Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/23409
10.10.2012

Маленькое прекрасно! Второе дыхание ультракомпактных авто

Если перечислить сейчас важнейшие тренды в автоиндустрии, то никак не пройти мимо электрической тяги (пусть и ценой гибридов — та же Toyota через три года обещает отдать практически весь свой легковой сектор гибридным моделям), автопилота (в США уже дан зелёный свет эксплуатации «самоуправляемых» авто; Европа и Азия вряд ли отстанут сильно) и тотального «автоосетенения» (вспомните V2V: машины общаются друг с другом без участия человека ради большей безопасности и эффективности движения).

Однако последние год-два принесли ещё одну тенденцию, обсуждаемую сегодня на примере Японии, но на самом деле равно актуальную и для всех прочих цивилизованных стран, включая Россию. Это обозначившаяся мода на миниатюрные, невероятно компактные машинки, внешне напоминающие игрушечные. Япония, где такие разработки поддерживаются государством, может стать первой страной, в которой ультракомпактные авто выйдут на дороги в количествах, соперничающих с обычными автомобилями.

Ультракомпакт в понимании японцев — это электромобиль для одного, максимум двух человек, габаритами два на один метр, с небольшим багажным отсеком за спиной водителя, но, возможно, даже без боковых дверей, роль которых выполняют подлокотники. Передвигаться эта экстремальная конструкция способна со скоростью до 50 километров в час, а запас хода составляет примерно те же самые 50 километров. Именно так выглядит ZEVe от японского стартапа Town EV: в продаже он должен появиться уже в следующем году по цене около 10 тыс. долларов США.

Впрочем, хоть этот крохотный зелёный уродец и нашумел больше других, похожие проекты есть сегодня у каждого автогиганта из страны восходящего солнца — и посмотреть в общем есть на что, ибо в большинстве своём они намного функциональней чем ZEVe. Таков, к примеру, одноместный Toyota Smart Insect, напичканный электроникой под завязку, или двухместный Nissan New Mobility Concept.

Если быть точным, приоритет в области ультракомпактных авто принадлежит не японцам. Категория миникаров — так их называли до сих пор — восходит к периоду после Второй мировой войны и охватывает дешёвые конструкции с сильно ограниченным объёмом двигателя, небольшим собственным весом и местом для пары человек. Крайне ограниченные возможности (даже задний ход был не у всех) позволяют им маскироваться перед законом под мотоциклы/мопеды и пользоваться непривычными для полноразмерных автомобилей привилегиями: в Норвегии, к примеру, миникарам разрешено движение по полосам для общественного транспорта, а во Франции, Италии, Германии и кое-где ещё для управления ими не нужны права.

Вот он, малыш ZEVe. Название, кстати, образовано от популярной аббревиатуры ZEV, что означает Zero Emissions Vehicle — транспортное средство, не загрязняющее окружающую среду (фото: Town EV).

Основателем жанра многие считают экстравагантную трёхколёсную британскую малолитражку P50, производившуюся полвека назад и сегодня выпускаемую снова. А прародителем современного ультракомпакта, предполагающего помимо миниатюрных размеров ещё и приемлемую безопасность, можно считать норвежско-американскую серию Ford TH!NK или индийскую REVAi.

Сегодняшний миникар отличается от моделей, выпускавшихся тридцать-сорок лет назад, не только наличием ремней безопасности и хитроумной электроникой. Если раньше на такие (дешёвые!) авто возлагались надежды быстрого решения проблемы нехватки личного транспорта, сегодня на первый план вышли другие достоинства. Современные ультракомпакты отнюдь не дёшевы, зато способны парковаться, как говорят, «вертикально» и не загрязняют окружающую среду: идеальный городской автомобиль! Малая вместимость сужает область их применений, но это не проблема для Японии, где ультракомпакты рассматриваются как вариант для одной возрастной категории граждан — пенсионеров.

Страна восходящего солнца стремительно стареет. Почти каждый четвёртый японец сегодня старше 65 лет — и доля стариков, как ожидается, будет расти ещё несколько десятилетий, вплоть до 40%. При этом уже в 60 (пенсионный возраст) работника имеют право выставить на улицу. Однако небольшая пенсия и прививаемая с детства любовь к труду делают японских пенсионеров непоседами: они соглашаются на урезанную зарплату, лишь бы не сидеть дома, и именно в Японии сейчас самый большой процент работающих стариков. Им-то и пригодятся ультракомпактные автомобили.

Крохотные, с запасом автономности меньше, чем у смартфона, микрокары тем не менее способны решить проблему перемещения в районах Японии, не охваченных общественным транспортом. Правительство, субсидирующее ультракомпакты с обоих концов (и производителей, и косвенно покупателей), надеется в первое время сбить высокую цену и тем самым пробудить спрос.

Это P50, прародитель миникаров. При собственном весе в полсотни килограмм и габаритах лишь чуть превышающих собственные габариты пассажира, на нём нетрудно въехать (или втащить) в дом, что и проделали однажды в популярной телепередаче Top Gear.

Высокая цена современных автомобилей на электрической тяге остаётся проблемой даже для относительно благополучной Японии. Это хорошо видно на примере знаменитого гибрида Toyota Prius, продажу которого государство какое-то время субсидировало. В этом году программа субсидий была прекращена — и продажи «Приуса» (вместе с разновидностями до сих пор бывшего в Японии самой продаваемой легковушкой) немедленно сократились на треть от показателей годичной давности.

Так что скептики предупреждают: электрическим ультракомпактам придётся нелегко в битве с бензиновыми городскими авто. Впрочем, точно предсказать развитие событий пока вряд ли возможно, потому что неизвестных в этом уравнении слишком много.

Идея миникаров переживает сегодня второе рождение — и не только благодаря прихоти чиновников. С одной стороны их подталкивает перегруженность городских улиц (кое-где в мире уже практикуются ограничения на въезд в центральные районы мегаполисов — потому что автомобилям просто не хватает места, см. «Для чего Google общественный транспорт»). С другой подпирают достижения электроники и микроэлектроники, позволяющие сконструировать небольшой, но экономичный, удобный и сравнительно безопасный автомобиль.

Счёт проектам микрокаров XXI века идёт на десятки, хоть в массе своей они и остаются пока на бумаге, либо ограничиваются выставочными концептами. В первые годы даже в Японии прогнозируется спрос в лучшем случае на тысячи таких автомобилей в год: они явно удобней мопедов, но прежде чем публика распробует новинку, предстоит свыкнуться с необычным внешним видом и непривычно высокой для такого «форм-фактора» ценой.

После чего эксперты ждут ожесточённых баталий вокруг другого спорного аспекта: принципиальной возможности обеспечить безопасность человека в компактном лёгком транспортном средстве. Проблема в том, что законы физики распространяются на ультракомпактные авто так же, как и на полноразмерные: столкнувшись даже с обычной «легковушкой», меньший по длине, значительно меньший по массе ультракомпакт деформируется сильней и оставит водителю меньше шансов на выживание. Способны ли механика и электроника компенсировать этот недостаток — вопрос открытый.


автомобиль,электромобиль,Япония,ZEVe,город,миникар,транспорт,ультракомпакт




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены