Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/business/54578/samsung-the-king/
19.03.2013

Всего и больше: как Samsung стала королём смартфонов — и что ожидает Galaxy S IV?

Вот уже вторую неделю в мире электроники разговоры только о новом смартфоне компании Samsung. Но презентация Galaxy S IV с манхэттенских подмостков была не просто запуском очередного «умного телефона». Она была ещё и живым свидетельством перелома, ожидавшегося шесть лет. Всё это время, после того как Apple перевернула телефонный мир вверх тормашками, отказавшись от «окон» и стилуса в пользу пальцевого ввода (iPhone!), производители спали и видели как произведут на свет «убийцу Айфона». Но годы шли, кандидаты рождались и умирали в безвестности, а iPhone продолжал оставаться смартфоном номер один. Сдались или сдулись Nokia и Research In Motion, Microsoft и Intel, Palm. И вдруг — совсем не там, где этого ждали — прорыв произошёл. Если только не помешают непредвиденные обстоятельства, Galaxy S IV прямо со старта станет самым продаваемым смартфоном в мире, а Samsung, соответственно, безусловным новым королём.

Samsung озадачилась созданием смартфона высшего класса ещё в 2010 году. Первый Galaxy S оказался добротным середнячком, продавался неплохо (24 млн. экземпляров всего), и производитель развил успех. S II получил впечатляющий большой дисплей, хорошую порцию оригинального программного обеспечения, и добился ещё лучших результатов в рознице. После этого Samsung опробовала идею сверхбольшого экрана, выпустив Galaxy Note — гибрид смартфона и планшетки с дисплеем диагональю 5.3 дюйма (см. «Юное племя фланшеток») и решилась оснастить следующую модель семейства Galaxy S экраном с диагональю 4.8 дюйма (120 мм). Что ж, по объёмам продаж S III почти вдвое превзошёл своих предшественников (реализовано 50+ млн. экземпляров), но лучше того — впервые обошёл законодателя мод, новейший iPhone 4S. Третья модель Galaxy S на какой-то период стала не только самым продаваемым мобильным устройством Samsung, самым продаваемым смартфоном под управлением операционной системы Android, но и самым-самым смартфоном вообще.

Samsung превратила презентацию Galaxy S IV в спектакль — буквально: были разыграны сценки из реальной жизни, демонстрирующие полезные качества Четвёрки. Получилось смешно и даже местами несуразно, но может такой и была задумка? Samsung тратит на рекламу больше Apple, но ведь мало потратить, нужно ещё заставить публику говорить о своих продуктах!

Представьте теперь, с каким нетерпением поклонники ждали «Чётверку»! Презентованный на прошлой неделе Galaxy S IV во многом схож с предшественником, но превосходит его по каждому параметру. Он тоньше, уже и легче, зато его экран ещё чуточку крупней (5 дюймов и соответствует критерию Full HD, т.е. отображает 1920х1080 точек) и умеет отслеживать движения пальцев даже без прикосновений. Его процессор мощней и экономичней (там два комплекта из 4 ядер, переключаемых, когда требуется, ради максимальной производительности или экономии энергии), камеры точней, а набор программного обеспечения шире: сильно доработанный голосовой помощник-переводчик, функции управления воспроизведением контента через движение глаз, изоляция частных приложений и данных от корпоративных (да здравствует BYOD!), широкие возможности модного самоквантования (см. «Помоги себе сам») и так далее, и так далее.

Четвёрка почти попунктно лучше не только своего предшественника, но и iPhone 5 — если только найдётся желающий дотошно сопоставить каждый из десятков технических нюансов. Однако судьба смартфона, как и любого продукта вообще, не определяется лишь сухими характеристиками. Едва ли кто-то станет спорить, что Айфон пользователи любят не только за внешний вид, мощность процессора или любой другой параметр, который можно измерить. Apple умеет выдавать новаторские продукты или по крайней мере производящие впечатление таковых, причём до последнего момента сохраняет интригу: никто не знает, какие именно сюрпризы преподнесёт новый смартфон. Samsung определённо стоит поучиться у неё умению держать язык за зубами, но вот с фантазией у корейцев порядок: они смогли выдать продукт, интерес к которому не ослаб даже несмотря на то, что практически все «фишки» S IV стали известны задолго до презентации, в результате случайных или намеренных утечек.

Больше того, несмотря на многолетнюю патентную войну, развязанную Apple (она обвиняла Samsung в краже дизайна и алгоритмов, см. «Яблоко раздора»), именно Samsung сегодня всё чаще воспринимается как смелый изобретатель, тогда как Apple обвиняют в инертности из-за собственного успеха.

В Apple всерьёз считают, что конкуренты делают свои смартфоны такими большими, только чтобы хватило места для более ёмкого аккумулятора: iPhone, мол, намного энергоэкономичней и если соперники желают достичь паритета по времени автономной работы, приходится тупо увеличивать габариты.

Продажи S IV начнутся в конце апреля одновременно по всему миру. Цена пока не определена, но она, как ожидается, не будет ни слишком низкой, ни запредельно высокой. Четвёрка по определению принадлежит к топовому сегменту мобильных устройств, но вместе с тем она должна стать достаточно массовым продуктом, который закрепит успех, достигнутый предыдущей моделью. А ведь рынок сегодня иной, чем даже три года назад. В стремлении догнать и перегнать Apple, вендоры не только сделали впечатляющий рывок в аппаратной и софтверной части (при случае обратите внимание, как резко выросло разрешение смартфонных дисплеев), но и обострили до невиданных степеней конкуренцию. В результате ни один самый совершенный смартфон сегодня не может рассчитывать больше чем на несколько месяцев спокойной жизни: потом его непременно догонят конкурирующие разработки. Это порочный круг: смартфоны надо бы выпускать быстрее и чаще, но тот, кто берёт на вооружение такой принцип, увы, недобирает внимания к отдельным продуктам. Посмотрите на HTC, которая частит, а потому никак не может привлечь к любой отдельно взятой модели достаточно интереса (см. «Из грязи в князи и обратно»).

Samsung играет хитрее. Её производственное колесо вращается более размеренно, нежели у HTC, но заметно быстрее Apple (которая и вовсе следует двухлетнему циклу: за крупной моделью iPhone следует одна «промежуточная» с индексом «S»). При этом ей удалось заставить публику воспринимать семейство смартфонов Galaxy S как единое целое, всегда фокусируясь на самой свежей модели. Никакой чёрной магии или волшебства: главную роль в решении этой задачи сыграл беспрецедентный рекламный бюджет. По планам и сторонним оценкам, на Четвёрку компания истратит 150 млн. долларов, что в полтора раза больше, чем истратила Apple на iPhone 5.

Естественно, ожидается, что Galaxy S IV будет продаваться как минимум не хуже предшественника. За год ему прочат 60 миллионов проданных экземпляров. В сумме это позволит удержать и улучшить прошлые достижения: по данным IDC и Bloomberg, Samsung уже стала самым массовым производителем смартфонов на планете, опередив Apple. Лишь каждый пятый продаваемый сейчас смартфон выпущен «яблочниками», тогда как почти каждый третий сошёл с конвейера Samsung.

В Apple утрату лидирующих позиций переживают настолько болезненно, что не стесняются весьма грубых PR-атак. Прямо накануне самсунговской презентации, Фил Шиллер (маркетинговый глава Apple) дал интервью, где — хоть и не называя имён — в пух и прах разнёс все достижения Samsung и Android в целом. Он утверждает, что работать с Android сложно, что платформе мешает фрагментация (на руках у пользователей слишком много разных версий системы, см. «Лет де холивар бегин!»), что довольных покупателей у Apple больше, а с Андроида на iOS утекает людской поток вчетверо шире, чем в обратную сторону.

Однако, так или иначе, игра сыграна. Apple свергнута с трона. Но и Apple, и Samsung в ближайшие месяцы и годы предстоит переключить внимание с борьбы между собой на борьбу с фундаментальной проблемой рынка смартфонов — который демонстрирует явные признаки насыщения. Бог знает, кого или что винить — может быть публика «наелась», может быть производители переживают творческий кризис — но темпы роста смартфонных продаж падают уже третий год подряд. Нынче ещё ожидается годовой прирост на 25-30% (Bloomberg и др.), но с каждым следующим годом на протяжении минимум пяти лет эта цифра будет всё меньше и меньше, пока не упадёт ниже 10-процентной отметки. Нечем гордиться Apple, рост продаж которой в последнем квартале был минимальным за два года. Но не стоит особенно задирать нос и Самсунгу. Если охлаждение интереса к «умным телефонам» пойдёт быстрее прогнозов, продажи Galaxy S IV тоже могут не оправдать ожиданий.


Samsung,Galaxy_S,смартфон,Galaxy_S4,iPhone




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены