Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/5845
08.11.2011

Ибукс на почитать: «за» и «против» проката цифровой литературы

Феномен читалок — устройств с экраном на «электронных чернилах» — за несколько лет перетряхнул книжную индустрию до основания, заставив пересмотреть, казалось, давным-давно устоявшиеся положения. Как должна выглядеть и сколько стоить книга, можно ли её перепродавать или меняться — эти и другие вопросы применительно к литературе в цифровом виде снова актуальны. Истина рождается в горячих спорах правообладателей, продавцов и читателей, но по мере того, как рынок обретает цивилизованные формы, стороны находят компромисс. К сожалению, процесс идёт медленно.

Одна из областей, где точка соприкосновения до сих пор не найдена — прокат ибуксов. Бумажные книги можно брать напрокат, цифровые — теоретически тоже, но вот незадача: большинство правообладателей категорически против цифрового проката. Книга, вне зависимости от того, напечатана она на бумаге или хранится в виде невесомой цифири, не появляется из ниоткуда. Её нужно написать, оформить, вычитать, издать, прорекламировать и продать. Естественно, что люди, которые этим занимаются, желают как минимум возместить свои затраты. Здесь как раз и кроется камень преткновения: чрезмерная дешевизна цифры и её специфические свойства (лёгкость копирования, к примеру) плохо вписываются в традиционный книгоиздательский процесс.

На минувшей неделе в этом застоявшемся секторе наметились подвижки. Крупнейший онлайновый ритейлер Amazon.com, известный своими смелыми книжными экспериментами (вспомните, что компания была одной из первых, разрешившей своим покупателям меняться цифровыми книгами, а её динамический метод ценообразования, когда ценник меняют по нескольку раз на дню, даже стал причиной конфликта с издателями), в единоличном порядке начала прокат цифровой литературы.

Отныне каждый владелец читалки Kindle, подписанный на тарифный план Prime (80 долларов в год за набор льгот), может брать ибуксы напрокат — и держать их сколько заблагорассудится, без какой-либо дополнительной платы. Пока выбор сильно ограничен (не более одной книги в месяц из ассортимента в пять тысяч изданий), но никто не сомневается, что Amazon пойдёт дальше.

Порой кажется, что у Джеффа Безоса просто не бывает плохого настроения, как и неудач: он ставит смелые и даже рискованные опыты, которые неизменно удаются. Тарифный план Amazon Prime — один из таких экспериментов: с 2005 года компания предлагает за фиксированную годичную плату набор приятных бонусов вроде бесплатной срочной отправки покупок, безлимитного потокового видеосервиса, а теперь и проката цифровых книг. Взамен, клиенты, привлечённые «халявой», тратят больше на платные услуги компании. Сейчас на Prime подписаны 5 млн. человек и с каждым годом их число увеличивается на 20% (фото: James Duncan Davidson).

С точки зрения техники, сдача цифровой книги напрокат — создание копии; её возврат — удаление копии с клиентского устройства. И, конечно, команда Безоса не первой наткнулась на эту идею. Американские библиотеки давно бьются за право выдавать ибуксы наравне с «бумагой», но пока их цифровой ассортимент скуп, и каждый «электронный том» может выдаваться ограниченное число раз, после чего библиотека должна приобрести книгу повторно, как если бы она была бумажной и испортилась (скандал по поводу ужесточения издателями этих правил бушевал весной).

Преимущество Amazon в том, что ей принадлежит самый большой книжный магазин Сети и самая популярная платформа для чтения ибуксов. Всё это обеспечивает компании особые отношения с издателями, авторами и читателями.

Теоретически, книжный прокат Amazon выгоден всем. Читатели получают возможность брать книги почти бесплатно (не считая годового платежа по тарифу Prime). Правообладатели, давшие согласие на участие своих книг в прокатном эксперименте, получают за каждую выданную книгу её полную цену, т.е. для них прокат фактически не отличается от продажи. Сама Amazon напрямую с книжного проката не имеет ни цента, и даже теряет на нём (правообладателям она платит из своего кармана). Но в проигрыше не остаётся: клиенты, подписавшиеся на тариф Prime, приносят компании ежегодно в среднем на 500 долларов больше, чем простой среднестатистический покупатель. А книжный прокат привлекает новую публику.

Проблема в том, что на деле лишь очень немногие издатели (и никто из крупнейших) разрешили прокат своих ибуксов. Издатели боятся, что если цифровую книгу можно будет (даже на время) брать бесплатно, это обесценит её в глазах потенциальных покупателей. Несколько упрощая, какой смысл выкладывать триста рублей за бумажный том или тридцать за цифровую версию, если ту же книжку можно взять «на почитать», не заплатив ни копейки и даже не вставая с дивана? Не приведёт ли это к смене концепции, заставив читателей отказаться от обладания литературой в пользу её аренды?

Музыка уже переживает этот поистине тектонический сдвиг: потоковая музыкальная безлимитка Spotify стала в некоторых странах Европы самым популярным способом потребления цифрового звука (см. «Spotify и её условно-бесплатная дискотека»). Такой же переходный этап и у видеоконтента: вспомните про Netflix и её многочисленных коллег по цеху.

Цифровую литературу ругают за её нематериальность, а значит недолговечность, дешевизну и посредственность, лёгкость копирования без спроса. Всё это рождает массу мрачных пророчеств о мире, где книги будут только цифровыми. Но вспомните «Собор Парижской богоматери» Гюго: на заре книгопечатания точно так же хаяли бумажные книги, считая их предвестником культурного заката цивилизации (фото: Pedrik).

Нет сомнений, что и ибуксы в конце концов тоже станут чаще брать напрокат, нежели по-старинке покупать в вечное пользование. Конечно, это потребует пересмотра позиций всеми участниками длинной цепочки автор — читатель и больших изменений в законодательстве и нормативных актах, регулирующих сегодня молодую область цифровой литературы (её текущее состояние с примитивными законами, неадекватными условиями и правилами, с лёгкой руки кого-то из западных журналистов окрестили «электронно-книжным адом»). Но выбора нет: книжная индустрия уже меняется.

Теорий и догадок о том, каким станет литературный мир в ближайшие годы, предложено бессчётное множество. Но есть и бесспорные факты, оттолкнувшись от которых, можно обозначить несколько тенденций. Во-первых, уже падают и ещё упадут цены. Причиной тому отказ от бумаги, а также массовое разорение традиционных продавцов и процветание продавцов онлайновых, которым не нужно заботиться о содержании торговых площадей (см. «Книги всё: ликвидация Borders Group»). Во-вторых, меняется и ещё больше изменится облик книг: вспомните хотя бы синглы от Amazon — небольшие интерактивные произведения, жизнеспособные только в цифровом виде (см. «Сингл как новая категория цифровой литературы»).

В-третьих, укорачивается цепочка между автором и читателем: та же Amazon сама заключает контракты с авторами и сама продаёт, не нуждаясь в посредничестве издателей. Наконец, в-четвёртых, вопреки опасениям, цифра уже спровоцировала всплеск интереса к чтению и, благодаря своим уникальным свойствам (низкой цене, доступности, функциональности), привлечёт миллионы новых читателей в будущем (см. «Как цифровые книги обогнали бумажные»).

В свете этих перемен реализация проката цифровой литературы выглядит необходимым и даже естественным шагом. Что же до инертных гигантов-книгоиздателей, им придётся подстроиться под новый порядок — или исчезнуть.


Amazon,читалка,ибукс,прокат,книга,Prime




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены