Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11676
21.04.2011

Кто такая Арианна Хаффингтон и почему люди пишут для неё бесплатно?

Продолжает разгораться скандал вокруг интернет-издания The Huffington Post. Приобретённое за 315 млн. долларов гигантом AOL в феврале, HuffPo (так обычно сокращают его труднопроизносимое имя) стало объектом судебного преследования со стороны своего бывшего автора, обвинившего само издание, её главного редактора и нового владельца в использовании рабского труда. Не подумайте, что это шутка! Формулировка звучит буквально так: рабский труд на плантациях Арианны Хаффингтон.

Практически неизвестный в России, в англоязычном сегменте глобальной сети HuffPo — один из самых заметных новостных ресурсов, занимающий верхние строчки неофициальных рейтингов наряду с Fox News и ABC News. Особенным его делает оригинальный подход к производству контента, называемый краудсорсингом (crowdsourcing). Дословно перевести этот термин можно как «использование энергии толпы», а примерный литературный аналог на русском — поручение каких-либо обязанностей группе добровольцев, найденных на стороне. Впрочем, быстрее и проще можно уяснить суть, посмотрев на то, как работает издательская машина Арианны Хаффингтон. Тем более, что сам термин появился лишь в 2006-м, год спустя после запуска HuffPo.

Большая часть сотрудников этого издания трудятся над его наполнением бесплатно, ясно понимая, что не получат прямой материальной компенсации. Работают эти люди исключительно ради внимания, которое достаётся им благодаря популярности самого сайта. Арианна сравнивает такой подход с телевизионными шоу, на которые люди рвутся, чтобы привлечь внимание к себе и своим идеям. Считаете это слабой мотивацией?

Официально в HuffPo трудоустроено 60 человек, а вот коллектив бесплатных блоггеров, по некоторым оценкам, превышает девять тысяч! Именно их стараниями создаётся львиная доля из нескольких сотен ежедневно публикуемых здесь материалов. И на первый взгляд именно их следует благодарить за 15 миллионов просмотренных посетителями страниц в день, аудиторию, превышающую 24 миллиона человек в месяц, и необычную активность читателей, оставляющих тысячи комментариев к популярным статьям.

Но кто же, чёрт возьми, такая Арианна Хаффингтон? В жизни и карьере этой американки греческого происхождения смешано столько ингредиентов, что трудно выделить что-то одно. Она журналист и писатель, автор десятка книг, неравнодушная к политике, истории, вопросам охраны окружающей среды и… спиритизму. Её неоднократно обвиняли в плагиате, а один раз дело даже дошло до суда и уплаты компенсации. Она была замужем за американским конгрессменом, с которым развелась по причине его бисексуальности, но оставила фамилию мужа, под которой в общем и прославилась. Выступала за смещение президента Клинтона, баллотировалась на пост губернатора Калифорнии одновременно со Шварценеггером (говорят, на публичных дебатах дело чуть было не дошло до драки).

Предприимчивости Арианны Хаффингтон (на фото) можно только позавидовать: The Huffington Post она основала на шестом десятке.

Мешанина идей и интересов — отличительная черта Хаффингтон, но речь ни в коем случае не идёт о хаосе. Арианне определённо присущ редкий дар выделять темы, интересные публике и удачно их «капитализировать», извлекая личную выгоду. В этом смысле основанный ею The Huffington Post — идеальное воплощение её таланта. На страницах издания, где она занимает должность главного редактора, статьи признанных специалистов и мастеров пера соседствуют с творчеством псевдоучёных и начинающих блоггеров, а политика, бизнес и экология перемежаются кинематографом, трупами пришельцев и, простите, сиськами.

В сочетании с активным использованием современных интернет-механизмов (социальных сетей, агрессивной фильтрацией контента по привлекательности для читателей — неинтересные темы быстро уходят с первой страницы) это сделало HuffPo одним из самых посещаемых сайтов Сети. Проект был выращен на деньги венчурных инвесторов, а к настоящему моменту уже приносит прибыль, в основном за счёт рекламы.

Из-за сомнительного наполнения HuffPo часто причисляют к жёлтой прессе. Но не все так щепетильны. К примеру AOL, мучительно ищущая выход из болота интернет-контента, оценила талант и детище Арианны Хаффингтон очень высоко. И дело не только и не столько в сумме, уплаченной за сайт. В AOL Арианне, по-прежнему занимающей должность главреда, отдали целую группу изданий, The Huffington Post Media Group. В неё, помимо собственно HuffPo, вошли с десяток крупных, известных онлайн-ресурсов (TechCrunch, Engadget и др.).

Проблема в том, что не все согласны признать за Хаффингтон решающую роль в успехе одноимённого проекта. Когда тысячи авторов трудятся под началом некоммерческой организации — вспомните Википедию — это одно дело. Совсем другое, когда плод бесплатного коллективного труда продаётся организатором работ за триста миллионов долларов.

В этой ситуации каждый участник имеет пусть и не юридическое, но моральное право на долю в общем пироге. Такова вкратце позиция Джонатана Тасини, политика, профсоюзного лидера и журналиста, писавшего (естественно, бесплатно) для HuffPo почти с самого его основания и до момента покупки AOL. Тасини требует взыскать с HuffPo больше ста миллионов и надеется создать прецедент, доказав, что авторы имеют ненулевые права на вознаграждение за результаты своего труда, пусть даже созданные на безвозмездных условиях.

Характерный жест пальцем у виска — первая и естественная реакция на такое заявление. К настоящему моменту Сеть полна ироничных комментариев, смысл которых сводится к сомнению во вменяемости истца. HuffPo никогда не обещала своим авторам ничего, кроме внимания публики, так что блоггеры знали на что идут. Эту позицию разделяют и юристы, сомневающиеся в возможности применения формулировки «неправомерное обогащение» (так определяет поведение HuffPo в своём иске Тасини). Под неё можно было бы подвести случай использования наёмного труда при невыполненном обещании расплатиться позже, но бизнес-модель HuffPo сюда явно не вписывается.

Иронизируя над Джонатаном Тасини (на фото), комментаторы ехидно замечают, что рабы обычно лишены права прекратить трудиться по собственному желанию.

Однако представлять Джонатана Тасини безобидным хулиганом тоже рискованно. Во-первых, его поддерживает организация The Newspaper Guild — старейший профсоюз, представляющий интересы более чем 30 тысяч журналистов США и Канады. Во-вторых, у критика HuffPo есть положительный опыт подобных споров. Десять лет назад Тасини судился с издателем New York Times, оспаривая бесплатный перенос статей наёмных авторов с бумаги в электронные издания. И победил, отсудив 18 миллионов.

Иск против HuffPo, Арианны Хаффингтон и AOL был подан лишь неделю назад, так что полемика вокруг него только начинает разворачиваться. Но помимо туманных философских рассуждений, которыми обмениваются сторонники и противники Тасини, в деле есть один несомненный технический момент. Статистика посещаемости сайта The Huffington Post гласит, что бесплатные блоги обеспечивают лишь треть входящего трафика.

Две трети посетителей приходят за новостями, которые достаются HuffPo совсем не дёшево: их либо пишут на заказ, либо покупают у новостных агентств. Арианна Хаффингтон очевидно не считает достающийся «за так» контент ключевым фактором успеха. И это предположение хорошо согласуется с её первыми шагами на посту главреда собственной медиагруппы в AOL: приступив к исполнению обязанностей, она прежде всего распорядилась нанять почти тысячу штатных журналистов.

Что же до армии энтузиастов, пишущих для HuffPo, переход под крыло AOL ничего для них не изменит. Хаффингтон и здесь осталась верной своим убеждениям. В её обращении к «коллегам» нет ни слова про деньги, зато сделан акцент на огромной ежемесячной читательской аудитории, выросшей до 250 миллионов человек. Ad honores!


Арианна_Хаффингтон,The_Huffington_Post,Джонатан_Тасини,AOL,авторское_право,интеллектуальная_собственность,женщина,личность




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены