Оригинал материала находится по адресу business.computerra.ru/business/55742/wechat/
9.04.2013

Цена общения: кому и чем вредят бесплатные интернет-пейджеры?

Запад редко сочувствует китайскому бизнесу. И Европу, и Америку, кажется, вполне устраивает роль Поднебесной как дешёвого наёмного партнёра, о котором вспоминают только когда требуется воплотить в кремнии и металле очередной проект. При этом любая попытка азиатов проявить инициативу приводит к скандалам: возьмите делёж Yahoo!, затеянный легендарным Джеком Ма, или красную паранойю, свирепствующую вокруг Huawei. Тем интересней наблюдать сейчас совершенно нетипичное сострадание, проявляемое англоязычными СМИ по отношению к китайскому интернет-гиганту Tencent и его продукту под названием WeChat. Оба попали в немилость у отечественных чиновников, и в судьбе обоих Запад усматривает и своё возможное будущее.

В 2011 году Tencent — холдинг, контролирующий множество как интернет-, так и классических массмедиа — занялся разработкой нового, не отягощённого устаревшими техническими решениями инструмента для персональных коммуникаций. Так на свет появился WeChat, он же Weixin (как его называют на родине; дословный перевод — «маленькое сообщение»): программа для смартфонов, позволяющая общаться через Интернет различными способами. Помните ICQ, бывшую стандартом де-факто интернет-пейджинга в первой половине нулевых? Weixin — это «аська на стероидах», решающая задачу общения на новой идейном и техническом уровнях.

Сообщения здесь могут быть и текстовые, и голосовые, и видео; взаимодействовать с друзьями можно в привычном диалоговом режиме (вопрос-ответ на экране), а можно, например, в режиме «уоки-токи» (словно бы у вас не телефон, а радиостанция); присутствуют функции, характерные для социальных сетей (совместное потребление контента, массовые рассылки, привязка к географическим координатам и пр.). В общем получилось свежо и достаточно оригинально, чтобы привлечь внимание детей и молодёжи — которые особенно ценят WeChat как инструмент для завязывания знакомств.

«Самый страшный кошмар любого сотового оператора», так теперь китайская пресса называет WeChat. И есть за что: он не только заменяет SMS и обычную телефонию, но и перегружает беспроводные каналы.

За два года «микросообщение» вымахало в проект мирового значения. WeChat сегодня это свыше 300 миллионов пользователей, главным образом в азиатско-тихоокеанском регионе, но также и в Европе, и даже в России. Это поддержка всех популярных мобильных платформ, от Андроида до Symbian, самых современных стандартов беспроводной связи, и общий функционал, сравнимый с Twitter, Facebook, Skype. WeChat — один из тех (немногочисленных пока ещё) успешных продуктов, которые выросли на почти официальной китайской доктрине «посмотри и сделай лучше»: ведь Tencent фактически начинала когда-то с копирования ICQ. И когда в его судьбу вдруг решило вмешаться Министерство промышленности и информационных технологий Китая, это стало большим сюрпризом. Такой бы проект лелеять, да гордиться, что им пользуются далеко за пределами страны. Но у китайского Минпромита оказалось своё мнение: на днях чиновники предупредили, что могут разрешить сотовым операторам взимать с клиентов, желающих использовать Weixin, дополнительную плату.

WeChat — бесплатное приложение: пользователь ничего не платит за само право им пользоваться, оплачивает только потребляемый интернет-трафик. И это не прихоть владельцев, а требование времени: так же, как никому давно в голову не приходит продавать рядовым пользователям веб-браузеры, никто не продаёт программы-коммуникаторы. Конкуренция в этом сегменте так сильна, что даже самые успешные проекты — вроде WhatsApp или KakaoTalk — стараются зарабатывать на косвенных услугах (игры, реклама и т.п.), либо ограничивают стоимость пользования единицами долларов в год. Ничего удивительного, что инициатива китайских чиновников спровоцировала волну недовольства, а опросы показали, что больше половины пользователей WeChat откажутся от него, как только он станет платным. Президент Tencent не устаёт повторять, что наверняка изыщутся менее обременительные способы заработать деньги для выплат сотовым операторам (разного рода премиальные сервисы), но судьбу коммуникатора пока нельзя считать решённой.

Впрочем, если китайскую публику действительно больше беспокоит судьба WeChat, наблюдателей по другую сторону Великой Китайской стены волнует прежде всего причина, которой руководствовались чиновники и сотовые операторы (очевидно, пролоббировавшие вопрос принудительной платы). Причина эта понятна и близка сотовым операторам всего мира и сводится всего к трём буквам: OTT (Over The Top — букв. «поверх»; сервисы, за которые клиент не платит напрямую оператору). WeChat — типичный пример современного OTT-приложения, которое избавляет пользователя от необходимости оплачивать сравнительно дорогие SMS и минуты разговора. Таким образом операторы лишаются двух важнейших источников дохода, гарантировавших самую высокую маржу.

К примеру, себестоимость одной SMS в США измеряется сотыми долями цента, тогда как клиенты платят за него в тысячи раз больше. По сравнению с этим маржа интернет-трафика просто ничтожна. Между тем OTT-сервисы становятся по-настоящему популярными — и если в 2011 году операторы недополучили с SMS 14 млрд. долларов, то в прошлом уже 23 миллиарда, а в 2016 сумма вырастет до 54 млрд. долл. (оценки Ovum). Даже там, где дела идут лучше всего, рост SMS-массы замедляется. В Китае, например, число отправленных SMS за прошлый год выросло только на 2%, тогда как ещё годом ранее прирост составил 6%.

WeChat дружит с русским языком, отражая интернациональную направленность проекта. Разработчики активно поддерживают рынки, на которых видят интерес к своему приложению.

Без SMS и телефонии операторы превращаются в подобие коммунальных предприятий — которым платят только за «интернет-трубопровод» — что не улыбается им одинаково сильно вне зависимости от национальной принадлежности. Но в коммунистическом Китае у операторов больше рычагов влияния. Имена компаний, особенно тяжело пострадавших от WeChat, известны. Это три крупнейших телекома КНР, включая China Mobile, которые и раньше жаловались, что WeChat отъедает значительную и постоянно растущую долю их беспроводных мощностей. Все трое принадлежат государству, а значит и «лоббирования» в западном понимании скорее всего не было, а была простая договорённость между телекомами и министерством. Из чего аналитики делают вывод, что WeChat таки суждено стать платным приложением: взимаемые с его пользователей суммы должны будут компенсировать операторам недобор по SMS и голосовым минутам.

Попытка обложить данью OTT-сервисы созвучна «налогу на цифровые носители», в той или иной форме действующему в настоящий момент во всём цивилизованном мире (и в России тоже). Поскольку изготовить любое количество качественных копий аудиозаписи или фильма нынче может владелец любого компьютера или MP3-плеера, с продажи таких устройств (а также CD-дисков, флэш-накопителей и пр.) взимается некоторый процент, перечисляемый «пострадавшим от цифровых технологий» авторам и издателям музыки и кино. Что касается конфликта сотовых операторов и OTT, Запад пока отыгрывает идею естественного симбиоза: операторы кооперируются с разработчиками OTT-приложений, деля прибыли пополам, либо варьируют цены и состав тарифов, заставляя клиентов брать в нагрузку к безлимитному интернету предоплаченные минуты и SMS.

Однако объёмы трафика, генерируемые OTT-приложениями, растут слишком быстро и в конце концов «китайская модель» может оказаться единственно эффективной. Вообще, аналогичные эксперименты уже ведутся в Гонконге, Индии, Японии; китайцы просто нашумели больше других. Но в любом случае пока что принудительным «налогом» облагаются только наиболее популярные приложения, вроде уже упоминавшегося WhatsApp, Facebook, Line. Если китайская модель получит распространение, платным может стать любое приложение с коммуникационными функциями. К каким перестановкам на рынке это приведёт — можно только гадать.

P.S. В статье использование иллюстрации Sinchen Lin, Tencent.


WeChat,Tencent,OTT,социальная_сеть,интернет-пейджинг,эволюция_Сети,Китай,Weixin,сотовая_связь,ICQ




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены