Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/149614/bigmac/
27.05.2016

Восстание машин: сценарий «Макдональдса»

«Восстание машин» традиционно связано в нашем сознании с некоторым масштабным событием, которое запускает цепочку катастрофических изменений. Ядерная война, создание сверхразума, вручение ключей от важных элементов инфраструктуры искусственному интеллекту и тому подобное. Тяга фантастов и кинорежиссёров к масштабу понятна: это должно впечатлять. Но очень может быть, что на самом деле первое по-настоящему серьёзное столкновение живого творца и его электронного детища — столкновение, которое коснётся десятков миллионов человек — произойдёт по поводу самому банальному. Такой сценарий на днях обрисовал не кинорежиссёр, не фантаст — бывший гендиректор McDonald’s Эдвард Рензи. Пусковым событием по его мнению может стать увеличение минимальной оплаты труда выше некоторого уровня.

Рензи, занимавший пост CEO крупнейшей бутербродной сети большую часть 90-х, не записывался в футурологи. Сказанное им было ответом на протесты, которые планируют устроить перед штаб-квартирой «Макдональдса» активисты, ратующие за увеличение МРОТ до той самой заветной отметки, а именно до 15 долларов в час. Работникам фастфуда платят особенно мало, так что неудивительно, что «Макдональдс» служит одной из главных целей для голосующих за повышение зарплаты.

Нападают, впрочем, не только на «Мак». Страсти вокруг $15/час кипят в Соединённых Штатах последние годы и особенно месяцы. Грубо говоря, активисты пытаются сделать эту сумму официально утверждённым минимумом — и добиваются этого самыми разными способами, включая давление на законодателей и акции протеста. Низкая заработная плата видится им попыткой корпораций сэкономить за счёт государства: работники, зарабатывающие недостаточно, добирают остальное, участвуя в государственных программах помощи малоимущим (есть факты, это подтверждающие). Так почему не заставить бизнес сразу платить достаточно и тем самым разгрузить бюджет? Тем более, что (с учётом инфляции) среднестатистический работоспособный американец по сравнению с 70-ми стал получать лишь на единицы процентов больше, а работники низшего звена и вовсе получают меньше.

9 долларов в час зарабатывает среднестатистический работник американского общепита — и мечтает о 15. Кто-то спросит: а вы не зажрались? Но правильный вопрос на самом деле: за сколько «согласится» делать ту же работу робот?

И в общем не удивительно, что весы склоняются в пользу повышения МРОТ. Несколько городов и штатов (в том числе Калифорния и Нью-Йорк) уже утвердили «пятнашку» законодательно, обязав бизнесы провести повышение поэтапно в следующие три-пять лет. Полученные ими промежуточные результаты тщательно анализируют соседи — предполагая, что, как и с любым экономическим вопросом, тут наверняка всё не так просто, как кажется.

Противники повышения МРОТ, конечно, тоже есть, хоть их и меньше, и ведут они себя не так громко. Их позиция простая: заставив работодателей платить больше, государство ударит и по работодателям, и по работникам. Поскольку труд станет дороже, часть рабочих мест будет сокращена, на оставшиеся возникнет огромный конкурс, да и требовать от человека станут больше. По крайней мере некоторые из этих опасений уже подтверждаются на практике (в частности, в Сиэтле), что добавляет уверенности голосам скептиков. Однако никто из протестующих против подъёма МРОТ пока не превзошёл по амплитуде Эдварда Рензи.

В понимании Рензи, ситуация на рынке труда сегодня определяется двумя тенденциями. Первая — это установившийся крен в сторону повышения МРОТ. Вторая — удешевление электронной техники, способной заменить человека. Как только две этих кривых пересекутся, общество ощутит последствия самым непосредственным образом. Но когда этого ждать? В интеллектуальных профессиях до пересечения двух кривых ещё далеко. А вот в фастфуде оно может случиться уже в этом году: здесь труд низкоквалифицированный, рутинный, а потому хорошо поддающийся автоматизации. Рензи, опираясь на богатый личный опыт (он начинал в McDonald’s в 60-х, с самых низов), утверждает, что 15 долларов в час как раз и станут роковой отметкой.

«Я гарантирую, что как только $15 станет национальным минимумом, вы увидите такую потерю рабочих мест, какой не видели даже в страшных снах» — вот, слегка перефразируя, что он заявил журналистам. По его мнению, ресторану дешевле будет купить механическую руку (а-ля Baxter?) за 35 тысяч, чем нанимать живого человека для неэффективной упаковки еды за 15 долларов в час. А тем, кто не верит, что такое возможно, стоит вспомнить, что сорок лет назад в каждом ресторане «Макдональдса» работала в среднем вдвое большая команда. Скажите спасибо технике!

И Рензи не единственный из практиков, кто разделяет такую точку зрения. Оглянувшись, и в Штатах, и за их пределами, обнаруживаются несколько крупных сетей быстрого питания, следующих тем же курсом. Wendy’s, KFC, Pizza Hut, CKE Restaurants и другие уже перестраивают свои заведения. Начинают все с автоматизации приёма заказов (роботы, автоматические киоски): как выяснилось, новому поколению так даже удобней — оно почему-то предпочитает общаться с машиной, а не с человеком. Но засматриваются рестораны и на кухонных роботов, тем более что выбрать есть из чего: Рензи, собственно, шёл с выставки «достижений кухонного хозяйства» National Restaurant Show.

Конечно, скептики выставили обычные возражения: мол, цена «робочаса» складывается не только из стоимости аппарата — потребуется ещё перестройка зала, выявление и устранение ошибок, обслуживание техники и т.п. Однако и живой работник это не только доллары в час (тут Рензи поддержал Энди Паздер, гендиректор CKE), а ещё и больничные, отпуска, опоздания, человеческие ошибки, склоки с коллегами и начальством, плохое настроение по утрам, даже обычная вежливость, присущая далеко не каждому. Учтите всё это и идея заменить человека роботом покажется привлекательной вдвойне.

Чистый итог дискуссии? По крайней мере в Соединённых Штатах машины могут начать ломать ситуацию на рынке труда уже в текущем году. Распространение тенденции по миру задержится, поскольку сети быстрого питания, как правило, строятся по схеме франчайзинга и партнёров не обязывают ставить роботов, а только рекомендуют. Но если затея окупит себя в США, то Европа следующая в очереди. А там дойдёт и до нас.

P.S. В статье использованы иллюстрации Thomas Hawk, Jenya Kushnir.


McDonald's,фастфуд,автоматизация,МРОТ,кадры,Эдвард_Рензи,робот




Евгений Золотов, 1999-2017. Личный архив. Некоторые права защищены