Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11868
12.05.2011

Зачем Microsoft понадобился Skype, и что станет с классиком интернет-телефонии?

Помните тот старый, времён бума дот-комов, анекдот про Microsoft, которая, будучи пойманной за очередным нечестным приёмом против несчастных конкурентов, вместо извинений и судов объявляет о покупке американского и европейского правительств? В этой шутке больше правды, чем кажется. Титанам, формирующим передовой отряд ИТ, нет смысла возиться с партнёрством и дипломатией — у них на руках столько денег, что проще купить нужный бизнес на корню, а там… а там разберёмся!

Так было с рекламным гигантом aQuantive, купленным Microsoft за 6 миллиардов долларов четыре года назад и бесследно канувшим в недрах корпорации. Есть опасения, что так случится и с классиком интернет-телефонии Skype, приобретённым за 8.5 миллиардов (не акциями — деньгами!) позавчера.

Советы директоров согласны, согласия акционеров не требуется, ведь Skype по сей день не провела IPO. Дело за малым — одобрением регуляторов, которое ожидается до конца года. Впрочем, Microsoft с сегодняшнего дня на сто процентов свободна в вопросе слияний и поглощений: сегодня — удивительное совпадение, не правда ли? — в США истекает срок давности по антимонопольному разбирательству конца 90-х. Считается, что имея 50 миллиардов на руках, софтверный гигант теперь сможет и будет тупо выкупать места на тех участках рынка, где он отстаёт.

Но вернёмся к Скайпу. Это крупнейшее приобретение в истории Microsoft. Маленькая компания, основанная в 2003 шведом и датчанином, опёршимся на квалификацию эстонских программистов (в Таллине по сей день квартируют около половины её разработчиков), добилась фантастических успехов. Сегодня Skype это 600 тысяч новых аккаунтов каждый день, более 700 миллионов в общем исчислении, 170 миллионов активных пользователей, ежемесячно выговаривающих свыше ста минут каждый.

На официальной пресс-конференции, посвящённой продаже Skype, Тони Бейтс, глава самого разговорного дот-кома, в основном молчал. Иногда молчание — золото…

Skype фактически является крупнейшим международным телефонным оператором (13% рынка), а название компании вошло в общеупотребительный лексикон, заняв почётное место рядом с «гуглом». Авторы сумели вывести своё детище по тонкому льду экспериментальных P2P-технологий (ранее основатели приложили руку к созданию суперпопулярной файлообменной сети Kazaa) к абсолютному техническому превосходству: самый популярный интернет-телефон не признаёт ни файрволов, ни архитектурных различий, ни государственных границ.

Планы Microsoft относительно приобретения очевидны. Поддержка Skype появится во всех продуктах компании, начиная с MS Office и Windows/Windows Phone, до Xbox и самого быстропродаваемого электронного устройства всех времён и народов, сенсора Kinect.

Таким образом с помощью Skype софтверный гигант наконец реализует давнюю мечту об унифицированных коммуникациях (UC). Это очень простая и естественная идея: предоставить людям возможность общаться там и тогда, где и когда им заблагорассудится, и по возможности дешевле. Сам Билл Гейтс, давно покинувший Microsoft, в своём специальном выступлении от лица корпорации прямо назвал UC важнейшим из всего, что появилось после рождения собственно персонального компьютера. Одна загвоздка: Гейтс имел в виду не Skype, а Lync.

Microsoft Lync — прямой наследник Windows Messenger, внук MSN Messenger, первый столп унифицированных коммуникаций. Его активная месячная аудитория, с учётом всего Messenger-семейства, по некоторым данным почти вдвое превышает аналогичный показатель для Skype. Но если Скайп заточен под медленные, непредсказуемой проходимости каналы Интернет, то Lync построен с прицелом на быстрые локальные сети.

Поэтому сегодня оба клиента часто работают на офисных машинах бок о бок, обеспечивая дешёвую связь во всех мыслимых формах (чаты, телефония и видеоконференции, обмен и совместная работа с документами, и пр.), но на разных направлениях: Skype используется для общения с внешним миром, тогда как Lync для внутренних дискуссий. Завтра Microsoft объединит две пока несовместимых системы и превратится в лидера рынка UC, обставив и Cisco, и Google, и Apple, и IBM, и всех остальных, кто так или иначе пытается играть на этом поле.

Представляя MS Lync в ноябре, Билл Гейтс настаивал на критической важности унифицированных коммуникаций (UC). Предполагал ли он, что вскоре корпорации будут принадлежать два самых популярных UC-инструмента на планете?

Перспектива, рисующаяся в свете совмещения с Lync, объясняет заоблачную цену, уплаченную за Skype. Microsoft быстрее, проще и надёжнее восполнить недостающий UC-функционал (в частности, выход на телефонную сеть), купив его на стороне, нежели пытаться реализовать самостоятельно. Может быть не дешевле, но софтверный гигант пока может позволить себе щедрые жесты.

Однако у сделки века есть и другой важный аспект, связанный с интеграцией скайп-функциональности в Windows Phone. Сегодня многие, если не большинство сотовых операторов препятствуют использованию Skype в своих сетях. Интернет-телефония грозит лишить их звания провайдеров телефонных услуг, превратив в подобие коммунальных предприятий, владеющих разве что не водопроводом, а каналами передачи данных — но всё равно и близко не так выгодных.

Впрочем, воцарение VoIP неминуемо, и операторы понемногу сдают позиции, отменяя безлимитные тарифы и другими способами повышая цену бинарного трафика. Microsoft может ускорить этот процесс. Конечно, Windows Phone ещё предстоит доказать своё право на жизненное пространство, но никто и не предполагает, что его владелец откажется от борьбы за рынок смартфонов. В конце концов, Xbox — называемый сегодня не иначе как блестящим бизнесом — в своё время тоже казался никому не нужным.

И всё-таки сомнения в целесообразности покупки остаются. Да, Microsoft получает многое. Да, у корпорации не было выбора, ведь уже ходили слухи о переговорах Skype с Google и Facebook. И даже если классик интернет-телефонии не был бы прибран к рукам, неминуемое IPO подняло бы его стоимость многократно. Но ведь Skype уже была «замужем».

В 2005 почти за три миллиарда её купила eBay — а четыре года спустя от неё избавилась, так и не сумев извлечь выгоды. По озвученному тогда же прогнозу, к 2011 Skype должна была зарабатывать миллиард в год. День настал, а заветная планка так и не достигнута. Хуже того, по результатам 2010 года компания потеряла семь миллионов (общая выручка 860 млн.), завершив в минусе четвёртый год из пяти предыдущих.

При всей своей легендарности, Skype лишена надёжного источника дохода: у неё меньше 9 миллионов платных клиентов и, чтобы покрыть операционные расходы, компания вынуждена трепать нервы пользователей рекламными вставками. Добавьте сюда хронический спам, наступающих на пятки конкурентов — и вы поймёте, почему половина аналитиков считают последнее приобретение Microsoft в лучшем случае бесполезным.

Так или иначе разработка Skype продолжится. Купленная компания войдёт в состав софтверного гиганта в виде подразделения и, по всей видимости, не будет расчленена, сохранив определённую независимость. Поэтому есть шанс, что Skype не потеряет универсальности. Впрочем, отдельные наблюдатели опасаются, что Microsoft по своей привычке присвоит наивысший приоритет Windows-варианту программы, замедлив развитие версий для альтернативных платформ (iOS, Linux/Android).


Microsoft,Skype,унифицированные_коммуникации,сделка_века,Lync




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены