Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/13506
19.08.2011

Планшетки: трудное детство

Планшетки, появившиеся лишь полтора года назад, сегодня уже балансируют на тонкой грани между интересом и отторжением. Буквально, нельзя ступить и шагу, не столкнувшись с этим плоским чудом инженерной мысли. Спасает планшетную пьесу беспримерно быстрая смена лиц и декораций: неделя-другая — и перемен накапливается столько, что их уже нельзя оставить без внимания. В точности так дела обстоят и на данный момент. Героем последней недели стала HP, агрессивно снижавшая цены на свой TouchPad.

Если вы пропустили презентацию, TouchPad — по-своему замечательная планшетка, габаритами и внешностью напоминающая iPad, а уникальная операционной системой. Она работает под управлением webOS, наследницей Palm OS и прямым отпрыском Linux, доставшейся HP вместе с Palm Inc (подробнее см. «Остановят ли Windows 8 и webOS нашествие Айпадов?»). Цены начинались с 500 долларов, но исчезающе слабые продажи заставили производителя сначала предоставить хорошие временные скидки, а неделю назад и зафиксировать ценник на отметке 399. Забегая вперёд, скажу, что и это не помогло, но — обо всём по порядку.

Поставив всё на собственную ОС, HP рисковала. Чтобы заинтересовать планшеткой публику, нужны приложения. Чтобы для новой платформы появились приложения, требуются сторонние разработчики. А завлечь разработчиков можно только публикой, которой они могли бы продать свои продукты. Увы, webOS мало кому известна и говорить о сформировавшемся сообществе пользователей вокруг ней не приходится.

О количестве реализованных устройств компания не распространялась, но со слов инсайдеров известно, что, к примеру, Best Buy (крупнейшая в США торговая сеть бытовой электроники) смогла избавиться меньше, чем от десятой части предоставленных ей четверти миллионов TouchPad. HP предлагает потерпеть до начала учебного года, планируя распродать остатки вовсе задёшево, «в нагрузку» к персональным компьютерам. Но там и здесь уже слышны крайне пессимистические прогнозы: webOS не смогла занять своё место, webOS должна уйти. Посмотрите на Apple, которая с завидным постоянством сбывает каждый произведённый экземпляр планшетки и не заботится о ценах. Дело явно не в цене.

Психологически важной отметкой для планшеток остаётся 500 долл. Однако с весны, когда эта планка считалась недостижимой для конкурентов, многое изменилось: HP, Motorola/Google, Samsung, Acer, Asus, Vizio и другие сегодня предлагают своих айпадоподобных дешевле, чем просит Apple за iPad в простейшей конфигурации (на фото: Acer Iconia Tab A500).

Если бы успех зависел только от ценника, конкуренты iPad разлетались бы как горячие пирожки — ведь многие из них перешагнули полтысячную планку. Однако и фактические продажи, и опросы желающих обзавестись новомодным устройством рисуют другую картину. Так, согласно часто цитируемым в последние дни результатам опроса, проведённого Baird & Co, 94% респондентов интересуются прежде всего Айпадом. Результаты конкурирующих изделий (TouchPad, Xoom, PlayBook и др.) не превышают 10%. Пусть это грубо и местечково (учтено мнение тысячи с небольшим американцев), однако вряд ли кто-то станет спорить, что дело явно не только в пресловутых пяти сотнях долларов.

Искать секрет успеха iPad можно в нём самом, но что такого мы ещё не знаем об Айпаде, что знает Apple — за исключением таинственных блоков в микропроцессоре A5 (см. «Какие тайны скрывает сердце нового Айпада»)? Полезней оценить не за что хвалят Айпад, а за что ругают конкурентов. Вспоминая бесчисленные глупости, которые совершили производители планшетной альтернативы за последние полгода, поражаешься тому, как могут крупные корпорации друг за дружкой наступать на одни и те же грабли!

Несуразно высокие цены, сырые операционные системы, отсутствие элементарных функций вроде доступа к электронной почте, ставка на неизвестный брэнд, хронический дефицит чёткого назначения продукта и так далее, и тому подобное (полистайте колонку по тэгу «планшетки»). Неужели нельзя было провести хотя бы поверхностное социологическое исследование, прежде чем отправлять на прилавки сотни тысяч никому не нужных устройств?

Особняком в ряду «альтернативщиков» стоит планшетное семейство Samsung Galaxy Tab. Корейцы не торопились. Начав год назад с малого (7-дюймовая диагональ, смартфонная версия Android, одноядерный процессор) к настоящему моменту они превратили Tab в прямого конкурента iPad — по габаритам, мощности, но главное по продажам. Samsung единственная из всех смогла выйти на уровень, сопоставимый с Apple: за первую половину 2011 она продала больше 7 миллионов планшеток, тогда как Джобс и компания сделали только вдвое больше. Неудивительно, что когда пришла пора отстаивать завоевания, именно на Samsung юристы Apple обрушились в первую очередь — и добились важной, хоть и промежуточной победы.

Оплакивая тяжёлую участь конкурентов iPad, важно помнить, что уже появились прогнозы на 2012, согласно которым продажи альтернативных планшеток будут расти более чем вдвое быстрей, нежели продажи самого основателя планшетной категории. И как знать, может быть уже к новогодним праздникам место в очереди за тем же Galaxy Tab будет стоить столько же, сколько стоило место в очереди за iPad 2.

Весной Apple обвинила южнокорейского гиганта в слепом копировании iPad и iPhone (подробнее см. «Яблочко, да не от яблони…»), за чем последовала череда судебных исков с обеих сторон по всему миру. Тучи сгущались вплоть до начала августа, пока на прошлой неделе не разразилась первая гроза. Решением суда в Германии был наложен временный запрет на продажи Galaxy Tab на большей части Евросоюза. Точка в споре, по крайней мере на территории ЕС, должна быть поставлена в течение сентября.

Кому из участников конфликта верить — решайте сами. Позиция Apple известна, а Samsung настаивает на том, что «яблочники» потеряли чувство меры и считают копией Айпада всё, что хоть отдалённо его напоминает, вплоть до цифровых фоторамок. Важней другое. В результате судебных ли баталий, войны цен, рыночных флуктуаций или смещения корпоративных акцентов, в этом и следующем году многие, если не большинство участников планшетного сегмента вынужденно выйдут из борьбы.

Этот мрачный прогноз был озвучен рядом аналитиков ещё весной, когда впервые стал очевидным надвигающийся кризис перепроизводства (существующий рынок не в силах поглотить уже произведённое количество планшеток). Сегодня ночью теория получила первое подтверждение. Буквально несколько часов назад HP объявила о решении прекратить работу над webOS и спроектированными под неё мобильными устройствами. Судьба проекта неизвестна, его могут закрыть или продать, но мало кто из авторов немногочисленных пока ещё публикаций сомневается, что это конец.

Одним игроком меньше, кто следующий?


планшетка,Galaxy_Tab,Touchpad,WebOS,конкуренция,iPad




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены