Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11881
13.05.2011

Знакомьтесь: Хромбук! Google даёт нетбукам второй шанс

Только-только мы похоронили нетбуки, съеденные планшетками, только приготовились хоронить облачно-нетбуковую Chrome OS, явно проигравшую «Андроиду», как — распишитесь: на девелоперской конференции Google I/O представлены первые коммерческие Хромбуки и назван срок их появления на прилавках.

«Chromebook» — не псевдоним, не выдумка журналистов. Так официально названа новая порода замечательных небольших нетбуков, работающих под управлением одноимённой операционной системы. Двухъядерный Atom, 12-дюймовый дисплей (плюс-минус дюйм в зависимости от модификации), 8 секунд на загрузку и моментальный старт из «спящего» состояния, шесть-восемь часов автономной работы, постоянная связь с Сетью посредством Wi-Fi или сотовых 3G. Первыми, 15 июня, в продаже (США и Европа) появятся модели от Samsung и Acer, по цене 499 долл. за самсунговскую 3G-версию, и 429 и 349 долл. соответственно за модели, оснащённые только Wi-Fi.

Изюминок две. Во-первых, на Хромбуки нельзя и не нужно ставить программы. Во-вторых, что важнее, компании, образовательные и госучреждения с числом пользователей от десяти, могут приобрести новинку на необычных условиях — оформив трёхгодичную «подписку».

Что касается программ, то всё необходимое, начиная с приложений и заканчивая пользовательскими данными, хранится в «облаке», а именно на серверах поставщиков приложений. Вспомните, как устроен почтовый сервис Gmail, и вы получите хорошее представление о типичном «облачном приложении».

Второй пункт интересней. За ежемесячную выплату в 28 долларов на пользователя (школам и организациям на треть дешевле) заказчик получает Chromebook, гарантию (бесплатная замена в случае поломки), регулярные автоматические обновления операционной системы, средства группового администрирования (для управления всеми Хромбуками предприятия с одного места) и телефонную поддержку. Разные наблюдатели называют такой подход по-разному, намекая, что он не нов, и вспоминая кто «компьютер как сервис», кто «компьютер в аренду». Но большинство сходятся на том, что в варианте от Google старая идея способна произвести революцию.

Вот такой он, Хромбук (здесь: модель от Samsung). Винчестер заменён на 16-гигабайтный SSD. Ethernet-разъём просто отсутствует.

В какую сумму обходится средняя PC усреднённой компании? Сравнительно свежая оценка (Gartner) начинается с 3500 тысяч долларов за 4 года и простирается выше. Хромбуки обойдутся почти вчетверо дешевле, правда, без учёта стоимости подписки на платные облачные сервисы (например, Google Apps для бизнеса стоит 50 долл. в месяц). Если учесть и их, по оценке Google, год содержания Chromebook всё равно потребует вдвое меньших расходов, чем классическая PC. И не забывайте, что Хромбуки освобождают от забот о содержании корпоративной ИТ-инфраструктуры (серверы, локальные сети и т.п.).

Но и деньги здесь не самое главное. Сергей Брин и сотоварищи утверждают, что Хромбуки — это не дешёвые компьютеры, это великолепный опыт и новая модель персонального компьютинга, радикально упрощающая владение вычислительной техникой.

Нетбуки под Chrome OS не требуют ни установки, ни настройки системного и прикладного софта. Собственно операционная система это ядро (Linux) и веб-браузер (всем знакомый Google Chrome), а приложения и данные находятся в облаке. Вы умеете работать с браузером? Значит вы умеете работать и с Хромбуком.

Администрировать такие машины тоже проще: всё сводится к управлению настройками и правами доступа к облачным сервисам, общим для всех пользователей. По той же причине нет нужды заботиться о защищённости, по крайней мере в традиционном представлении: антивирусы и файрволы не нужны, поскольку обычные приложения на Хромбук поставить нельзя, никаких сетевых сервисов такой нетбук не предоставляет, ценных данных не содержит, а цепочка «компьютер — облако» может быть скомпрометирована только в конечном звене, атакой на облачные серверы, что опять-таки вне сферы забот владельца Хромбука.

Chrome Web Store уже переведён на русский. И хоть дата начала продаж Хромбуков в России пока официально не назначена, пользоваться магазином можно с любого компьютера, оснащённого браузером Google Chrome.

Непривычно выглядит ситуация с приложениями для Chrome OS. Всё прикладное программное обеспечение распространяется через Chrome Web Store (CWS) — официальный онлайновый магазин, принадлежащий Google. Если забыть о том факте, что большинство программ здесь фактически лишь ссылки на соответствующие веб-сервисы, CWS схож с Android Market и Apple App Store.

Здесь так же можно продавать программы (Google взимает всего 5% комиссии), у популярных «титлов» сотни тысяч пользователей, общее количество «инсталляций» за полгода превысило 17 миллионов, и попадаются очень любопытные продукты. Например прямо сейчас там бесплатно раздают Angry Birds.

Однако по понятным причинам выбор облачного софта пока весьма скуп, программы несерьёзны, а разработчики по большей части неизвестны. Как быть владельцам Хромбуков, нуждающимся в сложных софтверных комплексах, не перенесённых в «облако»? Решить эту проблему Google надеется при посредничестве Citrix и VMWare, которые будут предоставлять облачный доступ к виртуальным PC с необходимым программным обеспечением (не спрашивайте о ценах, этого пока никто не знает).

Впрочем, создатели Chrome OS уверены, что функциональность уже достаточна для массового внедрения, а главные трудности имеют психологический характер (сложно заставить себя мыслить в соответствии с облачной моделью). Прямо сейчас большинство (западных) компаний могут пересадить три четверти своих сотрудников на Хромбуки. И начать поисковый гигант намерен с себя, обещая уже через год довести долю MS Windows-машин в своих стенах с текущих 20% до следовых количеств.

В общем положительны и отзывы ранних пользователей со стороны. Google провела масштабный эксперимент, предоставив прототипы Chromebook нескольким крупным компаниям, среди которых American Airlines, Logitech, Groupon, сеть закусочных Jason’s Deli и др. Вероятно лучший из результатов — почти нулевое число обращений в техподдержку обладателей новых устройств.

Если Google удастся заинтересовать бизнес, это быстро аукнется нынешнему лидеру рынка делового программного обеспечения. Две трети доходов бизнес-подразделения Microsoft приносят корпоративные лицензии. Если только Хромбук не провалится на старте, по самым скромным прогнозам, софтверный гигант легко потеряет миллиард долларов выручки за первый год и многократно больше в каждый последующий. Но не слишком ли много «если»?

Критики усматривают сразу несколько слабых мест в хром-инициативе Google. Первое — цена: 28 долларов в месяц на протяжении трёх лет выливаются в тысячу с лишним за не самый мощный нетбук. За меньшие деньги сегодня можно приобрести куда более яркое и — по крайней мере на первый взгляд — многофункциональное устройство вроде iPad, или вполне полноценный ноутбук.

Ограниченные технические характеристики Хромбуков должны компенсироваться «облаком», но каждую ли задачу можно решить таким образом? И вправе ли Google рассчитывать на поддержку ИТ-профессионалов и крупного бизнеса, использующих зачастую крайне сложные инструменты, не перенесённые в «облако» и требующие больших вычислительных мощностей?

Критики предрекают особенно трудный старт домашним Хромбукам. Необходимость постоянного интернет-подключения (предупреждение мелким шрифтом на днище) и несовместимость с компьютерами Apple (при внешней схожести) предсказуемо обернутся волной возвратов.

Автоматические обновления, способные (по крайней мере временно) повредить работоспособности Хромбуков; хранение всех корпоративных данных на посторонних серверах; слишком оптимистичный взгляд на информационную безопасность (популяризация облачных нетбуков наверняка спровоцирует появление специфических видов атак); необходимость поддерживать постоянное соединение с Сетью (хоть многие Chrome-приложения и обещают научить работать в оффлайне, в том числе Gmail и Google Docs) — всё это тоже входит в перечень потенциальных недоработок.

Вот почему прогнозы на отдалённое будущее Chrome OS пока чрезвычайно осторожны. Так IDC предрекает, что определённую нишу Хромбуки несомненно займут, но пробиться в крупные компании им будет трудно. Впрочем, Google не торопится. Вода, как известно, камень точит, а для поискового гиганта это без сомнения игра на перспективу.

Сегодня брэнд Google входит в число самых узнаваемых на планете. И Google Chrome больше чем удвоил армию своих активных пользователей всего за год (160 млн. человек на данный момент). Компания не получает ничего с Хромбуков, продаваемых за полную цену, и лишь небольшой неназванный процент с предоставляемых через подписку корпоративным пользователям. Деньги для Google сейчас не главное. Если ставка на Хромбук оправдается, она перекроит весь компьютерный ландшафт, покончив с четвертьвековой монополией Microsoft.


кризис_PC,Chrome_OS,Chromebook,Google,ARM,нетбук




Евгений Золотов, 1999-2017. Личный архив. Некоторые права защищены