пониманием. Вместо этого она предпочла раздуть скандал ещё сильней.

Вслед за бесчисленными блогерами-одиночками гнуть 6P стали СМИ с именем. Одним (CNN, Consumer Reports и др.) это не удалось, либо удалось ценой значительных усилий, превосходящих «нормальные». Другим — знавшим правильную точку — удалось без труда. Среди последних оказался и главред популярного в Европе компьютерного журнала Computer Bild: он погнул «Шестёрку Плюс», выразил удивление тем, как легко это сделать, после чего Apple… отобрала у журнала привилегии (CB отныне не приглашают на презентации и не присылают новое железо на тестирование).

С одной стороны, Apple права: нечего раздувать панику, производителю лучше знать, есть дефект или его не существует. С другой — не слишком ли CB везучие, чтобы вот так сразу наткнуться на дефектный экземпляр iPhone 6 Plus?

Нарочно не придумаешь.

Какова вероятность, придя в магазин за «Айфоном», приобрести дефектный экземпляр? Посчитать её нетрудно. Apple, комментируя происходящее, официально назвала цифру 9: столько покупателей обратились в компанию с жалобой на погнувшийся смарт. А сколько всего их продано? Официальной статистики пока нет, но порядок сторонних оценок в таких случаях обычно достаточно точен, поэтому оттолкнёмся вот от чего: на данный момент известно, что за первый уик-энд было продано свыше 10 миллионов смартфонов серии 6, и в то же время суммарный веб-трафик с устройств iPhone 6 Plus оказался в восемь раз меньше трафика, генерируемого iPhone 6.

Выходит, «Шестёрка Плюс» продаётся в восемь раз слабее «Шестёрки» и, получается, разошлась примерно двумя миллионами экземпляров. Таким образом шанс для произвольного покупателя наткнуться на бракованный 6P меньше одного на двести тысяч. В быту такой цифрой безусловно можно пренебречь, на чём и настаивает Apple. Однако результат CB (и многих других, кому удалось погнуть свои «Айфоны») требует поправки в худшую сторону. Очевидно, что дефектных экземпляров в действительности намного, намного больше. Вероятней всего дефект вообще присутствует в каждом аппарате. Но если так, где именно он кроется?

Кстати, выправить обратно без повреждений не получится.

Как минимум два популярных англоязычных издания не удовлетворились расплывчатой формулировкой «приложить достаточное усилие» и поставили точный опыт. Первое из них, уже упоминавшийся журнал Consumer Reports (издаётся в США аналогом нашего общества по защите прав потребителей), подверг несколько смартфонов разных производителей (Apple, Samsung, LG, HTC) тесту на прочность на специальном стенде: смарт опирался на две точки, точно дозированное усилие прилагалось к третьей. Ничего «криминального» не вскрылось, все смартфоны показали примерно равную прочность на изгиб; выяснилось даже, что HTC One M8 гнётся легче «Шестёрки Плюс».

Второе издание, Wired, пригласило профессора физики, который проанализировал, какое усилие должно создаваться в кармане штанов, чтобы погнуть iPhone 6 Plus — и тоже пришёл к выводу, что скорее порвутся джинсы, чем согнётся смартфон.

Однако внимательный наблюдатель заметит, что и в том и в другом случае исследователи сделали общую ошибку: изучали «сферического коня в вакууме». Действительно или мысленно они прилагали усилие к геометрическому центру смартфона, тогда как — вспомните начало разговора! — делать это нужно немного выше, под блоком кнопок управления громкостью.

Тот самый винт.

Таким образом вплоть до момента, пока кто-нибудь не пожертвует своей «Шестёркой Плюс», чтобы поставить корректный опыт на точном оборудовании, наиболее правдоподобной версией произошедшего лично мне представляется версия аппаратного дефекта, а именно непродуманного размещения ребра жёсткости. Предложил её никому неизвестный пользователь сайта Imgur под псевдонимом Alleras4.

Всё просто: если разобрать смартфон, окажется, что «волшебная точка» сгиба совпадает с креплением одного из внутренних рёбер жёсткости. В этом месте кончающееся ребро прикручено винтом к корпусу. Вот почему так важно прилагать усилие именно здесь. Надавите чуть ближе к центру смартфона — и ребро примет «удар» на себя, успешно сопротивляясь изгибу. Но приложите усилие точно к винту и поглотить его полностью ребро не сможет, а алюминиевый корпус требуемой жёсткостью не обладает. Готово: iPhone 6 Plus погнут! Очередной недосмотр, который производителю, конечно, придётся исправлять.

О том, какой вывод нужно сделать из преследующих Apple скандалов по причине глупых недосмотров, речь в этой колонке шла неоднократно: не требуйте от компании-коммивояжёра слишком многого, она просто не в состоянии обеспечить надлежащее качество своих продуктов. Однако в данном случае ситуация определённо развивается в худшую сторону: вместо того, чтобы признать ошибку, пусть нехотя, пусть с опозданием, как всегда было раньше, Apple решила занять агрессивную оборону и напала на журналистов.

Что ж, пресса вряд ли сильно пострадает: как правильно подметил главред CB в ответном письме, они пока ещё в состоянии приобретать и тестировать устройства даже тех производителей, которые боятся независимых оценок. Пострадает от своей позиции сама Apple: серия 6 стартовала медленней пятой (об этом говорит меньший веб-трафик после нескольких дней продаж). Лучше бы «яблочникам» говорить с покупателями, а не затыкать им рты…


Apple,Bendgate,iPhone,iPhone_6_Plus,права_потребителя,скандал,дефект,мобильные_устройства




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены