Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/22262
16.08.2012

Прогнозы по длине окурков (и другие секреты, валяющиеся под ногами)

Уже пару лет экономика и финансы пребывают в состоянии «странной войны». Редко когда услышишь хорошую новость, плохо везде и всем, однако непосредственные боевые действия (острая фаза кризиса) откладываются и откладываются. И — поднимите руку, кто этого не испытал — приходит естественная мысль: а может быть на самом деле всё не так уж страшно?

Впрочем я не собираюсь ни переубеждать пессимистов, ни остужать горячие головы оптимистов. Мне давно хотелось (и сегодня есть хороший повод) обратить внимание на забавный перекос в способах оценки текущего состояния и перспектив. Возьмите наугад любую аналитическую статью, посвящённую больше чем продукции одной компании, бюджету одного предприятия, судьбе более чем одной валюты: большинство диагнозов ставят на основании одних и тех же индикаторов, напрямую связанных с деньгами. Продажи, налоги, проценты, цены, их динамика — вот что лежит в основе 99% прогнозов. Такие — назовём их классическими — индикаторы удобны, потому что легко поддаются оцифровке (легко квантуются).

Но параллельно с ними существует целый класс замечательных «нестандартных» показателей, практически неизвестных публике. Этот, с вашего позволения, «неформат» квантуется очень плохо, чтобы привести его в цифровой вид, нужно затратить ощутимые усилия. А всё потому, что он не описывает жизнь — он сама жизнь и есть!

Чтобы понять, о чём идёт речь, стоит вспомнить Виктора Нидерхоффера — легендарного биржевого спекулянта, близкого друга Джорджа Сороса, автора нескольких фундаментальных торговых стратегий. Нидерхоффер известен своей маниакальной увлечённостью статистикой: он готов искать тренды и зависимости кажется где угодно и между чем угодно.

Изюминка его подхода в том, что он не ограничивает поле поиска только лишь легко квантуемыми источниками (курсами валют, процентными ставками и т.п.). В книге «Университеты биржевого спекулянта» Вик подробно описывает как собирал самые ценные сведения с помощью… бомжа по имени Доктор Бо.

Какие это данные? Усевшись близ железнодорожной линии, Бо считал составы и количество и тип вагонов в них, прошедших за единицу времени перед его глазами. Отправлялся в благотворительные столовые, чтобы оценить длину очередей за бесплатным супом, и дешёвые кафе, дабы зафиксировать количество еды, остающейся на подносах. Измерял среднюю длину окурков на улицах и цены на услуги проституток в бедных кварталах. Загруженность ветеринаров, прямо зависящую от количества кариозных зубов у домашних питомцев (чем жирнее пища, тем чаще кариес). И так далее, и так далее.

Тарифы на свободную любовь и сочащиеся мазутом цистерны — это вам не чистенький CPI, которым можно крутить и так и эдак, не испачкав рук. Не ВВП, не уровень занятости, не платёжный баланс. Но по всему выходит так, что взаимосвязь состояния экономики, здоровья бизнеса с длиной окурков на мостовых более прямая и короткая, нежели с производными переменными, оцифрованными и ректифицированными в статистических бюро.

Идея простая: чем короче окурки, чем меньше новеньких автомобилей на железнодорожных платформах, чище подносы в кафе и длинней очереди за бесплатной похлёбкой — тем хуже общая экономическая ситуация. Дело за малым — установить взаимосвязь и сделать правильную ставку (купить или продать облигации, акции, поставить на или против валюты).

Книжки Нидерхоффера вообще легко, интересно и с пользой читаются, если помнить, что он вчистую проигрался на кризисе 2007 года, продавая дешёвые опционы (его ухлопал тот самый Чёрный лебедь, за которым охотился Нассим Талеб). Но что касается нестандартных индикаторов, они — не его заслуга. Тут Вику здорово помог тот самый Доктор Бо, он же Стив Кили, фантастически неординарная личность, сформулировавший концепцию Low-Life Indicators (LLI, буквальный перевод «обывательские показатели») в середине 90-х.

Впрочем, и бог с ними, с именами. Важно вот что: характеризуя экономическую цепочку в её самом нижнем звене и чрезвычайно редко применяемые, LLI должны обладать реальной предсказательной силой. И если копнуть историю биржевых спекуляций за XX век, всплывёт немало примеров, когда — пусть не в точности такие, но похожие — индикаторы с успехом использовались для предвосхищения больших переломов.

Вспомните Николаса Дарваса, который ставил только на бумаги компаний, занятых в перспективных отраслях (те, что наверняка будут востребованы в ближайшие десять лет). Джозефа Кеннеди, Бернарда Баруха и Джона Пирпонта Моргана младшего, по очереди фигурирующих в одной и той же истории 1929 года с мальчишкой-чистильщиком обуви, закупившимся акциями («раз уж на бирже торгуют мальчишки, мне там делать нечего»). Джесси Ливермора, ловившего кризисы ликвидности по скорости, с которой банки пытались опередить друг друга, выпуская облигации.

Всё это дела давно минувших дней. Однако и сегодня в деловых газетах нет-нет да проскочит «пример из жизни». Собственно и обратиться к теме меня подвигла прошлонедельная заметка в Business Week о так называемом Van Indicator. «Van» в данном случае не фамилия автора, а английское слово, означающее в переводе небольшой грузовичок, фургончик.

Идея та же самая: присмотревшись, сколько таких автомобилей приобретается за месяц, либо (лучше!) оценив сколько их бегает по дорогам страны, можно точно и с опережением относительно других игроков судить о состоянии дел, в данном случае о здоровье малого бизнеса, который является основным покупателем этого вида транспорта.

Так вот, в США в июле этого года продажи в категории Van продемонстрировали рост на треть от того же периода годичной давности. Конечно, здесь наверняка сыграли свою роль различные косвенные факторы, как то искусственно устанавливаемая лёгкость кредитования, вынужденное обновление автопарка и прочее. Но даже при таком раскладе уверенный рост продаж мини-грузовиков свидетельствует в пользу улучшения состояния малого бизнеса или по крайней мере улучшения ожиданий среди бизнесменов.

Динамика Van Indicator совпадает с показаниями других, классических индикаторов, к примеру, индексом Wells Fargo/Gallup Small Business Index — растущим уже два года подряд (его составляют на основании опросов). Однако «фургончики» дают более надёжные сведения, потому что демонстрируют, во что бизнес уже вложился, а не во что вложиться собирается.

Вот, кстати, почему классические и Low-Life индикаторы часто расходятся. Откройте Independent.ie: в Ирландии, вопреки прущей вверх уверенности потребителей, очевидец отмечает почти полное отсутствие грузовичков на дорогах. Это результат недавнего кризиса, но это же — предупреждение, что ждать улучшения ситуации в ближайшем будущем наивно. Другие «жизненные» индикаторы тоже в красной зоне: заказать такси в полночь в Дублине — проще простого, ирландки ходят с порядком поизносившимися сумочками и т.д.

У себя, в Екатеринбурге, я уже много лет наблюдаю за валяющейся на улицах и общественном транспорте мелочью. Я всё ещё сражаюсь с собой и не квантую результаты, но, чувствую, сопротивляться буду недолго. Так вот, субъективно, три года назад под ногами не было даже пятикопеечных монет. Сегодня я то и дело натыкаюсь на рубли. И вот уже который месяц мой биржевой портфель забит под завязку. Совпадение? А если нет?

P.S. В 2018-м году Национальное бюро экономических исследований США (NBER) опубликовало работу, подтверждающую, что сокращение числа беременностей может служить опережающим экономическим индикатором: количество беременных начинает уменьшаться за полгода до рецессии.

P.P.S. В тексте использованы иллюстрации Bala Sivakumar, Kurt Haubrich, Mark Hillary.


Low-Life_Indicator,прогноз,биржа,экономика,Чёрный_лебедь,бомж,индикатор,Стив_Кили,Van_Indicator,инвестиция




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены