Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/16161
11.01.2012

Как избавиться от мобильного приложения — и почему это может понадобиться?

Мобильное приложение — это месяцы труда, потраченные на рекламу четырёхзначные суммы, мегабайты графики, кода, звуковых эффектов, и — капризный пользователь, венчающий пирамиду усилий. Каждую неделю владельцы iOS– и Android-устройств скачивают около миллиарда программ из онлайновых апп-сторов, и если повезёт, новая разработка окажется увлечена этим бурным потоком. Не будет большим преувеличением утверждать, что до сих пор все мечты и устремления разработчиков были направлены именно на завоевание и расширение аудитории.

Но по мере того, как мобильное софтостроение взрослеет, вырисовывается ещё один аспект. Представьте, что в один прекрасный день приложение становится для его создателя обузой. Просто поставить крест на продукте, сотворение и поддержание которого отняли значительное время и средства, как минимум обидно. А что если продать проект, передав все права и исходники человеку или компании, которые видят смысл в продолжении работы?

Живым воплощением этого сценария может служить история американца Нила Шмидта, наделавшая немало шуму в канун Нового года. Шмидт — автор игрушки BuckShot для платформы iOS: чуть больше полугода на рынке, 20 тысяч зарегистрированных пользователей, платная и бесплатная (с рекламой) версии, причём лишь одна из каждых десяти скачиваемых копий платная, но именно «платники» приносят 80% прибыли. В месяц суммарно «набегает» порядка 300 долларов. В общем обычный мобильный проект успешности ниже средней. Необычно предложение Нила, выставившего эксклюзивные права на BuckShot на аукцион eBay. Всего за доллар.

Почему Шмидт решил избавиться от своей разработки? Основная причина — утомительность работы с Apple: недельные задержки с одобрением каждой новой версии, 30% налог Apple App Store на доход в любой форме, косвенные сборы вроде ежегодного платежа за доступ к услуге iTunes Connect.

Вероятно не оправдались и ожидания по прибыли: сам Нил об этом не говорит, но слабые продажи, значительные накладные расходы (помимо Apple свою мзду берёт Amazon.com, в «облаке» которой размещена серверная часть игры) и необходимость постоянно уделять проекту внимание (пусть и только затем, чтобы ответить на письма пользователей) сделали BuckShot для автора непривлекательным.

BuckShot — игра с социальными элементами: один участник предлагает тему, задача остальных — отыскать в реальности и запечатлеть на камеру объекты или сцены, подходящие под описание.

Что ж, если программа разонравилась автору, это ещё не означает, что её не сочтёт интересной кто-то другой. Вот только прежде чем Шмидт и потенциальный покупатель заключат сделку, им предстоит одолеть несколько совсем не виртуальных препятствий.

Во-первых, покупателя ещё нужно найти, а eBay — пусть и самая крупная аукционная площадка Сети, вряд ли может считаться самым удачным местом для поиска желающих приобрести мобильное приложение: слишком уж необычен предмет торга! Во-вторых, сделку необходимо провести: цена может достигать десятков тысяч долларов и нужно гарантировать, что человек, предложивший наивысшую цену, её заплатит (технический аспект), а продавец передаст все необходимые права (правовой аспект).

Но и это не всё. Продажа приложения означает необходимость передачи не только исходников, но и аккаунта в магазине приложений, чтобы смена владельца не повлияла на название программы, её URL, рейтинги в магазине и прочее подобное. Сегодня это невозможно, поэтому, к примеру, Шмидт (собирающийся покинуть Apple App Store ради всеплатформенного HTML5) отдаёт покупателю свой аккаунт, не извещая об этом Apple. Решение не самое удачное, но ничего лучше пока не придумали. Как на такие махинации отреагируют Apple, Google, владельцы других магазинов приложений? Как быть, если продавец владеет сразу несколькими приложениями, зарегистрированными на один и тот же авторский аккаунт (а случай Шмидта как раз такой: вместе с BuckShot покупателю достанутся ещё тройка мелких игр, отдаваемых за так, потому что прибыли с них ноль)?

А ведь Нил Шмидт наверняка не первый и уж точно не последний столкнулся с необходимостью продать своё приложение. Суммарное количество программ в двух самых популярных апп-сторах давно превысило миллион, а общее число разработчиков и издателей оценивается примерно в четверть миллиона. В наступившем году существенный вклад наверняка внесёт платформа MS Windows Phone.

Всё это означает, что спрос будет с обеих сторон: авторы будут продавать, инвесторы — покупать мобильные проекты. Ориентиром может служить всё тот же BuckShot, цена на торгах по которому остановилась на отметке 16600 долл.

В свете такой перспективы было бы странным, если б не появились брокеры, помогающие заинтересованным сторонам встретиться и провести сделку. И вполне предсказуемо такие брокеры появляются. Случай Нила Шмидта привлёк внимание к американскому стартапу Apptopia.com. Его основатели, Элиран Сапир и Джонатан Кай, знакомы с вопросом не понаслышке, пару лет назад они потратили много месяцев, пытаясь продать собственный более чем успешный iOS-проект (GPush). Сегодня проблема только обострилась: количество участников мобильного рынка выросло на порядки, а вот правовая и техническая база остались там же, где были в 2009.

Собравшая несколько сотен тысяч долларов от венчурных инвесторов Apptopia станет торговой площадкой для владельцев мобильных приложений и тех, кто желает таковыми обзавестись. Нельзя сказать, чтобы подобных площадок не было: работают SmartAppsters, SellMyApplication.com и другие — но там продают главным образом отдельные части мобильных проектов (в основном исходные тексты), тогда как основатели Apptopia нацеливаются на продажу проектов целиком. Здесь можно будет найти контрагента, утрясти цену и, главное, решить правовые вопросы: Apptopia возьмёт на себя общение с владельцами апп-стора, чтобы передача проекта или аккаунта (как в примере Шмидта) прошла без сучка и задоринки.

В том, что спрос на брокерские услуги будет, основатели Apptopia не сомневаются. Приложения будут продавать не только те, кто от них устал. Оцените каталоги мобильного софта трезво: одних только программ-фонариков для iOS около сотни. Значит, неминуемы поглощения и слияния. Плюс, неизбежно обнаружат себя авторы приложений, добившиеся некоторого успеха, но не знающие, что делать дальше: можно быть хорошим программистом, но понятия не иметь, как масштабировать проект вверх.

Темпы роста числа приложений (синяя кривая) и количества скачанных копий (красная) для Apple App Store по данным на конец 2010 года. С тех пор тенденция изменений не претерпела: и тот, и другой показатель увеличиваются минимум вдвое каждые двенадцать месяцев.

Размер типичной сделки в Apptopia планируется от нескольких тысяч до 50 тысяч долларов (это мелкий и средний сегмент; считается, что владельцы крупных проектов смогут организовать сделку сами, без посторонней помощи). И уже сейчас, если верить ребятам, к ним стоит очередь из трёх десятков желающих продать свои приложения.

Случай Шмидта и планы Apptopia породили волну осторожных комментариев, общий смысл которых сводится к констатации изменения ситуации на рынке мобильного софта. Выбравшись из младенческого состояния, напоминавшего софтверный рынок начала 90-х, мобильная индустрия превратилась в среду с жестокой конкуренцией, мягко говоря некомфортную для разработчиков-одиночек.

Растут накладные расходы, вложенный капитал возвращается медленней, падает маржа, и чуть ли не единственная возможность для мелкого проекта окупить себя — это быть замеченным владельцами апп-стора, хотя бы на несколько дней попасть в списки интересных приложений. Понятное дело, везёт единицам, так что выжить способны лишь компании, готовые держать приличный рекламный бюджет и довольствоваться сравнительно небольшой прибылью.

Словно в подтверждение этого невесёлого прогноза, ещё один автор-одиночка (Simon Papineau) выставил на eBay три своих проекта для iOS. В их разработку и продвижение он вложил в общей сложности 13 тысяч долларов. Причина продажи уже знакомая: нет денег на рекламу.


BuckShot,мобильный_софт,реклама,фримиум,Apptopia,инвестиция




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены