Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11606
14.04.2011

Десятый Эксплорер, одиннадцатый Хром… Зачем браузерам пять версий в год?

Настоящий сюрприз преподнесла на своей девелоперской конференции Microsoft. Выступая перед участниками MIX11, руководитель группы Internet Explorer Дин Хачамович представил первый превью-релиз десятой версии веб-браузера. Это не бета, и даже не альфа: IE10 Preview Release 1 представляет собой голый веб-движок с окном для отображения результатов. Но и нужен он только чтобы разработчики смогли оценить, в каком направлении движутся создатели браузера, какие функции добавляются и могут войти в стабильную версию позже.

Часть будущей функциональности уже просматривается. Окончательно порвано с Windows XP («десятка», как и предшественница, будет работать под MS Windows Vista, 7 и 8), основное внимание сосредоточено на углублении поддержки HTML5. Впрочем, что касается спецификаций, вы сами можете оценить их, скачав новинку с сайта Microsoft (конечно, если вы пользуетесь MS Windows). Интересней другое: неожиданное ускорение темпов разработки.

Microsoft славится неспешностью, и её браузерное направление никогда исключением не было. На переход от IE7 к IE8 потребовалось два с половиной года. Два года корпорация потратила на подготовку девятой версии, причём первый превью-релиз увидел свет только через год с момента начала работ.

То, что творится с IE10, по меркам Microsoft беспрецедентно. Работу над «десяткой» начали уже через неделю после выпуска IE9, а результат продемонстрировали со сцены меньше чем через месяц. В случае с IE9 на доведение предварительной версии до стадии беты потребовалось полгода, так что и сейчас аналитики ожидают бета-версию уже в сентябре-октябре.

В течение этого времени каждые 8 – 12 недель будет выпускаться очередной билд для девелоперов. Финальный релиз Internet Explorer 10 должен состояться в первой половине 2012 года, возможно одновременно с выходом MS Windows 8.

Переход к более частым релизам — тенденция, увлекшая к настоящему моменту всех участников браузерного рынка, за единственным исключением Apple. Считается, что первой стала практиковать необычно быструю смену версий Google: меньше двух месяцев на подготовку нового стабильного варианта Chrome. Затем к игре подключились Opera Software (около трёх месяцев на полный цикл) и Mozilla (10−16 недель в противовес одному году ранее).

Девятка хороша, десятка будет ещё лучше! Такова официальная позиция Microsoft по отношению к своему браузеру и, в частности, степени поддержки им HTML5 (на фото: Дин Хачамович).

Характерная черта ускоренного процесса разработки — многоступенчатый конвейер. По крайней мере для Chrome и Firefox разработка подразделена на несколько этапов (ночные билды, экспериментальные, беты, собственно релиз), что позволяет очень плавно формировать функциональное наполнение конечного продукта. Если какая-то функция не готова, она просто задерживается на текущем этапе до тех пор, пока не будет в должной степени отшлифована. Парадоксальный, но приятный побочный эффект: конвейер в целом движется быстрей, но тот, кто за ним трудится, может спешить даже меньше, чем когда на релиз уходили годы.

Если копнуть ещё глубже, выясняется, что частые релизы — изобретение и до недавнего времени привилегия индустрии открытых исходников (open source), свободного программного обеспечения. Там быстрая смена версий, пусть и содержащих незначительные изменения, помогает вовлечь в процесс разработки больше участников и подогреть интерес публики.

Пионером, давшим теоретическое обоснование, а потом и на практике доказавшим эффективность такого подхода по праву считается Линус Торвальдс. Он возглавляет процесс разработки ядра Linux на протяжении вот уже двадцати лет, и всё это время сохраняет очень высокий темп. Сейчас на очередную версию уходит около двух недель, так что новые функции, добавленные одним разработчиком, немедленно становятся отправной точкой для экспериментов других участников.

В результате проект живёт в режиме реального времени: быстро адаптируется для нового «железа», интегрирует свежие идеи и меняется в соответствии с интересами пользователей. Тот факт, что Android (построенный на линуксовом ядре) работает на столь широком спектре устройств — прямое следствие быстрой эволюции Linux.

Конечно, у браузеров своя специфика, но основные выводы справедливы и для них. Тем более, что исходные тексты Firefox и Chrome в значительной степени покрываются свободными лицензиями и роль сторонних разработчиков в их развитии достаточно велика. Частые релизы обеспечивают постоянное внимание прессы и не дают публике забыть о проекте, сколь бы малыми ни были нововведения. Этот психологический аспект считается одной из важных составляющих успеха Google Chrome.

Да и остаётся ли выбор, когда большинство участников гонки уже перешли на новые скорости? В стремительно меняющейся обстановке два года на подготовку одной версии могут оказаться непозволительной роскошью, особенно с учётом того, что после достижения бета-стадии эксперименты с добавлением новых функций обычно прекращаются. Резкая критика, которая обрушилась на IE9 — а кое-кто вообще отказывается признавать в нём современный продукт (см. «Браузеры на пороге больших перемен») — может служить отличной тому иллюстрацией.

Выбора может и не быть, но Microsoft и Apple, до сих пор придерживающиеся политики редких релизов, зажаты в более узкие рамки, нежели их конкуренты. В отличие от Mozilla и Google, которые не связаны никакими обязательствами, разработчики Internet Explorer и Safari вынуждены учитывать интересы не только домашних пользователей, но и бизнеса, который работает на их операционных системах. А здесь частые апдейты только добавляют головной боли, срывая утверждённые планы обновления компьютерного парка и софта. Не исключается даже вариант, когда корпоративные пользователи предпочтут игнорировать некоторые версии ради более редкой перетряски своего компьютерного хозяйства. Вот почему на словах Microsoft продолжает отрицать увеличение частоты выпуска IE, хоть фактически уже перешла к более быстрому циклу.

Прогресс важнее частоты релизов, считают в Microsoft. Сеть очевидно не разделяет этого мнения (здесь: совокупные доли рынка для основных веб-браузеров).

Сложившаяся на браузерном фронте ситуация — дополнительный стимул поспешить. Согласно самым свежим данным (Net Applications), совокупная рыночная доля Internet Explorer не превышает 56%. На Firefox приходится 21%, Safari занимает около 6% и Opera около 2% рынка. Особенность момента в том, что IE медленно, но верно сдаёт позиции, уступая давлению Google Chrome (11% и растёт).

Девятая версия браузера от Microsoft не смогла и вряд ли сможет улучшить ситуацию, поскольку она не работает под MS Windows XP, на которую всё ещё приходится больше половины Windows-инсталляций в мире. И тем более важной считают аналитики активизацию разработки следующей версии: шумиха вокруг Internet Explorer поможет вернуть лояльность пользователей как раз к моменту, когда доля новых вариантов MS Windows станет сопоставима с XP.


браузер,IE,MS_Windows,эволюция_Сети,Firefox,Opera,open_source




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены