Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/12634
27.06.2011

Гарри Поттер и глобальная сеть: для чего Джоан Роулинг построила Поттермор?

Судьба часто несправедлива к авторам литературных шедевров. Их личность, да и талант попадают в тень ими же выдуманных персонажей. Говорят, Конан Дойль ненавидел Шерлока Холмса, затмившего прочие творения своего создателя. Сегодня история повторяется с другим английским писателем.

Начавшая карьеру сказочника в шесть, в двадцать пять наткнувшаяся на идею, которая покорила миллионы читателей и принесла миллионы ей самой, но прежде ставшая матерью-одиночкой, жившая на пособие и дошедшая до попытки самоубийства, Джоан Роулинг собственной персоной могла бы послужить героиней интереснейшего биографического повествования. Но публика знает только её Гарри — и Джоан благоразумно не противится течению.

Книжная эпопея Поттера завершилась в 2007 году, с выходом седьмого тома. Но, пообещав больше никогда не возвращаться к этой теме, Роулинг нарушила обещание на прошлой неделе, пригласив поклонников в Поттермор. Стартующий для ограниченной аудитории в тестовом режиме 31 июля и открывающийся для всех в октябре, Pottermore.com — официальный веб-портал, построенный при личном участии писательницы и посвящённый сказочному миру, в котором живёт юный волшебник.

Интригуя публику, Роулинг не раскрывает всех подробностей своего нового проекта. Поэтому о том, что будет представлять из себя Поттермор, пока известно немного. Здесь точно будут небольшие рассказы Джоан, раскрывающие неизвестные ранее подробности из жизни Гарри и его окружения. Будет подобие социальной сети для фанов и место для публикации их собственных творений. Небольшие игры, магазинчик волшебных товаров, виртуальные экскурсии. И конечно адаптированные для читалок, дополненные интерактивными элементами книги. В огонёк поттермании подольют свежего масла.

О популярности Гарри Поттера можно судить хотя бы по такому факту: только за первые сутки после анонса, Поттермор посетили около миллиона человек.

Впрочем куда уж больше-то? С того счастливого дня, когда отпечатанную на старой пишущей машинке первую рукопись Роулинг приняло никому неизвестное издательство Bloomsburry, брэнд Гарри Поттера стал одним из самых дорогих и узнаваемых на планете.

Поттер сегодня — это 450 миллионов только официально проданных книг почти на 70 языках. Это десятки параллельных произведений, меньшая часть которых принадлежит перу Джоан, а остальные написаны без её участия и разрешения (только в Китае насчитывают дюжину). Это компьютерные игры и полная киноэпопея, сборы от которой — даже без ещё не вышедшей на экраны самой последней части — затмили «Звёздные войны». Это, наконец, два тематических парка развлечений.

За 14 лет горячки стар и млад, бредившие мальчиком со сверхъестественными способностями, принесли миллиард долларов его создателю, и суммарно больше 15 миллиардов предпринимателям, так или иначе эксплуатирующим брэнд. Под этой зелёной лавиной оказался погребён важный и даже невероятный нюанс: Джоан Роулинг стала одним из самых успешных авторов всех времён и народов без привлечения инструмента, который считается обязательным в XXI веке. Да-да, без информационных технологий.

Джоан с большой опаской относится к техническим диковинкам вроде Интернет, социальных сетей и цифровых книг, надеясь избежать — может быть наивно — цифрового пиратства. С самого начала жёстко контролируя права на свои работы, она, в частности, запретила их воспроизведение в электронной форме. Её личное веб-присутствие также исчезающе мало. Иногда, под давлением издателей, Роулинг участвует в чатах, есть у неё и блог, правда, не обновлявшийся года три.

В результате поклонники, для многих из которых Сеть стала доминирующим способом удовлетворения интересов и самовыражения, лишены официальных ибуксов про Поттера и главного, освящённого автором места сбора.

Если вы читали Гарри Поттера, то знаете, во что играют эти ребята. Если нет — может быть пора прочесть? Хинт: по этому виду спорта уже проводится ежегодный мировой чемпионат!

Но с год назад в руки Роулинг попала читалка, обозначившая перелом в её представлении о будущем книг. Тут бы ей и уступить издателям, предлагавшим за цифровые права 200 млн. долл. (данные неофициальные). Однако Джоан опять пошла своей дорожкой. Ибуксы про Гарри, выполненные в виде вариантов для различных читалок, не будут защищены от копирования. Вряд ли даже самый либеральный издатель разрешил бы такую вольность, но дело в том, что Джоан не только не уступила права, но и продавать цифровые книги про Поттера намерена сама, с Поттермора. Последний построен с участием Sony, но все права на него опять же принадлежат самой писательнице.

Исключив из игры всех посредников — в лице издателей и книжных магазинов — Роулинг создала опасный прецедент, интерес к которому со стороны профессиональных кругов едва ли меньше, чем широкой публики к Поттермору. Для издателей, как традиционных (бумажных), так и цифровых (Amazon.com и т.п.), бестселлер — не только удачное попадание, но и возможность спонсировать работу новых, неизвестных авторов. За примерами далеко ходить не нужно, сама создательница Гарри Поттера начинала именно так, существуя на гранты и авансы.

Феномен читалок сформировал тенденцию электронного самиздата, позволив авторам обходиться без услуг издательств, публикуя свои творения в цифре самостоятельно, прямо через крупные веб-магазины (см. «Рецепт успеха от Аманды Хокинг»). Однако Роулинг пошла ещё дальше: она оставила без куска хлеба даже магазины. Amazon.com и Barnes&Noble намерены торговаться с Роулинг за права на ибуксы и дальше, но вряд ли у них что-то получится.

После выхода заключительной серии киноэпопеи про Гарри, Поттермор станет последним звеном в истории и единственным местом, где можно будет узнать свежие новости из первых рук, от самой писательницы. Для Роулинг это хороший шанс узурпировать власть над брэндом, и — хоть она и настаивает на второстепенности данного аспекта — эффективно продолжить его коммерческую эксплуатацию.

Когда Роулинг пыталась протолкнуть через издателей первую книгу о Гарри Поттере, её честно предупреждали: на сказках много не заработаешь! Издатели ошиблись. Эмма Уотсон, например, благодаря поттермании стала миллионером в 17 лет.

Конечно, модель Поттермора доступна не всем: мало кто из литераторов может похвастаться известностью, сравнимой с его хозяйкой. Но для того, чтобы нанести невосполнимый ущерб книжной индустрии, участия большинства и не требуется. Достаточно, если модель прямых продаж Роулинг станут брать на вооружение авторы, добившиеся заметного успеха. К каким трансформациям это приведёт, пока не берутся предсказать даже профессионалы.

Что же до Роулинг, она продолжает писать. И за четыре года выпустила несколько новых детских книг. Если вы о них не слышали, не удивляйтесь. Выбраться из вечной тени предыдущего шедевра можно только одним способом: взяв псевдоним.


Джоан_Роулинг,Гарри_Поттер,Pottermore,книга,читалка,личность,история_успеха




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены