Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11319
16.03.2011

Почему Motorola Xoom залёживается на прилавках?

В последние месяцы не было продукта более ожидаемого, чем Motorola Mobility Xoom. После того, как Apple основала рынок планшеток и стала естественной монополией, именно Xoom знаменует собой первую по-настоящему серьёзную попытку организовать сопротивление. Строго говоря, пионером альтернативных планшеток следует считать Sasmung Galaxy Tab, однако редко кто принимает это устройство за конкурента «Айпаду»: маленький 7-дюймовый экран, позаимствованная у телефонов операционная система и несуразно высокая цена заставляют относиться к нему скорее как к смартфону-переростку. На его фоне Xoom ослепителен: у него масса достоинств и главное среди них — Android 3.0 Honeycomb, первая версия системы, оптимизированная для планшеток. Но вот незадача: попав на прилавки три недели назад, Xoom так на них и лежит.

С точки зрения аппаратных характеристик, Xoom даст фору не только первому iPad, но и многим нетбукам. Суперсовременный мобильный чипсет nVidia Tegra 2 с двухядерным центральным процессором и 3D-ускоренной графикой, яркий 10-дюймовый дисплей разрешения 1280х800, две камеры, поддержка Wi-Fi и 3G-сетей с перспективой программного апгрейда до модных 4G, слот microSD, масса сенсоров и — самое интересное — третий «Андроид».

Счастливчики, успевшие потискать мотороловское чудо до официального старта продаж, отзывались о нём в самых восторженных выражениях: приятный на ощупь и лёгкий в обращении (многостраничный веб-сёрфинг, при подключении к PC распознаётся как «флэшка» и т.п.) Xoom несомненно превосходит оригинальный iPad и должен составить достойную конкуренцию iPad 2.

Чуть более высокая цена и сравнительно меньший ассортимент приложений в онлайн-магазине Android Market тогда расценивались как временные трудности, неспособные оказать влияния на судьбу продукта.

Футуристическая внешность Android 3.0 Honeycomb считалась одним из важнейших достоинств новой ОС

Увы, первые же недели продаж выявили разительное несоответствие прожектов с действительностью. Точные цифры, естественно, не называют, но даже меняющиеся от эксперта к эксперту независимые оценки поражают воображение: к примеру, в магазинах провайдера Verizon Wireless (официальный провайдер связи, к которому «привязан» планшет) средние объёмы продаж Xoom составляют 2 (две!) штуки в день на магазин.

Там и сям просачиваются негативные отзывы покупателей, вернувших новинку. Если так пойдёт дальше, до конца квартала партнёрам Motorola удастся продать в лучшем случае 300 тысяч планшеток. Чересчур скромное начало для «убийцы айпада» — который (iPad), кстати, освоил свой первый миллион экземпляров меньше чем за месяц.

Пытаясь объяснить провал, аналитики дружно свалили вину на свежую версию Android. Ходит мрачная шутка, что Google осталась верной знаменитому «бета-принципу» и выдала сырой программный продукт, сделанный компьютерщиками для компьютерщиков.

Пользовательский интерфейс Honeycomb показался публике сложным в освоении, сама система и приложения для неё — насыщенными ошибками. Частые сбои прикладных программ, явно требующая полировки многозадачность, вылезающие недоработки внешнего вида (вроде обрезанных текстовых полей и пр.), ощутимая инерция на действия пользователя… Плюс очевидно обусловленное теми же софтверными упущениями непредсказуемое поведение аккумуляторной батареи, иногда способной разрядиться уже через два часа работы. Таков краткий список претензий к первой планшетной версии Android и управляемой им планшетке.

Впрочем, перекосы операционной системы сравнительно легко исправляются и без сомнений будут исправлены. Хуже обстоят дела с ценой и прикладным софтом. 3G-вариант Xoom с двухгодичным контрактом с оператором связи предлагается американцам за 600 долларов. Это само по себе выше психологической отметки «500», дороже iPad 2, но ещё и не учитывает дороговизны тарифов и разнообразных дополнительных сборов вроде платы за подключение, взимавшихся мобильными провайдерами поначалу. Не отягощённая контрактом версия стоит уже 800 долл. До конца марта появится также вариант устройства, поддерживающий только Wi-Fi, но даже он будет дороже шести сотен.

Те, кто всё же рискнул приобрести Xoom, столкнулись со скудостью программного обеспечения. Из двухсот с лишним тысяч приложений, имеющихся в главном интернет-магазине Android Market, буквально единицы оказались спроектированы с прицелом на планшетные устройства. Остальные предназначены для смартфонов, так что на Xoom они, конечно, запускаются, но их внешний вид оставляет желать лучшего.

Наконец, ещё одна вероятная причина вялого старта может таиться в завышенных ожиданиях, сформировавшихся в голове обывателя. И здесь сторонникам Xoom опять же некого винить, кроме самих себя. Семейство iPad установило для планшеток высокую планку качества, но агрессивная реклама Xoom и Android 3.0 задрали её ещё выше. Неудивительно, что покупатели, столкнувшись с явным несоответствием между мечтой и реальностью, возвращают мотороловскую планшетку в магазин. В апреле Xoom появится на европейских прилавках, но и от экспансии за океан уже не ожидают чудес. Тем более, что в Европе новинка будет стоить ещё дороже.

А вот за вторым Айпадом выстраиваются традиционные для Apple очереди

Всего за три недели наблюдатели, оценивающие перспективы Xoom, перешли от радужных красок к самым мрачным тонам. Слабые продажи означают, что Motorola должна будет сократить производство разрекламированных устройств и сконцентрироваться на более дешёвых конструкциях. И даже при таком раскладе, возможно, ей придётся на некоторое время урезать норму прибыли до нуля. Просто чтобы удержаться на рынке, целиком принадлежащем сегодня Apple.

Тем временем вторые айпады разлетаются словно горячие пирожки. По неофициальным данным (производитель традиционно воздерживается от комментариев), только за первые два дня было продано около миллиона устройств. Вспомните о месяце, который потребовался для этого первому «Айпаду», и вы поймёте, почему даже самые консервативные прогнозы для iPad 2 в марте начинаются с 6 миллионов проданных экземпляров.

В прошлом году Apple реализовала 15 миллионов iPad и владела планшетным рынком почти монопольно (см. «iPad и третья компьютерная революция»). Как минимум до конца нынешнего года компания останется производителем планшеток номер один, хотя её доля снизится примерно до 80% (цифры варьируются, нижняя граница проходит около 60%). Конкуренцию должны составить главным образом продукты на основе всё той же Android 3: новый Galaxy Tab, LG Optimus, ASUS MeMo и другие.

Впрочем, вне зависимости от того, удастся ли «Андроиду» закрепиться на планшетках, уже в текущем году кажущееся неудержимым расширение этого молодого рынка может смениться глубочайшей депрессией среди производителей. Не секрет, что iPad-подобные компьютеры продаются за счёт пресловутого вау-фактора: люди не понимают, какую пользу смогут извлечь из забавного устройства, но покупают, потому что оно им нравится. Столь шаткие устои не соответствуют энтузиазму, с которым производители взялись за разработку планшетного рынка.

По оценке JPMorgan, совокупное производство планшеток в 2011-м составит около 80 миллионов штук. А вот куплено будет едва ли не вдвое меньше. Что означает не только крах большинства планшетных инициатив, но и жесточайшую конкуренцию, прежде всего в низшем ценовом сегменте. Схватка обещает захватить даже рынок персональных компьютеров в части нетбуков: их прогнозируемые поставки вырастут за год только на 10% вместо ожидавшихся ранее 15%.


Motorola,Xoom,планшетка,Android,iPad,мобильные_устройства,Honeycomb




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены