Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/2498
22.09.2011

Ну стучитесь же, открыто! Google+ приглашает всех

После почти трёх месяцев тестирования в закрытом режиме (регистрация была возможна только по приглашениям) социальная сеть Google+ открылась для всех желающих. Это не первый социальный проект Google (о печальном прошлом см. «Гугл Плюс»), но тем бережней поисковый гигант вынашивает своё новое детище.

С самого старта компания ведёт скрупулёзный подсчёт новых функций, добавляемых примерно по одной в день. Официальный пуск довёл их количество до ста: теперь, в частности, в G+ есть встроенный поисковик, а видеоконференции Hangouts доступны из мобильного приложения для Android.

Принципиальная особенность Google+ и её главная приманка — акцент на приватности. Благодаря оригинальной архитектуре, пользователь может гибко и в то же время просто управлять правами на доступ посторонних к публикуемым материалам. Это выгодно отличает G+ от открытого всем ветрам Facebook. Другой плюс кроется в необычном наборе базовых функций. Круги друзей, групповые видеоконференции, органично вписавшаяся в социальный контекст кнопка «+1» выделяют G+ на фоне множества стандартных соцсетей, слепленных по фэйсбуковскому шаблону.

Google жизненно необходимо отыскать ту июзминку, которая заставит публику, уже охваченную существующими социальными сетями, тратить время на ещё одну. Проблема в том, что Facebook и его последователи давно перешагнули рубеж необходимого и достаточного функционального минимума (см. «Личная жизнь в соцсетях»). Средний пользователь здесь вполне удовлетворён имеющимся набором функций и переманить его в новую сеть, упирая только на её оригинальные возможности, увы, похоже невозможно.

Руководит Google+, как и прочими социальными проектами Google, вице-президент компании по технологиям Вик Гундотра. Текущие трудности он считает ерундой. Людям свойственно делиться информацией, поэтому конкуренция — это нормально. Но самым популярным способом е-общения остаётся электронная почта, так что G+ есть куда расти. (фото: Niall Kennedy)

Не поймите превратно, G+ растёт — или по крайней мере росла. Росла быстрее, чем Facebook, Twitter или MySpace в начале их карьеры: тем потребовалось от двух до трёх лет на то, что Google+ сделала за месяц. Сегодня каждые сутки здесь публикуются свыше миллиарда контент-единиц. И если верить прогнозам (Bloomberg и др.), к годичному юбилею ею будет пользоваться только в США каждый пятый житель. Допуск всех желающих и, со временем, несовершеннолетних (согласно плану, в обозримом будущем доступ получат дети от 13 лет и старше) наверняка выгнут кривую роста ещё круче вверх. Но даже более чем впечатляющие результаты первых трёх месяцев заставляют задуматься.

Отметку в 10 миллионов G+ перешагнула через две недели после старта. Планка 25 миллионов была взята через месяц. С тех пор заметных изменений не произошло. Google об успехах своего проекта не распространяется, а сторонние наблюдатели называют слегка различающиеся цифры — кто больше, кто меньше, но вращающиеся вокруг всё тех же 25 млн. человек. С одной стороны, это несомненное достижение. С другой — исчезающе мало, если сравнивать с 750 миллионами Facebook или 150 – 200 миллионами Twitter.

Google+ очевидно попала в замкнутый круг: обыватель, избалованный крупными соцсетями, не видит ценности в ещё одной, где нет никого из его друзей — а друзья не подключаются по той же самой причине. Не спасают ситуацию даже знаменитости, которых в G+ хоть отбавляй: тут вам и will.i.am, и Линус Торвальдс, и Бритни Спирс, и даже Саша Грей.

Хуже того, вялый рост сети убивает энтузиазм её ранних участников. Согласно нескольким (пусть и грубым) исследованиям, активность (среднестатистическое количество публикаций на пользователя) в G+ падает с момента открытия. Происходит это, вероятно, по той же самой причине: зачем писать, если никто не читает?

В октябре исполнится полгода с момента вступления Ларри Пейджа в должность генерального директора Google. Взяв компанию в ежовые рукавицы, новый CEO сократил десятки побочных проектов и сделал акцент на социальных инициативах. Ларри мечтает превратить сервисы в аналог зубной щётки, которой люди пользуются каждый день. (фото: Robert Scoble)

Отсюда и нарастающая волна критических публикаций с предельно пессимистическими выводами. Поскольку G+ очевидно не предложила ничего сногсшибательного, что заставило бы публику массово мигрировать в новую сеть или хотя бы время от времени уделять ей внимание, детищу Google предстоит быть забытым и скоро закрыться, либо довольствоваться ролью мелкого игрока на социальной сцене. В любом случае это далеко от того, о чём мечтает Ларри Пейдж.

И всё же торопиться с похоронами не стоит. У Google припасён козырь: программный интерфейс. Все три месяца, что шли закрытые испытания, Google+ API был доступен только узкому кругу избранных сторонних разработчиков (их силами написаны полтора десятка игрушек в секции Google+ Games). И только с прошлой недели компания начала открывать API. Пока большая часть раскрытых функций доступна в режиме «только для чтения», а значит, не позволяет использовать ресурсы G+ полноценно. Но и это уже шаг вперёд. Ведь нетерпение столь велико, что энтузиасты исследуют устройство G+ самостоятельно, и даже пытаются своими силами составлять неофициальный программный интерфейс.

После того, как API G+ будет опубликован полностью, следует ждать как появления множества программ, работающих в самой социальной сети, так и добавления поддержки G+ в уже существующие программы, к примеру, для смартфонов. Новые способы доступа к G+, новые идеи её эксплуатации, которые неизбежно появятся в результате такого мозгового штурма, так же неизбежно отразятся на её популярности. Именно тогда следует ждать качественного перелома и, возможно, начала экспоненциального роста населения G+.

Конечно, конкуренты тоже не дремлют. Facebook сегодня, на собственной конференции F8, планирует презентовать несколько масштабных новинок и модификаций. Но это уже другая история.


Google+,социальная_сеть,приватность,Facebook




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены