Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/107064/franklin/
19.09.2014

Найти капитана Франклина

Величайшая археологическая находка со времён открытия гробницы Тутанхамона! Так нескромно назвала западная пресса обнаруженный на днях в арктических водах остов корабля почти двухсотлетней давности — назвала с подачи премьер-министра Канады, который посчитал необходимым объявить об успехе лично. По древности останков далеко не рекорд, но штука тут в другом: решено, что это один из двух кораблей легендарной экспедиции британского капитана Джона Франклина, пропавшей в 40-х годах XIX века — и с тех пор безуспешно и беспрерывно разыскиваемой. Едва ли в истории человечества были ещё поиски, растянувшиеся на столь долгий срок!

Во второй половине XIX столетия Великобритания активно исследовала морскую периферию Северной Америки. Оставшийся после победы над Наполеоном раздутый военный флот благоволил научным экспедициям — и британцы сделали акцент на разведке так называемого Северно-Западного прохода, кратчайшего морского пути из Атлантики в Тихий океан — через Северный Ледовитый.

Собранная в 1845 году экспедиция сэра Джона Франклина (59-летнего ветерана, руководившего несколькими вылазками вглубь территорий, вскоре ставших Канадой; впрочем, давно уже не ходившего в море: к тому моменту он губернаторствовал в Тасмании) была, в общем, типичной. Ему выделили два переоборудованных боевых судна, Erebus и Terror, оснащённых по последнему слову техники (усиленные корпуса, паровая машина и паровое отопление, многолетний запас консервов — последнее, увы, сыграло неожиданную роль), и вверили 128 человек. Последний раз их видели китобои в июле 1845-го. А потом оба корабля и люди словно канули в воду.

Предполагаемый маршрут экспедиции Франклина (графика: Daily Mail).

Добро на начало поисково-спасательной операции (как назвали бы мы её сегодня) было дано в 1848 году. На протяжении следующей четверти века в ней приняли участие десятки кораблей (не только британских), подталкиваемых и официально назначенным вознаграждением, и общественным интересом: некоторые были оплачены деньгами, собранными общественностью — такой вот краудфандинг эпохи пара!

Однако результаты оказались скудными: три могилы на безлюдном островке Beechey Island, где группа Франклина провела первую зимовку, да рассказы эскимосов о виденных «белых людях». Лишь к концу 50-х годов список находок пополнился найденными на другом острове (King William Island) отрывочными, неаккуратными, пересыпанными ошибками записями членов команды и ещё несколькими трупами. Картина, в целом, рисовалась такая: корабли оставались скованы льдами даже летом, так что после ещё двух зимовок и длинной череды смертей (умер и сам Франклин) выжившие решили идти в сторону Канады.

Образовавшейся во второй половине XIX века Канаде срочно требовались герои — и просолённый, обветренный северными ветрами капитан Франклин пришёлся очень кстати, став одной из таких «национальных икон». И в Новом, и в Старом Свете его увековечили в множестве литературных, художественных, музыкальных произведений. Продолжались, конечно, и попытки обнаружить исчезнувшую экспедицию. Выходили книги, звучали версии. Но лишь в 80-х годах прошлого века канадским исследователям удалось существенно продвинуться в понимании случившегося.

Последние записки экспедиции Франклина.

Группа канадских учёных, вооружённая новой техникой и технологиями, выбралась на места известных стоянок Франклина и провела собственные раскопки и изыскания (остались интереснейшие видеоматериалы). В числе прочего они выполнили химический анализ костей и мягких тканей покойников (сохранившихся фантастически хорошо благодаря вечной мерзлоте), и установили, что те страдали не только от цинги, переохлаждения, пневмонии и туберкулёза, но и острого отравления свинцом. Свинец, предположительно, просачивался в пищу из наспех запаянных консервных банок и непродуманной системы дистилляции воды на судах. Это объяснило, почему записи последнего года столь сумбурны: концентрация тяжёлого металла была так высока, что не могла не сказаться на людях, в частности, вероятно, повлияв на их способность трезво рассуждать.

Самой страшной находкой, впрочем, стали отметины от металлических режущих инструментов на человеческих костях с зимовок на King William Island. Сто пятьдесят лет назад рассказы эскимосов, вспоминавших, как «белые люди кушали своих», уже вызвали скандал в Британии. Теперь он разгорелся с новой силой. Официальная позиция Адмиралтейства: британские моряки, национальные герои, не могли стать людоедами! Но научное заключение осталось прежним и даже подкрепилось новыми уликами позже.

Тем не менее, хоть места последних зимовок и воды поблизости были перекопаны и просвечены вдоль и поперёк, информации о дальнейшей судьбе экспедиции по-прежнему не было никакой. Не нашли даже самих кораблей! С наступлением 90-х научные и частные экспедиции, вооружённые теперь сонарами и магнитометрами, начали с новой силой утюжить районы предполагаемого затопления «Эребуса» и «Террора» (по рассказам, не только британские, канадские, американские суда, но и, например, российские). Арктика — удивительное место: следы человеческой деятельности столетней давности сохраняются там без изменений. Однако морское дно, несмотря на небольшие глубины, остаётся картографировано слабо: карты преимущественно старые, сделанные ещё до популяризации систем спутникового позиционирования, а потому неточные. Так что список находок в который раз уже ограничивался мелкими вещами, принадлежавшими команде Франклина. И вот 9 сентября — сенсация! Сильно южнее изучавшегося района, западнее острова O’Reilly, найден один из кораблей!

Находка сделана канадской экспедицией, спонсируемой отчасти государством, отчасти филантропами (среди них, например, Джим Балсилли, памятный по Research In Motion). Картинка, нарисованная сонаром, показывает, что корабль отлично сохранился, цела даже деревянная палуба. Это означает, что и внутренние помещения, и всё, что в них находится, тоже скорее всего нетронуты тленом. Благодарить за нечаянную удачу следует погоду (холодные воды сохранили останки, капризные льды заставили исследователей сместиться южнее), но и современную технику.

Картинка, разлетевшаяся по новостям, получена с помощью особого оборудования, так называемого сонара бокового сканирования (side-scan sonar), предполагающего, что генератор звука находится в стороне, «освещает» место действия сбоку (в данном случае слева). Такой подход позволяет точно оценить рельеф, причём судить о высоте предметов можно и по отбрасываемой ими акустической «тени» (тёмная область справа от корабля). Главное же его преимущество состоит в возможности обзора больших площадей. Небольшие глубины в районе предполагаемого затопления кораблей Франклина сыграли двоякую роль: до лежащего на десятиметровой глубине судна, безусловно, легче добраться, чем до (всё ещё не найденных) обломков того же MH-370, однако обнаружить останки судна можно лишь пройдя непосредственно над ними. Боковое сканирование дало возможность изучать сравнительно большую площадь за раз.

Теперь на дно опустятся дроны (в т.ч. Seaeye Falcon, строящий виртуальную круговую панораму) и водолазы. Они выяснят что это за корабль (сверху Erebus от Terror не отличишь), проникнут внутрь. Там могут быть судовые журналы, возможно, останки людей и прочие улики, которые позволят восстановить подробную картину разыгравшейся полтора века назад трагедии.

Увы, даже к этой, вроде бы имеющей только научную ценность, истории, оказалась подмешана ложка политики. Смена климата в последние годы привела к тому, что Северо-Западный проход стал судоходным, и Канада заявила свои права на эти воды. Естественно, претензии Канады оспариваются (в том или ином виде Соединёнными Штатами, Россией), а сама она использует любые поводы, чтобы подтвердить правомочность своих рассуждений. В этом свете пытаются сейчас представить и экспедицию Франклина: канадцем он не был, но кое-кому очень уж хочется считать его таковым…


Джон_Франклин,1845,Канада,UK,Erebus,Terror,катастрофа,море,океан,история,сонар,цифровой_рычаг,свинец,клад




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены