Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/11689
22.04.2011

Почему провалилась PSP Go, что тормозит Nintendo 3DS, и как это связано с планшетками и смартфонами?

Игровые приставки, как и индустрия электронных развлечений вообще, имеют весьма опосредованное отношение к России. По причинам непонятным — когда, скажите, кулибины и пажитновы не могли компенсировать отсутствие денег талантом и усидчивостью? — мы остаёмся потребителями, и среди разработчиков громких гейм-титлов нет кажется ни одного с отечественным именем. Но и закрывать глаза на происходящее в этой «легкомысленной» области было бы неправильно. Тем более в свете производимых сейчас поистине судьбоносных перестановок. За последние несколько дней произошли сразу два события, представляющих игровой сегмент в новом свете.

Вчера Sony Computer Entertainment официально подтвердила прекращение производства модели PSP Go для Европы и Японии, а в скором времени аналогичный шаг ожидается и в отношении Северной Америки. Таким образом фактически положен конец любопытному эксперименту, продлившемуся всего полтора года.

PSP Go — компактный представитель семейства PlayStation Portable, появившийся на прилавках в конце 2009-го. Помимо более скромных размеров, компенсируемых выдвижной панелью, и меньшего веса, модель была лишена стандартного для PSP привода UMD-дисков.

Эта маленькая деталь на самом деле определяла весь проект: счастливые обладатели новинки уже не могли покупать игры на микродисках в обычных магазинах, а вынуждены были обращаться в официальный и единственный интернет-магазин Sony PS Store. В высшей степени необычная идея для портативных консолей, традиционно опирающихся на физические носители.

Вскоре после начала продаж, из разрозненных интервью представителей Sony стала ясна причина столь радикального решения. Производитель рассматривал PSP Go как пробный шар, надеясь оценить с его помощью готовность широкой публики к выпуску игрового устройства с полностью цифровой моделью дистрибуции программного обеспечения. Sony не давал покоя успех iPod и iPhone, эксплуатирующих такую модель, и она рискнула потратиться на масштабный опыт в подконтрольной ей области. Неизвестно сколько именно экземпляров PSP Go было продано, официальная статистика не опубликована до сих пор. Однако ясно, что опыт не удался.

PSP Go пыталась занять место между приставками и смартфонами. И оказалась третьей лишней.

Теперь, после того как эксперимент признан провалившимся, аналитики наперебой предлагают объяснения. Высокая цена — а стоила машинка изначально 250 долларов — была одной из первых и самых очевидных промашек: добавив совсем немного, можно приобрести стационарную PS3. Недешёвыми оказались и игры, да и ассортимент их значительно уступал UMD-коллекции для прочих членов семейства PSP.

Но и после того как цена упала, а Sony пообещала выпустить большую часть титлов в скачиваемом виде, продажи PSP Go оставались неудовлетворительными. Считается, что невозможность положить купленные игры на полку — буквально, дополнить стопку картриджей, показать друзьям или любоваться лично — сыграла свою роль в меньшей привлекательности новой приставки. Не скрывали разочарования и продавцы, которых лишили важного источника дохода: теперь они могли продавать только саму приставку, тогда как дистрибуция игр отходила под полный контроль Sony.

Опыт, накопленный за время работы над PSP Go, учтён в только что вышедшем игрофоне Xperia Play. Но что касается настоящих игровых приставок, вплоть до выпуска NGP, единственной портативной консолью компании на рынке останется PSP-3000.

Эта реинкарнация PSP сама по себе заслуживает отдельного разговора. Несмотря на почтенный возраст (запущена осенью 2008-го) и практически пересохший в последние два года приток новых игр, PSP-3000 продолжает продаваться очень хорошо. Считается, что причиной тому — её непреходящая ценность в качестве универсального медиаплеера (фильмы, музыка, книги). Но продажи идут настолько успешно, что временами эта двухгодичной давности модель превосходит по количеству проданных экземпляров даже конкурирующую приставку нового поколения Nintendo 3DS.

Sony PSP стартовала в 2004 году и к настоящему моменту разошлась по миру в количестве около 70 миллионов экземпляров. Оценка конечно же ориентировочная, но даже с учётом возможного разброса в миллионы штук, этот показатель вдвое меньше общих продаж для консоли-конкурента, Nintendo DS. Последняя вышла на рынок тогда же, в 2004-м, и продана тиражом около 140 миллионов. Стоит ли повторять здесь, как много надежд возлагалось на Nintendo 3DS — портативную приставку нового поколения, наделённую не имеющими аналогов аппаратными функциями?

N3DS попала на японские прилавки в конце февраля, в Европе и США её увидели в конце марта — и первые дни вроде бы подтвердили ожидания: 400 тысяч проданных приставок в Штатах и 300 тысяч в Европе сделали Nintendo 3DS самой продаваемой игровой приставкой всех времён и народов. Однако эйфория старта схлынула так же быстро. К настоящему моменту недельные продажи N3DS во всех регионах неуклонно слабеют. Сам по себе этот факт неудивителен, но настораживает сравнение с другими участниками рынка.

То тут, то там появляются данные, свидетельствующие об уменьшении количества проданных за некоторый период N3DS ниже аналогичного показателя для PSP-3000. Вы можете себе это представить? Приставка нового поколения уступает древней модели, для которой фактически прекращена разработка софта!

Пытаясь объяснить этот курьёз, аналитики отмечают, что аппаратные характеристики в данном случае не имеют значения. Всё дело в широте выбора программного обеспечения, а здесь новинка Nintendo пока уступает своему конкуренту от Sony. Оригинальных игр для N3DS вышли единицы, для большинства анонсированных титлов пока не назначена даже точная дата релиза. Обратная же совместимость с семейством DS ослаблена рядом неприятных ограничений. В результате некоторые продавцы уже снизили цену на новую приставку, пытаясь стимулировать спрос в пасхальные праздники и на летний период.

Игры в расширенной реальности (augmented reality, AR) — одна из сильных сторон Nintendo 3DS.

Впрочем, даже самые отъявленные пессимисты согласны, что хоронить N3DS рано, и до Нового года, когда ожидается появление Sony NGP, новая приставка себя ещё покажет. Интересней другое: последние игровые инициативы Sony и Nintendo связывает один общий аспект, способный уже в скором будущем негативно отразиться на привилегированном положении портативных игровых консолей в целом.

Взгляните на технические спецификации новых приставок и их возможные области применения. Nintendo 3DS — это, кроме игр, сенсорный дисплей, интернет-сёрфинг, HD– и 3D-видео (в мае будет доступ к Netflix), возможность использования цифровой модели дистрибуции (DSiWare). Sony NGP, вдобавок к уже упоминавшимся тач-панелям и HD, это ещё и центральный процессор на основе ARM Cortex-A9 и графический чип SGX543. Ничего не напоминает?

Да, внутренности NGP почти один в один воссоздают iPad 2, а обе приставки вместе пересекаются функционально с молодым племенем смартфонов и планшеток (см. «Процессор Apple A5: какие тайны скрывает сердце нового Айпада?»). Когда Sony PSP и Nintendo DS осваивали рынок, iPhone и iPad существовали лишь в воображении одного человека. Сегодня же тот, кто не охвачен сервисами Apple, стоит в очереди за «Андроидом».

Конечно, новомодные устройства общего назначения не так удобны для игр, как продуманные до мелочей портативные консоли. Зато у них есть два несомненных преимущества: игры для смартфонов и планшеток стоят на порядок дешевле, а развитое программное обеспечение облегчает их использование для решения самого широкого круга задач.

Эксперты (NPD Group и др.) говорят прямо: игнорировать конкуренцию игровых консолей с портативными недокомпьютерами более невозможно. И на успехе Nintendo 3DS и Sony NGP это обстоятельство обязательно скажется.


PSP_Go,3DS,Sony,Nintendo,игровая_приставка,PSP,augmented_reality,iPad,планшетка,смартфон




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены