Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/13744
24.11.2011

Великий планшетный исход: кто останется на рынке через три месяца?

События в планшетном сегменте разворачиваются быстрее, чем предполагалось. Вот уже почти два года здесь идёт ожесточённая борьба пусть не за первое, но хотя бы тёплое место рядом с лидером, Apple. И по мере того, как претенденты множатся, а успехов у них не прибавляется, близится неизбежная развязка.

В конце концов, планшетки — всего лишь ещё один продукт, и как на любом рынке, за моментом, когда предложение значительно превышает спрос, всегда следуют болезненные перемены. Сегодня здесь ещё спокойно, но на горизонте уже собираются грозовые тучи — и буквально завтра гроза может разразиться в полную силу.

Завтра, 25 ноября, в США отмечается так называемая Чёрная пятница (англ. Black Friday): начало рождественского торгового сезона и день великих распродаж. Магазины в Чёрную пятницу открываются необычайно рано, на многие товары предлагается умопомрачительная скидка, и публика нередко занимает очередь ещё заполночь, чтобы не упустить самые вкусные предложения. Нынешний же предпраздничный сезон обещает быть и вовсе особенным. Тяжело больная экономика, видимо, негативно скажется на покупательной способности населения и, чтобы растормошить обывателей, ритейлеры готовы пуститься во все тяжкие: часть магазинов откроется чуть ли не вечером накануне, стоит ждать и необычно большого дисконта.

Что касается товаров, звездой в категории бытовой электроники безусловно станут планшетки. А что же ещё? 3D-телевизоры не оправдали надежд производителей, смарт-ТВ только начинает разворачиваться (см. «Умней, ТВ!»), игровые приставки проигрывают смартфонам (см. «Почему обесценивается Nintendo 3DS»), им же уступают позиции навигаторы (см. «Для чего Apple своя навигация?»), ультрабуки пока в зачаточном состоянии (см. «Ультрабук славьте!»).

Так на что ещё, кроме, может быть, смартфонов, делать ставку продавцам? Что необычного, нового и по приемлемой цене можно предложить публике, рыщущей в поисках хороших подарков? Конечно же планшетки!

Чёрная пятница часто бывает по-настоящему чёрной: в очередях ломают кости и даже давят насмерть и покупателей, и сотрудников магазинов. Оставшиеся в живых мрачно шутят: судя по этим толпам, с экономикой всё в порядке.

Но случилась поразительная вещь: большинство планшетных вендоров не стали тратиться на рекламу своей продукции в преддверии Рождества. За исключением трёх имён, агрессивно продвигающих свои товары, никто больше не счёл разумным устраивать гигантских промо-акций. У всех на слуху Apple с её iPad 2, Amazon.com с Kindle Fire, и Barnes&Noble с Nook Tablet (см. «Планшетки: цена и ценность»).

О прочих претендентах не слышно ни от них самих, ни от ритейлеров (Walmart, Best Buy и др.), тоже рекламирующих либо уже упомянутую троицу, либо, в редких случаях, уценённые сверхдешёвые планшетки, видимо, снимаемые с производства. Очевидным образом перекликаются с происходящим в Штатах и слухи с Тайваня, где поговаривают о возможном выходе ряда мелких вендоров из планшетного бизнеса.

Объясняется парадокс просто. Планшетки, которые сейчас выпускает едва ли не каждый PC-вендор, были интересным, но недешёвым экспериментом. Сложившаяся ситуация дала понять мелким производителям бесперспективность конкуренции с Большой планшетной тройкой. Продолжать работать над продуктом, продающимся в лучшем случае несколькими сотнями тысяч экземпляров в квартал (сравните: 200 тысяч Motorola Xoom против 11 миллионов iPad 2 за предыдущие три месяца), и при этом требующим постоянного обновления и активных исследований, скорее всего невыгодно.

До поры до времени с затратами мирились, но обострение хронического кризиса персоналок (см. «Почему наводнение в Таиланде топит PC?») заставит затянуть пояса.

Впервые ясно обозначился и разрыв между контент-политикой большинства планшетных вендоров и ведущей тройкой. Amazon, Apple и Barnes&Noble обеспечивают покупателей своих устройств всем необходимым, начиная с книг и заканчивая телесериалами. Пользователю, купившему iPad, Kindle Fire или Nook Tablet нет нужды больше ни о чём беспокоиться. Иначе обстоят дела с планшетками от мелких производителей, у которых нет собственных контент-магазинов и связей с поставщиками цифровых товаров, так что покупатель — за те же, заметьте, деньги — получает только железку.

И, кстати, о деньгах. Amazon и Barnes&Noble, сформировавшие категорию бюджетных планшеток (район 200 долларов), могут позволить себе эксперименты с ценой: ведь они продают устройства, чтобы потом продавать с их помощью контент. Подавляющее большинство конкурентов могут о таком только мечтать.

Таким образом праздничный рынок электроники — по крайней мере в Северной Америке, но вряд ли можно рассчитывать на принципиально отличающуюся ситуацию по эту сторону Атлантики — будет поделён между членами Большой планшетной тройки. Все прочие, а именно Acer, Asustek, Dell, HTC, Motorola Mobility, Research In Motion и даже, предположительно, Samsung, становятся кандидатами на выход. Они попытались откусить кусок планшетного пирога, но даже сложенные вместе их усилия почти незаметны на фоне Apple.

Согласно последним данным (NPD Group, ChangeWave и др.) с начала года в США было продано всего 1.2 млн. альтернативных планшеток, причём самой популярной оказалась HP TouchPad по ликвидационной цене от 99 долларов. А среди обывателей, намеревающихся приобрести планшетку до Рождества, больше 90% нацеливаются на устройства Большой тройки, тогда как наиболее продаваемое (из всё ещё производимых) семейство Samsung Galaxy Tab привлекает только 4% респондентов.

Утверждать, что кризис перепроизводства стал неожиданностью, будет несправедливо: о нём задумывались ещё в марте (см. мартовскую колонку «Почему Motorola Xoom залёживается на прилавках?»). Но никто не ждал, что ударит он по такому количеству игроков. Для кого-то этот удар может оказаться смертельным (фото: Yutaka Tsutano).

До сих пор немногие соглашались считать планшетки разновидностью персонального компьютера. Но последние события настоятельно требуют вернуться к этому вопросу. Без планшеток, рост PC-сегмента за этот год будет в лучшем случае нулевым. С планшетками вырастет почти на одну пятую. Так может быть пора признать, что тонкие, бесклавиатурные создания, заточенные под пальцевый ввод, это просто отпрыски персоналок?

Так для Research In Motion, распродающей сейчас PlayBook по 200 долларов (предположительно, себе в убыток), провал планшетной инициативы обернётся массовой миграцией корпоративных пользователей с платформы BlackBerry на альтернативные решения (скорее всего, от Apple) — просто потому, что деловой мир желает видеть планшетки в ИТ-инфраструктуре. HTC стала заложником высокой себестоимости своих необычных конструкций и, вероятно, тоже подумывает сейчас о закрытии проекта. Прочат выход из игры Motorola Mobility, так ничего и не добившейся за год, Acer и Dell, и даже позиции Samsung многим не кажутся такими уж прочными, какими их представляет сама компания.

Неудивительно, что план Nokia сделать к следующему лету собственную планшетку (на MS Windows 8) встречен, мягко говоря, скептически. В середине 2012 слабые уже покинут поле боя, сильные станут ещё сильней (и ценами, и железом, и контентом), так что Nokia и её генеральному партнёру, Microsoft, придётся как минимум несладко.

Ну а начинается это судьбоносное сражение прямо здесь и сейчас. По результатам продаж в Чёрную пятницу обычно можно судить о том, как сложится торговля в каникулы.


планшетка,перепроизводство,Чёрная_пятница,розница,кризис




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены