Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/23729
24.10.2012

Дорогая, я уменьшил Айпад: кому нужен iPad mini?

Минувшей ночью компания Apple представила очередную модель планшетки iPad. Вообще, по сложившейся традиции, осень — пора Айфонов, Айпады презентуются весной. Однако был хороший повод изменить привычке, ведь новинка, прямо скажем, из ряда вон: в подтверждение бродившим полгода слухам, новый iPad оснащён экраном с диагональю всего в 7.9 дюйма (200 мм), что заметно меньше привычных 9.7 дюймов (250 мм).

Разница в весе с предыдущей моделью и того больше (новый продукт весит около трёхсот грамм, против 650 у полноразмерной сестрёнки). Отсюда и название: iPad mini (правильно именно так, с маленькой буквы). Итак, встречайте уже в первой половине ноября: 329 долларов за версию с Wi-Fi и 459 за версию с поддержкой скоростной сотовой связи LTE. Идеальный подарок на Рождество и Новый год!

Останавливаться подробней на внутреннем наполнении новой модели особого смысла нет. iPad mini — фактически «ужатая» и лишь слегка модернизированная версия прошлогоднего iPad 2. То же разрешение экрана и пропорции сторон (1024х768, просто с чуть более высокой плотностью точек на миллиметр, за счёт меньшего физического размера), те же десять часов работы от батареи и тот же микропроцессор (A5). Из нового только операционная система (iOS 6), позаимствованные у iPad 3 передняя и задняя камеры. Кто-то шутки ради даже предложил именовать новинку «Айпадом 3S», но Apple очевидно не до шуток. Мини стала ответом на неожиданно взорвавшийся рынок 7-дюймовых планшеток (Kindle Fire, Nexus 7, Nook Tablet, Galaxy Tab и мн. др.) — и не случайно Тим Кук и Фил Шиллер, презентовавшие новинку, прямо сравнивали её с гугловской Nexus 7.

Сравнение, естественно, получилось не в пользу Google: Мини и тоньше, и легче, и прочней (металл, не пластик!). Но знатоки рекомендуют не торопиться с выводами до проведения независимых тестов: как минимум заявленное превосходство по производительности и качеству экрана вызывают сомнения.

Впрочем первые прогнозы вполне благоприятны. Благодаря компактности и уникальной насыщенности контентом (тут и музыка, и книги, но главное — приложения от полноразмерных Айпадов заработают на мини-версии без доработки, ведь экран и железо в общем те же), Мини перетряхнёт мобильный сектор, став новым законодателем мод среди маленьких планшеток.

Ещё три года назад Стив Джобс лично обсмеял идею 7-дюймовых планшеток (мол, пользователям потребуется наждачка, чтобы заточить свои пальчики; а если серьёзно, Стив считал, что для полноценных планшетных приложений на таком экране маловато места). Сегодня ночью на вопрос, что же изменилось, Тимоти Кук парировал: Стив говорил про семь дюймов, а у нас почти восемь! (фото: Apple)

По разным оценкам, компания планирует продавать по одной Mini на каждые один-два полноразмерных Айпада. Что удвоит мировой рынок 7-дюймовых планшеток и значительно усилит слабеющие позиции семейства iPad. На данный момент Apple продала 100 миллионов Айпадов и хоть давление со стороны Android непрерывно нарастает, яблочники всё ещё генерируют в штуках сильно больше половины мировых планшетных продаж.

Тут, впрочем, определённость заканчивается и начинаются догадки. Как и у всякого продукта, у Mini должна быть своя целевая аудитория, но Apple на этот счёт не распространяется, а комментаторы здорово расходятся в мнениях.

Одни верят, что миниатюрный Айпад оценят геймеры: меньший экран при значительной микропроцессорной мощи делает его более удобным для игр, нежели полноразмерную модель с дисплеем ультравысокого разрешения (то, что Apple именует «ретина-дисплей»). Другие предрекают Мини успех среди школьников и студентов, а также слабого пола: компактность, лёгкость упрощает переноску, уменьшает риск механических повреждений. Третьи убеждены, что iPad mini станет второй домашней планшеткой для тех, кто уже обзавёлся полноразмерным Айпадом. Наконец, есть и такие, кто считает, что Мини будет востребована любыми пользователями, работающими с планшеткой на ходу, где преимущества миниатюрности бесспорны.

Последний аргумент наводит на мысль, что iPad mini может стать конкурентом своей более крупной сестрёнки, оттянув на себя часть внимания. Но Apple, похоже, верит (и аналитики согласны), что общий эффект от запуска новой версии планшетки будет положительным. Сравнительно дешёвая Мини вовлечёт в экосистему Apple тех покупателей, которые не решались приобрести iPad ранее. А уж попав сюда, они вряд ли планшеткой ограничатся: кому-то захочется iPhone, кому-то Mac. Обычный «гало-эффект», которым компания наслаждается с момента возвращения Стива Джобса.

Сегодня же Apple представила и обновлённый iPad 3 — с более мощным процессором (A6X) и разъёмом Lightning. Вот откуда путаница в исчислении поколений. Правильно так: вышедший весной iPad 3 — третье поколение, представленный сегодня обновлённый iPad 3 — четвёртое поколение, iPad mini — пятое поколение (фото: John Bradley).

Вся прелесть случившегося, равно как и главная опасность, подстерегающая Apple, заключается в значительной разнице цен между миниатюрным Айпадом и близкими по размеру мини-планшетками других производителей. Если в сегменте ультрабуков и полноразмерных планшеток продукция Apple вне конкуренции по цене, то iPad mini стоит чуть ли не вдвое дороже изделий конкурентов. Для андроидовских планшеток с диагональю 7 дюймов стандартом де-факто стали 200 долларов: столько просят за Nexus 7, Kindle Fire, Nook Tablet. На что надеется Apple, назначая цену в 329 долларов? Уж не алчность ли причиной?

Тут стоит вспомнить, что Apple и её основные конкуренты зарабатывают по-разному и, соответственно, формируют цену исходя из разных соображений. Amazon продаёт Kindle Fire с небольшим убытком для себя или «в ноль», но с лихвой возмещает потерянное после, снабжая покупателей контентом. Google, тоже торгующая в лучшем случае в безубыток, преследует свои цели (популяризация Android, поисковый бизнес, онлайновая реклама). Apple же пытается зарабатывать на продаже самих устройств — и не отступила от этого правила даже для Mini. Кое-кто считает, что таким образом она оставляет себе пространство для манёвра: в случае чего, компания сможет понижать цену на Mini вплоть до себестоимости (ориентировочно, те же 200 долларов), получая тем самым дополнительное преимущество перед соперниками.

Вот только так ли уж неизбежен успех новой планшетки? Apple ведёт себя по меньшей мере необычно, если не сказать странно. Никогда раньше не проводившие прямых параллелей с конкурирующими продуктами, её руководители теперь не стесняясь воспевают преимущества Mini, пуская фоном фотографии гугловской Nexus 7 (почти дословная цитата: «они тоже пытались, жалкие неудачники!»).

Раньше Apple всегда шла своей дорогой, пытаясь предвосхитить желания пользователей и быть на шаг впереди конкурентов, теперь же следует в направлении, указанном другими. Наконец никогда прежде Apple не пробовала втиснуться в бюджетную категорию — а теперь, судя по всему, надеется основать премиальный субсегмент в сегменте дешёвых планшеток.

Хочется верить, она пробует извлечь урок из ошибок прошлого. Когда-то высокомерное пренебрежение идеей дешёвых персоналок чуть не свело её — изобретателя персонального компьютера! — в могилу. Возможно сегодня она просто пытается не наступить на те же грабли, поднимая планшетную целину. Однако биржа оптимизм Кука и компании не разделяет: акции Apple, основательно просевшие ещё до презентации iPad mini, после презентации двинулись дальше вниз.

Рискну утверждать, в следующие сутки на голову наследников Джобса прольётся ледяной душ сомнительных, критических и просто едких комментариев. Последнее слово, впрочем, за покупателями. Предрождественская шоппинг-лихорадка почти началась.


Apple,iPad,iPad_mini,планшетка,Nexus




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены