Оригинал материала находится по адресу http://old.computerra.ru/think/sentinel/36172
11.10.2004

Бессмертная аркада

Аркада. Термин этот, знакомый и дорогой каждому компьютерщику, да и многим из тех, кто с компьютерами "на вы", появился отнюдь не вчера и даже не треть века назад, когда инженеры скромной американской компании Intel придумали первый микропроцессор. Аркадами вот уже которое столетие называют творения не программистов, а... архитекторов: проходя мимо городского торгового ряда - множества магазинчиков, спрятанных в фронтальной панели длинного здания - знайте, что это и есть аркада почти в истинном, классическом её понимании. Крен в сторону современного смысла слово это дало в середине прошлого века, когда в развлекательных парках начали появляться электромеханические машины для игр.

Пинболл, который большинству известен исключительно в электронном варианте, на самом деле производился в США с 40-ых годов XX века в виде большой, в рост человека, игровой машины с настоящим шариком, лопаточками и прочей механикой. Так что когда в 1972-ом на рынке появилась первая машина с полностью электронной начинкой - Pong от Atari (ещё до выпуска аналогичной ТВ-приставки) - почва была уже подготовлена и галереи игровых автоматов немедленно были обозваны аркадными галереями.

Тот, чьё детство и юность прошли в советской империи на её закате, конечно, вспомнит стоявшие в каждом Доме культуры и парке развлечений неуклюжие аркадные автоматы - "Морской бой", "Скачки", "Тир" и пр. В СССР аркады были не больше чем забавой, а вот на дальних Западе и Востоке породили целую индустрию, завладевшую умами миллионов игроков на более чем два десятка лет! Работавшие "за монетку" аркадные автоматы технически превосходили все домашние игровые системы (и уж тем более маломощные персоналки) вплоть до середины 90-ых, пока на рынок не были выброшены Sega Genesis, Super Nintendo и Sony Playstation. Кое-где аркадные галереи остаются популярны и поныне. В Штатах, где в лучшие времена (начало 80-ых, эпоха Pac-Man) владельцы игровых заведений то и дело вставали перед проблемой забитых деньгами монетоприёмников, эти места получили статус злачных, а в Японии и сегодня считается хорошим тоном на первом свидании сводить девушку в аркаду.

Параллельно развивались и портативные электронные игры. Atari, бывшая пионером и основателем целой индустрии, прославилась отнюдь не своими аркадными автоматами, а домашними игровыми телеприставками и миникомпьютерами, работавшие на которых примитивные игровые программы получили то же самое название: аркады (а слово, получается, обрело третий смысл!).

Первой успешной "игровой консолью" со сменными картриджами стала Atari 2600, появившаяся в 1977 году, позже её успех разделили множество компаний, включая и Nintendo с эпохальной разработкой Nintendo Entertainment System (NES). Невообразимая по нынешним меркам слабость "компьютеров" этих не мешала производителям наживать огромные суммы: так, через три года после выпуска первого варианта Atari 2600, доходы от продаж самой приставки и игр для неё перевалили за два миллиарда долларов! Вместе с тем, загнанные в узкие рамки недостаточной вычислительной мощности, небольших объёмов памяти, программисты вынуждены были проявлять чудеса изобретательности - и, вероятно, поэтому старые игры привлекают многих и сегодня, в эпоху тотального 3D.

Atari, Nintendo, Namco, Sega, Taito и другие совместными усилиями построили то, что позже назовут Золотым веком аркады. Начавшись в конце 70-ых, с известных всем Space Invaders и Asteroids, он продлился до 90-ых годов, когда технологические чудеса затмили фантазию авторов. За короткий срок были выпущены тысячи игр (вспомните лучших!), придуманы и разработаны основные игровые жанры.

То было фантастическое время. Pong, Pac-Man, Centipede, Donkey Kong, Breakout - каждая из этих игр порождала настоящие мании. Тод Фрай, программер, написавший первый вариант Pac-Man для Atari 2600, получил за свою глюкавую разработку один миллион долларов! А восьмилетнего паренька, который установил мировой рекорд в Pac-Man, поздравлял лично Рональд Рейган. Суммы, крутившиеся тогда в индустрии видеоигр, сопоставимы, пожалуй, только с теми, что были потрачены на Интернет во времена дот-ком бума. Неудивительно, что среди экспериментальных разработок, которые пытались коммерциализовать в 80-ых, на волне интереса к аркадам, были и векторный дисплей, и лазерные диски, и трекболл.

Большинство этих преждевременных порождений прогресса оказались забыты на многие годы, а ценой, заплаченной за стратегические просчёты производителями, были миллионы долларов. Как гласит легенда, в 1983-ом, пытаясь стереть воспоминания о промахах руководства, Atari похоронила в песках Нью-Мексико миллионы нереализованных картриджей (в 2014-м могильник раскопали).

Но всё это это в прошлом, а что сегодня? Интерес к аркадам, конечно, уже не тот - но не угасает, о чём свидетельствует хотя бы недавняя инициатива французской компании Infogrames, которой теперь принадлежит марка Atari. Infogrames намерена продавать современную реинкарнацию Atari 2600 с "зашитыми" в память классическими игрушками. Тех, кто вспоминает о золотых годах аркадной эры за персоналками, спасают эмуляторы. Будет время, взгляните на MAME. Всё новое - хорошо забытое старое!


аркада,игра,Atari,Nintendo,8_бит,ностальгия,MAME,свободный_софт,эмулятор,Pong,Pac-Man,NES,Морской_бой,Скачки,Тир,Namco,Sega,Taitom,Breakout,Centipede,Donkey_Kong




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены