Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/132054/iphone-pink/
14.09.2015

На игле: розовый iPhone как квинтэссенция счастья

— Розовый, папа, он розовый!

Признаюсь, я не смотрел презентацию Apple на прошлой неделе. И — не жалею, потому что запомнилась она в результате не металлом, не мегапикселями или гигагерцами, а пританцовывающей от восторга и нетерпения девчонкой лет четырнадцати, разъясняющей отцу главное, на её взгляд, новшество 2015 года.

Я не придумал, не приукрасил: я и правда был невольным, случайным свидетелем сценки на улице. И в тот же момент понял, что обязательно о ней расскажу. Потому что при всей кажущейся незначительности, реакция эта — характерная и красноречивая. Одни не видят в новинках ничего интересного — и в этом, пожалуй, вина не столько конкретной компании, сколько момента: индустрия мобильной электроники (надеюсь, временно) в тупике, пережёвывает одни и те же идеи — большие экраны, стилусы, смычку планшетки с ноутбуком, тонщину… Других приводит в восторг буквально одна, но удачная находка — вроде того же шлифованного металла, выкрашенного в нежный розовый. И каждый по-своему прав, и агитировать за тех или других — пусть агитируют другие.

Я видел, как карабкаются на трон и падают с него Palm, Psion, Handspring, RIM, Nokia, Microsoft. И не сомневаюсь, что и нынешних фаворитов — Google, Apple — ждёт та же участь: халифы на час! Потому, вместо обсуждения «железа», предлагаю остановиться на детали, которую нельзя пощупать или измерить, но имеющую характер стратегический и безусловную новизну. Речь об инициативе iPhone Upgrade Program. Подобного я не припомню за все без малого двадцать лет, что наблюдаю за мобильными цифровыми устройствами.

На этот раз Apple превзошла саму себя, продемонстрировав целую серию решений, давно уже реализованных конкурентами. Впрочем, розовый «Айфон» всё равно только у неё.

iPUP — как и всё гениальное, штука очень простая (по крайней мере, на первый взгляд). Это рассрочка на покупку телефона, официальная рассрочка от Apple на последние модели iPhone: 6S и 6S Plus. Работает она пока только в Соединённых Штатах, но, в общем, логично предположить, что через год-другой мы поимеем то же самое в этой стране. Так вот, суть: вместо того, чтобы выкладывать сразу полную стоимость смартфона (ощутимо бьющего по карману даже благополучного западного обывателя), покупателю предлагают растянуть платежи на два года. Конкретно получается что-то около 33 долларов в месяц за 6S и 45 долларов за 6S Plus. Расплатились? Телефон ваш. Да, нюанс: активировать его вы обязаны у одного из четырёх крупнейших национальных сотовых операторов, но после активации к конкретному оператору не привязаны, т.е. вольны вставить любую «симку», в том числе и выезжая за рубеж.

Что тут нового, если операторы сами предлагают похожую услугу, да ещё и ощутимо дешевле? Фишка в том, что на самом деле это не просто рассрочка. Человек, подписавшийся на iPUP, волен уже через год сдать свой (наполовину оплаченный) мобильник в Apple, а взамен получить новейшую на тот момент модель iPhone. Правда, самим фактом обмена он подписывается ещё на два года той же кабалы, а потом наверняка подпишется ещё и ещё (если только Apple продлит действие программы). Но ведь не только с точки зрения обожателей «яблочной» продукции — даже и беспристрастный здравый смысл подсказывает, что сделка выгодна.

Во-первых, вы получаете новейший смартфон практически за полцены. Во-вторых, вместе с ним идёт и ещё (как бы бесплатная) расширенная гарантия AppleCare+: консультации, два года бесплатной замены по заводским дефектам, страховка на два случая поломки по вашей вине (правда, последнее требует дополнительных платежей, но условия в целом не хуже, чем предлагаются операторами сотовой связи). Наконец, между вами и Apple нет посредников: только вы и производитель, лицом к лицу!

Статистики по новой услуге пока нет, да и вряд ли когда-нибудь она будет опубликована исчерпывающая. Но западные комментаторы не сомневаются, что iPUP станет очень популярна — потому что клиентам она нужнее, чем самой компании. Ведь Apple, получается, гарантирует, что клиент будет каждый год приходить за новым телефоном — и тем поддерживать продажи, аудиторию, интерес. А клиент официально «садится на иглу». Поклонники продукции Apple и без того известны тем, что ценят любимую марку дороже других, но теперь они станут давать финансово заверенную клятву, что за новой «дозой» придут именно к основному своему дилеру, а не к какой-нибудь там самсунг.

Тем временем готов очередной большой фильм про Джобса. Команда из Аарона Соркина («Социальная сеть»), Денни Бойла («28 дней спустя», «Миллионер из трущоб»), Кейт Уинслет, Майкла Фассбендера, плюс сценарий, основанный на «официальной» биографии пера Уолтера Айзексона, обещают как минимум интересное зрелище. Возняк, видевший ленту, её уже одобрил. Премьера в Штатах в октябре.

Дорого? Да, дорого. Но если позволите личное мнение, я высокого мнения о высоких ценах Apple. Не давая им опуститься, компания поддерживает огромную экосистему, в которой, помимо, собственно, производителя и покупателя, есть ещё разработчики софта, периферии, продавцы и сервисмены, популяризаторы и т.д. и т.д. И их так много в значительной степени благодаря тому, что iPhone не отдаётся по себестоимости. Однако есть что-то тонко подлое в такой неприкрытой эксплуатации зависимости. Ведь нет никаких сомнений, на кого ориентирована iPUP: не просто на тех, кого «душит жаба», кто жаждет получить новый телефон и не платить сразу всё — таким почти всегда выгодней обратиться за рассрочкой к операторам. iPUP нацелена на тех, кто знает, что через год захочет именно новый «Айфон».

Консьюмеризм? Чистой воды! Потребительство, желание обладать ради обладания, откусить больше, чем нужно, быть непременно на переднем краю. Где-где, а в цифровой технике такое желание особенно непрактично. Это ведь не тряпки, которые надел — и задача решена. В технике, чтобы новые функции были задействованы, требуется время — и как раз тот самый год, который подписчики iPUP будут наслаждаться очередным новым телефоном, пожалуй, и понадобится, чтобы новый функционал был использован в прикладном софте (не верите? Попробуйте перечислить функции смартфонов, которые стали полезны немедленно после презентации. Гарантирую, вам хватит пальцев на одной руке). До тех пор любой смартфон-флагман будет тем, чем он давно уже стал: средством продемонстрировать свой «особый» статус.

Но в том-то и смысл! Кого интересует польза, если речь о таком невесомом, неизмеримом понятии, как удовольствие обладать? Весь смысл iPUP для подписчика — в сравнительно недорогой возможности эту самую потребность обладания насыщать, не доводя до крайностей. Если же вспомнить теорию, что человек счастлив только переменами — что нам необходимо видеть, чувствовать, понимать, что мы не стоим на месте — картинка складывается один к одному. И та девчонка, получается, права на все сто процентов. Розовый iPhone и правда — квинтэссенция счастья.

P.S. В статье использованы иллюстрации Ofelio, SlashGear.


Apple,iPhone,6S,смартфон,имидж,консюмеризм,толпа,мобильные_устройства




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены