Авторский вариант. Впервые опубликовано в "Бизнес-журнале" №2/2014
15.02.2014

Кар осетенённый

Человек не мыслит жизни без общения. И мы учим тому же конструируемые нами механизмы: недалёк тот день, когда вся бытовая электроника, от лампочек и утюга до холодильника, будет «разговаривать» между собой, делая нашу жизнь комфортней. Кто-то называет это модным термином «интернет вещей», но, как ни назови, важнее тот факт, что идея просачивается и за пределы дома — прежде всего в автомобиль. И здесь она обещает совершить переворот, сопоставимый, пожалуй, только с переходом с пара на внутреннее сгорание. Собственно говоря, никто до сих пор не может даже вообразить всех следствий, которые эта перемена обещает. Пока определились только с термином: автомобиль, умеющий «общаться» с окружающими его устройствами, нарекли connected car — то есть, буквально, «подключенным автомобилем». Подключенным к чему? К компьютерным сетям, и прежде всего к интернету.

Одержимость, с которой автомобильные вендоры носятся с идеей «осетенения» своих каров, может казаться странной, но прежде чем осуждать их, стоит учесть два фактора. Во-первых, обыватель уже настолько привык к роскоши цифровых технологий, что интуитивно не желает лишаться её даже во время управления авто. В Соединённых Штатах, например, почти половина водителей, выбирающих новый автомобиль, теперь оценивают его прежде всего по возможностям бортовой цифровой техники, не имеющим прямого отношения к механическим качествам. Во-вторых, как известно, одна голова хорошо, а две — лучше, и к автомобилям это старое правило относится в полной мере: наделив нашего четырёхколёсного друга способностью «говорить» с себе подобными, можно сделать его удобней, безопасней и эффективней.

Впрочем, всё это теория, а пояснять преимущества «осетенённого кара» лучше всего на практических примерах. Возьмите типичную ситуацию: вспомните, как трудно отыскать свободное место на парковке в торговом центре в выходной день или в центре города в день рабочий. Проблема эта на самом деле фантастическая по своим масштабам: статистика утверждает, что чуть ли не каждая третья легковая машина в крупном городе уже достигла места назначения и колесит по окрестностям только потому, что не может найти где бы приткнуться! Парковочных мест на самом деле хватит для всех, просто водители не знают, где свободные места имеются.

А вот с «подключенным авто» не придётся даже искать. Достигнув конечной точки своего путешествия, вы командуете машине (голосом, выбором соответствующей опции из меню бортового компьютера, а то и с помощью специального приложения на вашем смартфоне) припарковаться, после чего... покидаете салон и занимаетесь своими делами. Автомобиль сам «спросит» парковку или сайт горадминистрации через интернет, получит сведения о незанятых местах (в асфальт под парковочными местами вмонтированы подключенные к интернету датчики), сам подъедет к ближайшему из них и его займёт.

Скажете, фантастика? Отнюдь. В Штатах уже работают компании, предоставляющие такую услугу (например, Streetline), правда, пока в «ручном» режиме: водитель, воспользовавшись мобильным приложением, находит свободное место и сам ведёт машину к нему. Но функция автоматической парковки уже входит в опции, предлагаемые ведущими автовендорами, а на нынешней выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе демонстрировались концепт-образцы каров, способные искать незанятые места самостоятельно.

Мозг на связи

Этот простой пример иллюстрирует важную качественную перемену, которая должна будет случиться (и уже происходит) с автомобилем: из средства передвижения он превращается также в средство поглощения, обработки и передачи информации. Так же как мобильные телефоны превратились из просто телефонов в телефоны умные — смартфоны — автомобиль должен поумнеть и расширить свой функционал. Сегодня продажи авто, претендующих на звание «подключенных» (Model S от Tesla Motors, Renault с установленной опцией R-Link, некоторые модели Audi, Ford, BMW, Lexus, Toyota, General Motors, и др.), невелики: суммарно они едва составляют несколько миллионов штук в год, а «цифровые возможности» их ограничены встроенной навигацией, умением воспроизводить музыку из интернета, да контролем состояния бортового аккумулятора (если это электромобиль). Но уже через пять лет аналитики ждут минимум шестикратного роста продаж, в том числе за счёт проникновение идеи «осетенения» из премиального в бюджетный сегмент, и выявления новых полезных свойств у такой машины.

Почти наверняка реализация функций «подключенного автомобиля» ляжет на плечи приложений, исполняемых бортовым компьютером. Не удивляйтесь поэтому, что для автомобилей появятся собственные интернет-магазины программного обеспечения, апп-сторы, совсем как те, какими сегодня пользуются владельцы смартфонов. Пока ещё авто-приложения позволяют лишь прокладывать маршрут, заказывать пиццу и бронировать места на парковке, но завтра им доверят руль и тормоза. Эксперты ожидают, что именно здесь — в приложениях и сервисах — будут обращаться самые большие деньги сегмента «подключенных авто».

«Изнутри», кстати, такой автомобиль будет весьма прост, поскольку все ключевые технические решения уже наработаны индустрией мобильных цифровых устройств и компьютеров. «Мозгом» послужит бортовой компьютер под управлением одной из массовых операционных систем. Компания Google только что сформировала промышленный альянс Open Automotive Alliance, включающий многих крупных автовендоров (Audi, GM, Hyundai и др.), которые планируют устанавливать на свои авто операционку Android. Но Ford Sync, например, основан на варианте Microsoft Windows, а Apple помогает автопроизводителям интегрировать в автомобильные системы свою iOS.

И передача данных точно так же возлагается на технологии, заимствованные у компьютеров и мобильников. Так скоростной доступ в интернет реализуется посредством поддержки стандартов связи 4-го поколения (4G) — которые гарантируют не просто высокую скорость информационного обмена, но и способность не терять соединение при быстром передвижении. К примеру, в моделях Chevrolet 2015 года поддержка 4G стала обязательной.

Но идея connected car предполагает связь и с другими участниками движения, находящимися поблизости. Эту задачу решают более специализированные виды коммуникаций, называемые V2V и V2I — от Vehicle to Vehicle («от автомобиля к автомобилю») и Vehicle to Infrastructure («от автомобиля к инфраструктуре»). С их помощью машина общается с соседними авто и объектами дорожной инфраструктуры (сенсорами под дорогой, светофорами, «умными» знаками и пр.). Термины эти пока ещё мало кому знакомы, поскольку сама идея таких коммуникаций остаётся во многом экспериментальной. Но скрывается под ними знакомый всем и каждому Wi-Fi: он покрывает расстояние в сотню метров, а поддержка его отполирована производителями цифровых устройств до блеска.

Короче говоря, в начинке «подключенного авто» нет ничего особенно инновационного: всё давно проверено и отлажено. Новизна начинается, когда речь заходит о том, как и для чего это можно применить.

Абсолютный контроль

Первоочередными функциями «осетенённого автомобиля», конечно же, станут те, что давно хотелось, но не удавалось реализовать в автомобиле классическом. Скажем, отныне вы сохраните полный контроль над своей машиной вне зависимости от того, как далеко от неё удалились. Взгляните на BMW i3, продажи которого стартуют нынче весной. Его можно контролировать через приложение на смартфоне или даже на «умных часах» (а-ля Galaxy Gear) — и не имеет значения, отошли вы на сто метров или находитесь на другом конце Земли. Можно узнать, закрыты ли двери, насколько разряжен аккумулятор, включить кондиционер или обогрев салона, наконец, определить точное местоположение машины.

Но замена «сигналке» — ещё цветочки. Как вам идея превратить автомобиль в кошелёк на колёсах? Кто сказал, что средство платежа обязательно должно быть маленьким? Что, если «увеличить» его до размеров авто, и тем самым освободить водителя от обязанности возиться с кредитками и наличностью при необходимости оплаты услуг на дороге? Только представьте: вы въезжаете на парковку, заправку, частное шоссе, да в любую зону платных услуг — но не лезете в карман за деньгами, а предоставляете рассчитаться машине. Она сама установит контакт с терминалом оплаты и перечислит требуемую сумму. В этом направлении активно работают, в частности, BMW и Volvo, но основная трудность здесь, как ни странно, не технического характера (собственно механизм бесконтактных безналичных платежей давно отработан на пластиковых картах), а психологическая: необходимо сломать сопротивление водителей, убедить их в безопасности превращения автомобиля в платёжным инструмент.

К счастью, как уже отмечалось выше, водители — и особенно молодые — сами идут навстречу цифровым технологиям. Они уже вкусили прелестей тотального осетенения. Например, одно из самых популярных приложений на смартфонах, навигатор Waze (с недавних пор этот продукт принадлежит и развивается компанией Google), прокладывает маршрут с учётом ситуации на дорогах, которую помогают отслеживать сами пользователи этого приложения. А отсюда уже прямая дорожка к автоматическому мониторингу дорожной ситуации силами автомобиля.

Вспомните V2V. Ожидается, что уже до конца десятилетия значительная часть транспортных средств будет оснащена V2V-передатчиками. Во время движения такой автомобиль постоянно транслирует в эфир сведения о собственном местоположении, скорости и направлении, состоянии дороги, встреченных препятствиях и прочем подобном. И одновременно «слушает» передачи автомобилей, находящихся поблизости от него. В результате каждое авто «знает», что происходит вокруг него, даже если видимость нулевая — и предупредит человека, если вдруг намечается столкновение: скажем, впереди образовался неожиданный затор или на подъезде к «слепому» перекрёстку не желает тормозить идущий пересекающимся курсом нахал. Ведутся опыты и по оснащению V2V-передатчиками пешеходов (можно научить генерировать такой сигнал смартфоны). Важно, что впервые за много лет испытаний технология, наконец, готова шагнуть на дорогу где-то ещё кроме вечно бегущей впереди Японии: в США в этом году планируется публикация регулятивных требований для коммерческой реализации V2V.

Безопасность движения в эпоху «подключенного авто» вообще имеет шанс вырасти беспрецедентно. Помимо того, что автомобиль сам будет контролировать ситуацию вокруг себя, за ним — раз уж он находится на постоянной связи с интернетом — смогут запросто проследить уполномоченные органы. Для чего ставить фотокамеры на дорогах, если можно заставить каждую машину самостоятельно сообщать в ГИБДД, например, о превышении скорости, потенциально опасном манёвре или пьяном хозяине? Не каждый водитель сочтёт такую перспективу приятной, но во-первых, выбора у нас скорее всего не будет (попросту заставят, приняв соответствующие правила), и во-вторых, это может удешевить страховку: ведь резко уменьшившаяся вероятность попасть в аварию приведёт к корректировке страховых коэффициентов.

А вот чем большинство автолюбителей наверняка воспользуются с удовольствием, так это возможностью дистанционно контролировать исправность автомобиля. Уже сегодня в каждом современном авто имеется диагностический разъём — подключив к которому специальный прибор, можно узнать о состоянии агрегатов и узлов машины. В ближайшие годы процедуру диагностики универсализируют (возложат её на плечи приложений, работающих в бортовом компьютере) и автоматизируют, так что снятая с разъёма информация в расшифрованном виде будет доступна водителю прямо на приборной панели, а параллельно отправится в сервисный центр, где автомобиль обслуживается. В результате, о неполадках в двигателе, например, можно будет узнать значительно раньше, чем они себя проявят. Собственно автовладельцу, вероятно, даже не потребуется ничего изучать: сервисный центр, получив от бортового компьютера сообщение о замеченной проблеме, пришлёт SMS с предложением заехать на техобслуживание в удобное время. Прогноз тут весьма оптимистичный: уже через пару лет четверть продаваемых автомобилей будут оснащены подобными системами мониторинга.

Пригодится, впрочем, постоянная связь с внешним миром и автомобилям, в которых человек от управления отстранён: самоуправляемым авто, разрабатываемым сейчас всеми ведущими производителями. Трудно сказать, чей робокар въедет в автосалоны первым — одного из партнёров Google или, например, Tesla Motors (Элон Маск пообещал решить задачу за три следующих года). Но без сомнения каждый робокар будет использовать интернет-соединение и разновидности V2V. И не только для уточнения маршрута, но и чтобы сделать процесс движения эффективней. Ведь человек, вообще говоря, мешает эффективному дорожному движению. Роботы за рулём смогут не только быстрей и правильней реагировать на обстановку в пути, но и потратят на поездку меньше времени и бензина.

К примеру, собрав сведения о движении перед собой, оценив состояние светофоров и дорожные знаки, робокар может слегка сбросить или добавить скорости, чтобы успеть к следующему перекрёстку как раз в тот момент, когда там загорится «зелёный». Таким образом он не только избежит бесполезной остановки и последующего разгона сам, но и поможет более эффективно двигаться соседям. Дорожные службы тоже смогут и будут участвовать в управлении трафиком, собирая информацию от участников движения и в реальном времени реагируя на неё: меняя режим работы светофоров, освобождая новые полосы, варьируя разрешённую скорость. Опыты с подобными, как их называют, интеллектуальными транспортными системами, в развитых странах уже ведутся, но когда львиная доля участников движения будет состоять из «подключенных авто», возможности по организации эффективного дорожного движения вырастут многократно. Результат? Сэкономленное время, топливо, нервы, наконец, меньше вредных выхлопов.

А наибольшей экономии можно достичь если отказаться от содержания личного автомобия вовсе. Но не пересесть на общественный транспорт, а пользоваться услугами сервисов каршеринга (от англ. car — автомобиль, и share — делиться): современной реинкарнации проката. Идея эта стремительно завоёвывает популярность, в частности, у обитателей перегруженных западных мегаполисов. Вместо обычной поездки в офис прокатной конторы, возни с кучей бумаг, ограничений на минимальный срок аренды и прочего, вы запускаете на смартфоне приложение, которое подсказывает вам ближайшую каршеринговую стоянку, отправляетесь туда, открываете и заводите автомобиль имеющимся у вас электронным ключом (а может быть и с помощью смартфона), и пользуетесь. Схема выгодна со всех сторон: быстро, просто, вы платите только за время проката, которое начинается буквально с одного часа. Эта услуга уже коммерчески успешна (Zipcar, Relay Rides и др.), но в эпоху «подключенного авто» она станет ещё удобней и, вероятно, дешевле: например, автомобиль можно будет вызвать прямо к дому, вместо того чтобы топать до стоянки пешком.

За связь без брака!

Но, конечно, на дороге к «подключенному авто» хватает и препятствий. Так, имеется объективная проблема с совместимостью продуктов от разных вендоров — что сильно мешает, например, популяризации V2V.

Намечаются и более серьёзные трудности. По мере того как автомобили насыщаются цифровой техникой, ставятся всё более страшные эксперименты по несанкционированному дистанционному управлению. Ведь бортовой компьютер, постоянно подключенный к интернету, с точки зрения злоумышленников мало чем отличается от обычной персоналки: получив к нему доступ («взломав»), уже сегодня на некоторых автомобилях можно активировать тормоза, отключить двигатель или сдуть шины — и всё это прямо во время движения! Специалисты Intel Security (бывшая McAfee), которые одними из первых обратили внимание на цифровую автобезопасность, говорят так: средний современный автомобиль содержит шесть миллионов строк компьютерного кода — а значит есть и ошибки, которыми могут воспользоваться взломщики или вирусы. Обновление автомобильного программного обеспечения должно стать рутинной операцией, частью регулярного технического обслуживания. Не за горами и появление программ для защиты автомобилей от вирусов и хакерских атак.

Однако опасность исходит и от самого водителя. Ситуация смешная и грустная одновременно: насыщение автомобиля цифровыми технологиями означает неизбежный переход от привычных рычажков и кнопок к виртуальным элементам управления, отображаемым на дисплеях. Вот только приспособиться к новым органам управления будет не просто. Человек, видите ли, привык знать, какой рычаг за что отвечает — и действовать не задумываясь, механически: ведь не задумываетесь же вы, включая «поворотник»! А вот на дисплей необходимо обращать внимание, отвлекаться от дороги. И не случайно во многих странах пользование посторонними электронными устройствами во время вождения запрещено почти полностью, за исключением разве что GPS-навигаторов.

Отсюда задача: организовать простой канал взаимодействия между водителем и электроникой автомобиля, не повредив удобству и безопасности. Как это сделать и можно ли? Никто не знает, но опыты идут — одновременно в нескольких направлениях. Полезную информацию, например, можно выводить прямо на лобовое стекло (так пробует делать Audi), а «джойстиком» сделать глаза человека (компьютер следит за направлением взгляда) или его речь (распознавать голосовые команды, как Apple Siri или Google Now). Впрочем, некоторые исследователи (Volkswagen) уверены, что на визуальные сигналы водитель реагирует медленней чем на тактильные или акустические, либо их комбинации. Связано это, вероятно, с тем, что зрительный канал у человека, управляющего автомобилем, уже «загружен». Следовательно, автомобилю предстоит стать умней, чтобы донести до человека необходимую информацию и понять его реакцию.

Интеллекта в любом случае много не бывает. Энтузиасты «подключенного авто» взахлёб перечисляют идеи, которые можно будет реализовать, когда первые трудности — с оснащением автомобиля компьютерами и связью — будут пройдены. Например, можно научить машину оценивать степень занятости водителя — и, если человека опасно отвлекать от дороги, автоматически перенаправлять входящие звонки на автоответчик. А ещё автоматически распознавать (или узнавать через интернет от других машин или самой дороги) и обращать внимание человека на важные дорожные знаки впереди. Случись авария — самостоятельно оповестить спасателей, сообщив им координаты и состояние людей в салоне. Да что езда! Рано утром «осетенённый кар» сможет оценить степень загруженности дороги до работы и отсрочить сигнал будильника на полчасика, дав хозяину понежиться в постели дольше обычного.

Важно то, что всё это в принципе осуществимо уже сейчас, а эксплуатация «подключенного автомобиля» не связана с необходимостью получения каких-то особых разрешений (как это обстоит в случае с робокарами, например). Поэтому эксперты ждут взрывного роста популярности connected car в следующие пять-десять лет. И уже к 2018 году предрекают этому рынку годовые продажи более чем в 50 миллиардов долларов. Подключайтесь!

P.S. В статье использованы иллюстрации IntelFreePress, Streetline, Revistadelmotor, Steve Jurvetson, Steve Rhodes.


автомобиль,connected_car,робокар,V2V,V2I,каршеринг,безопасность




Евгений Золотов, 1999-2017. Личный архив. Некоторые права защищены