Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/15539
20.12.2011

Ах, если бы мечта сбылась! Android и новые реалии

Платформа Android на пороге большого перелома. Не обязательно к лучшему, хоть, конечно, её создатели и надеются именно на такое продолжение. Выступая в начале декабря на европейской конференции LeWeb, Эрик Шмидт — он был там самым именитым гостем — пообещал, что уже через полгода Android станет приоритетной для разработчиков приложений: для неё, не для iOS, будут в первую очередь выпускать мобильный софт. Аргументация проста: разработчики следуют за пользователями, а пользователи явно избрали фаворитом «зелёного человечка».

Вероятно, Шмидту следовало уточнить, что он имеет в виду не абсолютное доминирование, а темпы роста (пользовательской массы, приложений и пр.), но в общем с какой стороны ни посмотри, стыдиться Андроиду нечего. Приложения? Больше 300 тысяч наименований в одном только Android Market, что даёт разрыв с Apple App Store меньше чем в два раза. И 10 миллиардов скачанных копий по состоянию на декабрь, плюс миллиард каждый месяц (Apple App Store растёт примерно так же). Пользователи? Почти из двух сотен стран, активирующие (грубо) несколько Android-устройств на каждый проданный iPhone. И, к примеру, в Facebook через нативное приложение теперь ходит больше народу с Android, нежели с iOS. Хорошей статистики по разработчикам нет, но с учётом сказанного, логично предположить, что их ряды тоже множатся.

Тем интересней, что западная пресса встретила прогноз Шмидта отнюдь не аплодисментами. Если суммировать комментарии к выступлению председателя Google коротко и корректно, его обвинили в намеренном преувеличении. Критики считают, что занять приоритетное место в головах независимых разработчиков Android помешает ряд объективных причин, повлиять на которые Google не в состоянии.

Да, Android с беспрецедентно широким модельным рядом — явный фаворит публики. И для разработчиков здесь вроде бы тоже раздолье: проход на территорию официального магазина, Android Market, дешевле и не предполагает той буквоедской, с душком тирании цензуры, которая свойственна для Apple App Store. Но по мере того, как софтверная разработка для Android обретает промышленные масштабы, выявляется всё больше подводных камней.

Эрик Шмидт — ветеран ИТ-индустрии: за тридцатилетнюю карьеру он успел поработать в Apple, Bell Labs, Google, Sun Microsystems, Xerox, Zilog. Но по-прежнему любит громкие прогнозы. Так незадолго до того, как пообещать Android успех у разработчиков, он предвещал быстрый старт Google TV (увы, пока не получилось).

Потенциальных авторов пугают три вещи. Во-первых, сложность написания и в особенности адаптации программ для платформы Google. Спроектированная с прицелом на совместимость с максимально широким кругом устройств, Android обладает специфическим программным интерфейсом. Его острые углы особенно сильно ощущаются в версиях 2.x, которые на сегодняшний день являются самыми популярными (половина всех проданных к настоящему моменту устройств работают под управлением 2.3.x, треть под 2.2). Специфика Android требует изучения, но становится настоящей головной болью, когда необходимо перенести приложение с другой платформы.

Вторая проблема — фрагментация. Невероятное количество устройств под Android, выпускаемых производителями по всему миру — их десятки только от известных вендоров, а сосчитать все, кажется, никто уже и не пытается — стопроцентно гарантируют проблемы с приложениями. Особенности «железа» и самой операционной системы, часто изменяемой производителями под свои нужды, делают совместимость Android-устройств в известной степени условной (приложения работают на большинстве устройств, но с теми или иными отклонениями в каждом конкретном случае). Устранить проблему полностью вряд ли возможно: всегда найдётся недовольный пользователь с неизвестным аппаратом, на котором программа «вылетит» с ошибкой или будет работать не как должна.

Но всё это меркнет перед третьей проблемой, в значительной степени проистекающей из первых двух: Android завоевала славу платформы, на которой нельзя заработать серьёзных денег. И это, увы, не субъективное впечатление, а факт. И даже Эрик Шмидт, под нажимом журналистов выдавивший «ситуация за последнее время улучшилась», не решился на более подробный комментарий. Цифры называют разные, но в общем ситуация выглядит так: среднее приложение для Android приносит впятеро меньше, чем аналогичное для iOS. И разрыв, как минимум двукратный, сохранится ещё много лет.

Последнее, что хотелось бы услышать после такого холодного душа, это негативные отклики тех, кто уже строит софтверный бизнес на платформе Android. Но, конечно, есть и такие. Android Market славится либеральностью — и Google этот имидж старательно поддерживает (для размещения программы не требуется одобрения владельцев магазина, размещение дешевле и т.д.). Проблема в том, что предсказуемость самой Google оставляет желать лучшего.

Тем временем Сеть готовится к Рождеству и Новому году. Зимние праздники традиционно генерируют рекордные продажи мобильного софта, но нынче всплеск ожидается особенно сильным: распаковав свои смартфоны и планшетки (предположительно, самый популярный подарок этого сезона), новообращённые пользователи ринутся в апп-сторы (фото: Istolethetv).

Свежий пример: история YouMail, оригинального мобильного приложения, реализующего нечто вроде мультимедийной электронной почты (с преобразованием голосовых сообщений в текст и прочим подобным).

YouMail по-настоящему популярен, его варианты есть для всех основных мобильных платформ и количество обрабатываемых ежемесячно звонков исчисляется десятками миллионов. Но это не помешало Google удалить приложение из Android Market после первой же — и весьма сомнительной — жалобы со стороны крупной компании, якобы, пострадавшей от программы. Сотовый оператор T-Mobile пожаловался Google на то, что YouMail перегружает оборудование — и Google, не посоветовавшись с разработчиками приложения, предпочла удалить его из магазина до исправления проблемы.

Честно говоря, ситуация остаётся не совсем ясной: в YouMail утверждают, что ничего не знали о претензиях T-Mobile, тогда как последняя заявляет, что списывалась с разработчиками программы до того, как обратиться к владельцу Android Market. В любом случае Google следовало повести себя иначе. Как минимум посоветоваться с YouMail, и уж точно помнить о презумпции невиновности.

Хорошая новость в том, что Android всё-таки открытый проект. И пусть Google играет в его судьбе одну из главных ролей, единолично решая, когда публиковать исходные тексты и как управлять (пока) самым крупным магазином приложений, Android — больше чем Google.

По крайней мере в США у пользователей и разработчиков Android-софта выбор уже есть: вместо Android Market они могут задействовать Amazon Appstore, в смысле ценовой политики, категоризации программ и аудитории даже более интересный. Разработчики YouMail, кстати, так и поступили.


Android,Эрик_Шмидт,апп-стор,мобильные_устройства,YouMail,Amazon,болезни_роста




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены