Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/13321
04.08.2011

Сдаёте квартиру — мы идём к вам! Интрига и скандал Airbnb.com

Даже если вы не следите за новостями, наверняка хоть раз слышали про Airbnb. Этот юный американский стартап не был первым в своей нише, но точно стал самым шумным и — всего за три года работы — самым или одним из самых крупных среди многочисленных конкурентов, разрабатывающих плодородную ниву так называемого отпускного жилья. Клиенты более чем в десяти тысячах городов из 170 стран мира и (буквально на днях) очередной транш инвестиций, поднимающий оценку компании до 1.3 млрд. долларов — вот что такое Airbnb с деловой точки зрения. И всё-таки наш герой не стал бы героем, если б не скандал, сделавший его настоящим символом Пузыря дот-комов номер два.

Отпускное жильё (вольный перевод английского термина vacation rentals) — простая и в то же время гениальная схема, соединяющая тех, кто нуждается во временной крыше над головой с теми, кто имеет возможность её предоставить. А собственно Airbnb и ей подобные выступают в качестве посредников. Собрались в отпуск? Вместо традиционного поиска гостиницы можете заглянуть на сайт одного из таких жилищных брокеров и подобрать жилище по вкусу — дешевле и на любой срок.

Там же можно выставить для сдачи и собственную жилплощадь, временно освободившуюся, к примеру, на период командировки. За свои услуги Airbnb взимает комиссию с каждой проведённой сделки (суммарно около 10% с обеих сторон). И равняет себя с eBay, считая, что стала так же важна для жилых помещений, как знаменитый веб-аукцион для вещей: компания меняет не только образ отдыха, но и то способы заработка.

Лучший способ оценить качество услуги — посмотреть, пользуется ли ею сам поставщик. В этом смысле Airbnb нечего стыдиться: её генеральный директор Брайан Чески (крайний слева) два года мыкался по чужим углам, снятым через свой сайт. Экономил и изучал клиентуру.

У основателей Airbnb есть полное право делать подобные заявления. Три года назад, оказавшись в затруднительном финансовом положении в период летнего дефицита гостиничных номеров в родном Сан-Франциско, они решили подзаработать, сдав туристам часть квартиры, где жили сами (тоже, кстати, съёмной). Если верить легенде, речь шла о надувном матрасе и завтраке. Поэтому когда ребята поняли, что наткнулись на золотую жилу, раздумывать над названием долго не пришлось. Так родился Airbedandbreakfast.com, позднее сокращённый до шести букв. Сегодня на Airbnb выставляется всё мало-мальски приемлемое для краткосрочного пребывания, начиная с пресловутых матрасов и кресел, и заканчивая домами, лодками и автостоянками.

Финансовые показатели компания не раскрывает, но даже общий обзор проведённых транзакций говорит о многом. К настоящему моменту она организовала свыше 2 миллионов «ночёвок» и растёт стремительно, увеличив это число вдвое за последние полгода. А потенциал глобального рынка оценивает в сотни миллиардов долларов. Главная же проблема — конкуренция. Мало того, что Airbnb не пионер, так ещё и повторить её идею ничего не стоит. Сейчас у неё десятки конкурентов в США и Европе, от небольших (9flats, Wimdu, Roomarama) до гигантов вроде HomeAway, которая даже успела выйти на биржу.

В таких условиях действовать нужно быстро и агрессивно, и Airbnb не гнушается самых сомнительных приёмов вроде рекламы через спам. Компания прибыльна чуть ли не с самого начала работы, но и заработанное своим трудом, и деньги, влитые на днях инвесторами, планирует пустить на расширение присутствия, в первую очередь в Европе (набрать агентов для поиска новых жилых объектов, дать рекламу и т.п.).

Инвесторы, вложившие в неё больше ста миллионов долларов (имена, кстати, всё те же — Эштон Катчер, Sequoia Capital, DST), рассказывают чудесные истории успеха. Вроде той, когда игрушечный садовый домик, сдаваемый через брокера, помог расплатиться по ипотеке за настоящий дом. Но чем дольше длится эта истерия, тем чаще приходят на ум аналогии с первым бумом дот-комов.

Помните, как в конце девяностых относились к отрицательному балансу молодых, но «таких перспективных» интернет-компаний? «Вырастут — расплатятся»! Почти то же самое происходит сегодня с брокерами отпускного жилья. Они прибыльны, это правда, но в остальном и инвесторы, и клиенты исходят из наплевательского принципа «пока гром не грянет». Так вот грянул — и на последствия стоит посмотреть.

Чуть больше месяца назад американка, известная публике только под псевдонимом EJ (более чем разумная предосторожность), отправляясь в недельную командировку, сдала свою квартирку через Airbnb. А когда вернулась — не узнала родного угла. Человек, арендовавший квартиру, не просто ограбил, он методично и скрупулёзно её разгромил. Ящики, одежда, фотографии, бытовая техника, документы и кредитные карты из тайника: было извлечено, изучено, испорчено или использовано буквально всё. В шоковом состоянии женщина обратилась в полицию, а потом и в Airbnb. И вот здесь её ждало новое потрясение.

Компания оказалась не готова к такому повороту. Мало того, что не было горячей линии, по которой можно было бы сообщить о проблеме и получить оперативную помощь (несчастной ответили спустя 14 часов после первого звонка). У руководства Airbnb не было даже единого мнения на тот счёт, что делать дальше.

За первую неделю после инцидента EJ обещали и отказывали в компенсации, ей угрожали (она рассказала о произошедшем в блоге, что, по мнению одного из основателей, могло испортить репутацию фирмы), а потом и просто забыли. Забыли на целый месяц (!), предоставив самой решать проблемы с украденными документами, использованными кредитками и прочим. А вспомнили только после того, как её история лавиной прокатилась по СМИ.

Только на днях компания прилюдно извинилась за случившееся («столкнулись с таким впервые») и обнародовала список мер, призванных предупредить подобные инциденты в будущем и защитить клиентов в случае, если он всё же повторится. Появится горячая линия, сдаваемая в аренду собственность будет страховаться на сумму до 50 тыс. долл., а профили клиентов подвергаться тщательному анализу с целью выявления злоумышленников.

Тем, кто сдаёт квартиры, тоже рекомендовано быть осторожней. В частности, обращать внимание на детали в резюме потенциальных жильцов (подтверждён ли телефонный номер, что пишут друзья человека на Фейсбуке и т.п.). К слову, EJ не знала не только настоящего имени, но даже пола человека, которому она сдала квартиру.

На Airbnb выставляется буквально всё, что подпадает под определение крыши над головой, включая и такие вот домики на деревьях. Дополнительный плюс вторичного (не основного) жилья в меньшем риске для владельца.

Неугомонные журналисты тут же уличили Airbnb в очередной лжи, раскопав аналогичную EJ апрельскую историю некоего Троя Дэйтона (Troy Dayton). Тому повезло ещё меньше: компания смогла заставить его замолчать инцидент и обошлась чисто символической компенсацией. Но это уже и не важно. Критики, которых за последние две недели заметно прибавилось, уверены, что схема «отпускного жилья через Интернет» ущербна по своей природе.

Идея сдачи собственности в аренду не нова и не ограничивается только жилплощадью. Но если в случае в инструментами или автомобилями риски можно страховать и убытки ограничены стоимостью вещи, с домом или квартирой дело обстоит иначе.

Как, например, оценить ущерб, нанесённый EJ? Ремонт и новая мебель — понятно, но ведь у неё (по крайней мере, с её собственных слов) украли деньги, ювелирные изделия, использовали кредитные карты. А во что ей может встать кража личности (документы тоже были украдены или пересняты)? А психическая травма? И критики уверяют: это только начало.

Случай EJ вынес на поверхность целый ворох специфических проблем, которые могут больно ударить по Airbnb-подобным бизнесам. Так выяснилось, что в Нью-Йорке и даже родном Сан-Франциско компания нарушает недавно принятые законы, регулирующие сдачу жилых помещений на короткий срок. Всё, что сдаётся на срок меньше месяца автоматически считается гостиницей и, как говорится, подлежит обязательной сертификации, включая налоги, сборы, разрешения и пр. и пр.

Как результат, инвесторы стремительно трезвеют. Это хорошо видно на примере HomeAway, потерявшей четверть своей трёхмиллиардной капитализации за последние две недели.


Airbnb,дот-ком,история_успеха,жильё,инвестиция




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены