Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/23763
25.10.2012

Золотые предки: сколько стоит цифровая генеалогия?

На фоне суеты вокруг iPad mini сравнительно незаметно промелькнула история о покупке группой частных инвесторов из Европы (Permira) американской компании Ancestry.com. Последняя занимается темой, о которой многие наверняка слышали, но на серьёзное увлечение которой большинству никогда не хватает времени: генеалогией.

По актуальности для широкой публики, но, к сожалению, и количеству шарлатанов генеалогия граничит с астрологией — вот почему ещё популярная пресса внимания на сделку не обратила. А ведь там есть как минимум одна деталь, заставляющая присмотреться к случившемуся. Во-первых, Ancestry купили не сразу, а в результате своеобразного аукциона, тянувшегося несколько месяцев и принёсшего несколько не удовлетворивших компанию предложений. Во-вторых, победитель, Permira, оценил акции Ancestry в 32 доллара за штуку, что на 40% выше их июньской рыночной цены (когда собственно и начали подыскивать покупателя) и составляет в общем выражении один и шесть десятых миллиарда долларов.

Генеалогия — наука о родственных связях, предполагающая сбор и систематизацию любых сведений, проливающих свет на степень родства. Она не чета, скажем, истории, математике или литературе, потому что обречена вечно играть роль второго плана: она всего лишь помогает уточнить отношения между историческими персонажами. Приятная особенность в том, что помимо царей, президентов и прочих индивидов, попавших в учебники, генеалогия может быть полезна и для удовлетворения любопытства и тщеславия широкой публики. Кому же не интересно узнать, куда уходят семейные корни? Методы тут используются самые разные, от классического изучения церковных метрик до анализа ДНК, но наличия одних лишь технологий для коммерческого успеха в этой области мало. Нужно ещё что-то — и это что-то очевидно есть у Ancestry.

Ancestry.com сама достойна генеалогического исследования. Стартовав как издатель тематической литературы в начале 80-х, он не раз меняла имя, подвергалась переформированию и переходила из рук в руки. Во второй половине 90-х она открыла для себя Веб, а три года назад решилась на IPO. Сегодня ACOM (таков её биржевой тикер в системе NASDAQ) именует себя мировым лидером в области онлайновой фамильной истории — и имеет на это полное право.

Абсорбируя все доступные базы данных, дополняя их сведениями из личных архивов миллионов своих пользователей, компания накопила свыше 10 миллиардов записей, около 4 миллиардов личных профилей и 39 миллионов выстроенных по ним фамильных деревьев. Часть этих сведений бесплатно доступна онлайн (на её центральном и нескольких родственных веб-сайтах), оставшееся предлагается за отдельную плату. У Ancestry миллионы эпизодических клиентов и два с лишним миллиона подписчиков, каждый из которых платит от 13 долларов в месяц. В прошлом году она выручила 400 млн. долл. (заработав 63 млн. чистыми), в этом ожидает выручку в районе 480 миллионов.

Типичный результат генеалогического исследования на Ancestry.com: фамильное древо. Зелёные листочки сигнализируют наличие применимых к данному узлу платных опций (графика: Ancestry.com).

Особенным Ancestry делает не только объём накопленных сведений, но и инструментальный арсенал. Компания традиционно агрессивно адаптирует новые технологии: в 80-х она уже выпускала программное обеспечение для персоналок, облегчающее построение генеалогического древа, в 90-х вместе с первой волной дот-комов открыла для себя Веб, в нулевых запустила мобильные приложения, а сегодня, например, прорабатывает ниву генетической генеалогии (пользователь присылает образец своей ДНК и родственные связи обнаруживаются автоматически; подробнее ниже).

Параллельно, только за последние пять лет, она поглотила несколько родственных дот-комов помельче, а также обзавелась одной из крупнейших международных баз данных человеческих ДНК. Permira надеется распространить успех Ancestry за пределы англоязычных стран, начав с западной Европы.

Генеалогия — наука старая, насчитывающая минимум пять столетий. Но сегодня переживает второе рождение, обусловленное отчасти искусственными, а больше естественными причинами. С одной стороны, интерес к ней хорошо подогревается рекламой. В последние годы на западном телевидении с успехом крутятся телешоу наподобие британского «Who do you think you are?» (суть: прилюдное изучение родословной какой-нибудь знаменитости); американскую версию передачи спонсировала Ancestry, считающая это крайне полезным для посещаемости сайта. И «на ура» идёт реклама премиального генеалогического туризма: говорят, в прошлом году в Штатах комфортное паломничество к местам происхождения рода было самым быстрорастущим сегментом рынка путешествий.

Вторая причина — естественная. Сегодня, по сравнению с концом XX века, через Интернет доступно поистине огромное количество записей, содержащих полезную для генеалогии информацию. Переписи населения, списки избирателей, всевозможные военные архивы (от призывников до погибших) , иммиграционные таблицы, записи родильных домов, эпитафии, списки пассажиров и так далее, и так далее — огромный пласт генеалогически-ценной информации, накопленной человечеством за последние века, в значительной степени уже оцифрован или переводится в цифровую форму. Ancestry, по всей видимости, не скупится на приобретение доступа к этих сведениям: именно из них и составлена в значительной степени её собственная унифицированная база данных.

Вот, кстати, пример любопытной находки на Ancestry.com: Митт Ромни (слева), один из претендентов на президентское кресло в США, оказался дальним родственником семейства Буш и ещё четырёх американских президентов.

Наконец, есть ещё одна причина, новаторская, потенциально способная беспрецедентно увеличить интерес к генеалогии. Это сращивание её с генной инженерией. Геном каждого из нас — замечательная микроскопическая хроника, хранящая сведения о многих поколениях наших предков. На физическом уровне сравнение двух ДНК — всего лишь математика, обнаружение идентичных последовательностей. Но для конкретного человека это почти всегда волшебство.

Сопоставляя друг с другом гены разных людей можно не только выявить глубину родственных связей, но и подтвердить или опровергнуть само наличие родства, определить принадлежность к той или иной национальной группе, региону планеты. Оборудование для анализа ДНК стремительно дешевеет (см. «Ваш геном за тысячу долларов») и Ancestry одной из первых поставила генетическую генеалогию на коммерческие рельсы. Уже несколько лет её клиентам доступен один из видов ДНК-анализа, а в ближайшее время планируется внедрение более универсального теста.

У Ancestry с её популярностью есть хороший шанс быстро построить самую полную генетико-генеалогическую базу данных в мире. Конкуренты тоже не спят (MyHeritage.com идёт параллельным курсом), но проблема ещё и в том, что оценить смысл и потенциал такой базы, представить размеры будущего рынка рядовой инвестор не в состоянии (просто в силу того факта, что ничего подобного раньше не случалось). Публика по-прежнему считает генеалогию родной сестрой астрологии, наглядным доказательством чему — резкое (почти на треть) уменьшение капитализации компании, случившееся после того, как NBC «зарубила» спонсировавшееся Ancestry генеалогическое телешоу.

А CEO компании, Тим Салливан, называет рынок генеалогических услуг «огромным и всё ещё девственным». Permira, выложившая миллиард шестьсот, с этим очевидно согласна.


Ancestry,генеалогия,геном,Permira




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены