Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/business/54690/carsharing/
21.03.2013

Каршеринг вместо личного авто, или Тачка напрокат в интернет-эпоху

Сытый голодного, как известно, не разумеет — и именно это правило приходит на ум, когда читаешь о последних тенденциях в западном автомобильном мире. Если Россия всё ещё довольствуется одним авто на каждых трёх-четырёх человек, в Соединённых Штатах, например, показатель близок к единице. Для самой читающей нации обладание автомобилем остаётся роскошью, тогда как для нации самой мобильной численность автопарка давно превзошла число выданных прав, а семья без личного авто вообще исключение: только одно из десяти домохозяйств в США не имеет своей машины. Тем трудней нам понять странное увлечение, охватившее Северную Америку и Европу в последние несколько лет. Имя этому феномену carsharing, что переводится на русский язык и как «краткосрочная аренда автомобиля» и как «совместное пользование авто», а часто просто транслитерируется буква в букву: каршеринг. Аренда — понятно, но делиться машиной? С кем? Для чего? По какому праву, наконец?!

Чтобы понять, как те же американцы дошли до жизни такой, стоит окунуться в предысторию. Прокат автомобилей в Штатах был и остаётся весьма популярным бизнесом. Компании, сдающие авто в пользование на несколько дней, эксплуатируют примерно двухмиллионный автопарк и в последние пару лет фиксируют рекордную выручку (в 2011 году свыше 22 млрд. долл.). Однако в начале нулевых игрокам, придерживающимся «традиционной» модели (клиент должен прийти в офис, заполнить бумаги, получить ключи, ограничен по минимальному сроку проката и т.д.), пришлось потесниться: в 2000-м рынок взорвала молодая, агрессивная Zipcar, быстро ставшая одним из самых заметных участников прокатного сегмента. Zipcar в общем тоже предоставляет автомобили в аренду, но активно использует высокие технологии, чтобы сделать максимально удобным каждый этап прокатного процесса. Интернет, мобильные приложения, электронные ключи — всё это про неё.

Клиент Zipcar может получить машину на срок от нескольких часов. Он оформляет заявку не выходя из дома, на компьютере или смартфоне, в назначенный час добирается до парковки (автомобили Zipcar стоят в выделенных для них местах, удобных с точки зрения доступности), открывает дверь уже имеющимися у него электронным ключом (выдаётся при заключении договора с компанией) и может пользоваться машиной вплоть до окончания прокатного срока. Единственное, что он обязан сделать, так это вернуть автомобиль на прежнее место. Бензин, страховка, всевозможные накладные расходы — не его забота: они уже включены в ежегодный взнос и почасовую оплату.

Чтобы минимизировать риски, Zipcar и другие каршеринговые брокеры проверяют клиентов на предмет рискованных привычек — и выбраковывают тех, за кем замечены превышения скорости, вождение в нетрезвом виде и прочее подобное.

Zipcar хоть и не была изобретателем концепции каршеринга, стала в нём первопроходцем, сделав две важных вещи. Во-первых, применив современные цифровые инструменты, она вывела автопрокат на новый технологический уровень: достигнутые простота и скорость съёма личного транспорта сделали возможным сдачу автомобиля в аренду на сверхкороткие сроки и, теоретически, должны стимулировать более активное пользование услугами компании, подстёгивая клиентов к моментальным, спонтанным «покупкам». Во-вторых, она показала, что такой бизнес может работать с невероятно длинным «рычагом»: у Zipcar около миллиона клиентов (причём не только частные лица и не только в Штатах), тогда как автомобилей всего 10 тысяч штук, плюс-минус.

На днях Zipcar перестала существовать как самостоятельная единица: за полмиллиарда долларов её приобрела Avis Budget Group (арендатор-традиционщик). Но эстафету уже приняли новые, совсем юные задиры. За последние пару лет рядом выросли десятки небольших компаний, которые, взяв на вооружение идею каршеринга, развили её в меру сил и способностей: если в понимании Zipcar каршеринг был «краткосрочной арендой», то в представлении этих новых игроков он стал уже «совместным пользованием».

Взять американскую RelayRides. Подсмотрев идею у Zipcar, она пошла дальше. Для чего держать собственный штат автомобилей, если можно стать просто посредником между желающими взять авто напрокат и желающими его предоставить? Такую схему назвали пиринговым каршерингом — по аналогии с компьютерными сетями, в которых отсутствует главный центральный узел, а все клиенты равны (помните Napster, KaZaA, BitTorrent?). Итак, владелец автомобиля назначает желаемую цену за его прокат в час или сутки и выставляет заявку на сайте RelayRides. В свою очередь нуждающиеся выбирают машину по вкусу и цене из списка предложений, после чего встречаются с владельцем, чтобы получить ключи. RelayRides играет роль посредника и гаранта сделки: она, помимо прочего, страхует автомобиль от угона и повреждений.

Таким образом каршеринг выгоден для всех трёх сторон. Автовладелец получает возможность компенсировать издержки на покупку машины или извлечь из неё прибыль в периоды простоя. Для съёмщика временное владение оказывается намного дешевле, чем обладание собственным автомобилем. А компания-брокер живёт на комиссионные. Однако, философствуя на тему каршеринга, аналитики сходятся в том, что стартовый момент механизму обеспечивает не корыстный интерес участников, а объективная тенденция, впервые проявившаяся в благополучных странах Запада ещё в конце XX века: жажда обладания автомобилем слабеет!

Если тридцать лет назад каждый второй 16-летний американец уже имел автомобильные права, сегодня ими может похвастаться только каждый четвёртый — и цифра продолжает уменьшаться. Одновременно молодёжь (от 18 до 34 лет) всё реже тратится на покупку личного авто: в тех же Штатах в 2011 году ими было приобретено на треть меньше автомобилей, чем четырьмя годами ранее. И, согласно свежим опросам, молодые американцы нынче больше страшатся остаться без мобильника и компьютера, нежели без автомобиля.

Не только Америка. По прогнозу Ford, каждый второй европеец в ближайшем будущем тоже задумается о каршеринге. Потому что, как и в этом славном местечке в Голландии, ставить автомобили будет просто некуда.

Тут бы автопроизводителям и бить тревогу: ведь рушится с таким трудом навязанный стереотип об автомобиле как символе независимости (см. «Второй смартфон, третья планшетка»). Но если они и тревожатся, то вида не показывают, а многие даже прямо финансируют каршеринговые стартапы (Ford, BMW, GM, Toyota и др.). Каршеринг очевидно всё ещё не считается угрозой для личного авто: на арендованной в краткосрочку машине далеко не уедешь! Но ведь и ездить далеко тем же американцам приходится всё меньше.

Урбанизация Америки продолжается: сегодня уже больше 80% её населения живут в городах, где личный автомобиль чаще оборачивается головной болью, нежели наслаждением от поездки с ветерком. Расстояние от дома до офиса проще, дешевле, быстрей покрывать пешком или на общественном транспорте. Но неожиданно сильным оказалось и влияние информационных технологий. Согласно опросам Zipcar и других исследователей, Северная Америка и Западная Европа всё чаще предпочитают личным встречам с друзьями общение через Интернет, легче соглашаются на поездку в общественном транспорте из-за резко выросшего удобства пользования (с помощью мобильного приложения можно вызвать такси, точно отследить местоположение автобуса, см. «Для чего Google общественный транспорт»), реже посещают обычные магазины, но чаще — онлайновые. Да и государство обычно поддерживает каршеринг, что неудивительно: один автомобиль в каршере способен (как считают некоторые) заменить 15 личных авто, а значит, социальные, экологические бонусы неисчислимы.

Эволюция концепции каршеринга в настоящее время продолжается. Стираются границы между собственно краткосрочным прокатом, современными такси (с GPS-логистикой и поддержкой мобильных приложений, см. «Такси XXI века») и райдшерингом (высокотехнологическая ловля попуток, клиент — пассажир и платит только за поездку; см. Zimride.com). Всё ещё не факт, что совместное владение свергнет железного коня с его высокого постамента. Но вот пошатнуть точно может.

P.S. В статье использованы иллюстрации AJ Leon, Bogdan Migulski, Nathan E.


каршеринг,город,Zipcar,ZimRide,Uber,RelayRides,автомобиль




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены