Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/20169
25.05.2012

Слухами земля полнится, или Кто придумал iTV?

Пару недель назад Сеть всполошила очередная сенсация от Apple. Терри Гу, таинственный владелец китайского гиганта микроэлектроники Foxconn, поделился с китайскими же журналистами сведениями о телевизоре, над которым его компания работает в настоящий момент по заказу Тима Кука. По словам мистера Гу, хоть производство аппарата ещё не началось, Foxconn уже завершила строительство предназначенной для этого фабрики. Заявление, конечно, странное, но нюансы никого не интересовали. Телевизор?! Вероятно, тот самый, что должен заменить приставку Apple TV (см. «Умней, ТВ!»). И, подобно пороховому складу, на котором чиркнули спичкой, Сеть взорвалась публикациями и комментариями.

В считанные дни «взрывная волна» пронеслась по тысячам веб-сайтов, обрастая подробностями. Вспомнили всё: и многообещающую ремарку Джобса в биографии Исааксона (над чем-над чем работал Стив в последние дни?), и то, какое место на мировом электронном рынке занимает Foxconn (первое), и в каких отношениях она состоит с «яблочниками» после «рабовладельческих» скандалов прошлого года (в замечательных). И — пошли дальше: мифическому продукту дали название (iTV, какое же ещё!), придумали для него алюминиевый корпус, залитый стеклом дизайн, предположили поставщиков контента, прикинули ценовой диапазон и профит. Рассказать про, или хотя бы упомянуть iTV почли за должное буквально все, от рядовых фанов-блоггеров до известнейших нерд-ресурсов вроде Gizmodo и респектабельных, класса Forbes. В стороне остались лишь Reuters и Bloomberg, да и те скорее по причине врождённой осторожности.

И вот через неделю, когда для iTV был проработан и дизайн, и бизнес-модель, найдены деловые партнёры, и Apple всего-то и оставалось представить сам продукт с подмостков, вдруг выяснилось, что ничего такого Гу не говорил. Редкие скептики, усомнившись в правдивости сообщения, стали копать и пришли к выводу: «утку» запустила газета China Daily. Впрочем правильней будет назвать ту публикацию неточной. CNN, переговорив с её автором, выяснила, что Гу, скорее всего, лишь обмолвился о планах Foxconn вступить в телевизионный бизнес. Обсуждать детали контракта с одним из крупнейших своих партнёров прилюдно Гу по понятным причинам просто бы не стал.

Такой вот он, телевизор от Apple. Точнее, один из концептов (фото: Guilherme Schasepen).

Но если вся история столь очевидно шита белыми нитками, почему такое огромное количество людей так легко приняли её за подлинную? Часть вины тут, конечно, лежит на Китае. При всей кажущейся открытости и демократичности, никто не знает, что происходит там на самом деле: цензура и языковой барьер делают вытекающий из Поднебесной информационный ручеёк едва заметным (см. «Как собирают Китайский Народный Микропроцессор»). И если китайское СМИ публикует какое-то сообщение, его считают правдивым по умолчанию, пока не доказано обратное. Впрочем Китай если и виновен, то лишь отчасти. Главные виновники произошедшего — сетяне и сама Сеть, формирующие поистине идеальную среду для распространения слухов.

Что такое слух? Однозначного определения этому феномену до сих пор не дано. Исследователи сходятся лишь на том, что в основе его лежит некое утверждение, быстро проверить достоверность которого трудно или невозможно вовсе. До появления глобальных коммуникаций скорость распространения слухов была существенно ограничена способностями человеческого существа. Интернет и социальные сети сняли любые ограничения: слухи сегодня разлетаются со скоростью света — и если это преувеличение, то лишь незначительное.

Моделируя процесс мультипликации сплетен через Twitter, учёные констатируют: всего за восемь шагов «горячая новость» способна охватить почти девять десятых пользовательской аудитории отдельно взятой сети. Несмотря на децентрализацию и отсутствие чёткой иерархии, Twitter, Facebook и им подобные оказались своего рода сверхпроводником для слухов, превзойдя по своим «проводящим» качествам даже воображаемый городок, где каждый житель знает всех других в лицо. Пожалуй единственное действительно полезное качество соцсети в такой ситуации — способность сохранить первоначальный смысл передаваемой из уст в уста вести, не извратив её в процессе передачи.

Ходил слух, что Джобс, продумывая варианты названия для компьютера Макинтош, остановился было на странном Bicycle (англ. велосипед). Фаны изобразили, как это могло выглядеть (фото: MattsMacintosh).

Способность терять детали и обрастать новыми, часто вымышленными, составляет одно из фундаментальных свойств слуха. Вне Сети, где человек редко слышит одну и ту же сплетню от нескольких знакомых сразу, всего через несколько шагов передаваемое сообщение теряет до двух третей содержавшейся в нём информации. Кроме того, не каждая новость способна стать слухом: она должна казаться достаточно достоверной (иначе быстро потухнет на барьере доверия отдельных узлов), удовлетворять эмоциональную потребность аудитории в информации определённого сорта (о скорой амнистии, скором окончании войны, начале кризиса, выпуске нового смартфона в конце концов), быть легко запоминающейся и обладать понятным сюжетом.

При должном соблюдении всех перечисленных условий, слух способен стать грозным оружием в руках его автора. Этим как минимум со времён Второй Мировой войны пользуются, к примеру, спецслужбы развитых стран, формируя общественное мнение в соответствии с государственными интересами. И конечно пользуется бизнес. Скажем, первым сообщить об утечке информации из заводских цехов, первым озвучить планы обожаемой публикой корпорации — это уже половина успеха для СМИ (читатель привлечён, реклама продана). И пусть на поверку в истории не отыщется ни единого слова правды, не беда: слухи любят вовсе не за правдивость!

Кстати, сколь легко запустить в Сети слух, столь же сложно его и остановить. Методы противодействия тоже сформулированы и применяются, но когда речь идёт о глобальной сети, локализовать очаг «инфекции» невозможно. Погасить интернет-сплетню можно лишь запустив ещё одну, противоположного смысла.

Но вернёмся к Apple. В её случае слух почти всегда разрастается до размеров коллективной галлюцинации: компания так скупа на пресс-релизы и презентации, что покупатели вынуждены заполнять месяцы ожидания фантазёрством. Вспомните, с каким обожанием и тщательностью рисуются концепты следующего Айфона, ведь порой их буквально выпиливают в металле (см. «Пятёрки не будет»)! И совсем не случайно статья про слухи в англоязычном разделе Википедии ведёт на статью «Сообщество Apple»: команду Тима Кука (а до него — команду Стива Джобса) подозревали и будут подозревать в умышленной генерации сплетен.

Слух — не требующий подтверждения, подпитывающийся молчанием официальных лиц и «отказом от комментариев» в нужные моменты — может быть чудесной находкой для любого бизнеса, но для традиционно молчаливой Apple он и вовсе чистое золото. Оставленный на барной стойке прототип смартфона, туманный намёк в биографии, оговорка на публике — и вся Сеть снова говорит только об Apple.

Так что история с iTV конечно же ничего не изменит. Откройте любой новостной коллектор: iTV уже забыт, блоггеры и пресса обсуждают следующие «новинки». Два прототипа пятого Айфона. Неубиваемое стекло для него же. Полный Microsoft Office для iOS. Ничего этого пока ещё нет. Но вдруг случится?


Apple,ТВ,слух,Foxconn,умная_вещь,социальная_сеть




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены