Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/21040
27.06.2012

Yammer и Microsoft: дорога в бизнес лежит через сердце консюмера!

Кажется только вчера Facebook выложила миллиард за Instagram, а на повестке дня новая сделка века: Microsoft, за миллиард с лишним, покупает компанию Yammer. Точная сумма — 1.2 млрд. долларов США, но важны в данном случае не цифры (уже привычно зашкаливающие), а содержимое. Купленная софтверным гигантом социальная сеть — весьма необычная штука даже по нынешним временам, когда поистине нельзя сделать и шагу, не наступив на очередную «социалку».

Создатели Yammer позиционируют своё детище как социальную сеть для бизнеса: что-то вроде Facebook или Twitter, но предназначенное для внутрикорпоративного общения. Устройство и общий принцип действия совершенно те же самые. Те же короткие сообщения, ссылки, документы, стихийно рождающиеся дискуссии. Приложение для десктопа и основных мобильных платформ, удобный архив, в котором складируется каждое письмо, личные странички для участников. Однако от соцсетей «общего назначения» Yammer отличает, во-первых, закрытость (для каждой компании тут организуется своё маленькое сообщество, подключиться к которому могут лишь сотрудники данной компании), и, во-вторых, жизнеспособная бизнес-модель.

Если Twitter ищет и до сих пор не может найти способ монетизации своего сервиса, Yammer зарабатывает деньги легко и логично. Базовый набор услуг бесплатный, но по мере роста корпоративного сообщества клиенты подключают расширенные платные опции (для администрирования и т.п.). Что самое интересное, Yammer никого не приходится убеждать: компании-клиенты сами приходят к мысли о необходимости платить, под давлением собственных сотрудников.

Дэвид Сакс, сооснователь Yammer, известен прежде всего как пионер интернет-коммерции. Но он же спродюсировал замечательный авантюрный кинофильм «Здесь курят» (фото: Robert Scoble).

У Yammer замечательная история. Изначально она не задумывалась как самостоятельный проект, а была всего лишь инструментом для внутреннего общения, разработанным интернет-стартапом Geni. Однако разработка оказалась такой удобной, что после нескольких месяцев эксплуатации создатели решили выделить её в самостоятельный продукт. И не прогадали. Совсем скоро ребёнок перерос родителя: под руководством сооснователя Geni Дэвида Сакса (в прошлом — операционный директор PayPal), при финансовой и идейной поддержке Питеря Тиля и Шона Паркера, Yammer выросла в одну из популярнейших социальных сетей планеты. Сегодня некоторые аналитики называют её лидером корпоративного социо. А всего-то, шутит Сакс, нужно было сменить вопрос «Что делаешь?» на «Над чем трудишься?».

Впрочем функционал Yammer объясняет её мистическую привлекательность лишь отчасти. Львиной долей своего успеха она обязана экстравагантному механизму «заражения» потенциальных клиентов. Представьте себе отдельно взятую компанию, к примеру, вашу. Руководство может даже не знать о существовании Yammer, но в один прекрасный день кто-то из рядовых сотрудников услышит про неё и заведёт бесплатный аккаунт. Вслед за ним подтянутся коллеги, сообщество будет расти — и в конце концов, когда весть дойдёт до начальства, значительная часть коллектива уже окажется втянутой в общение через Yammer. Что остаётся директору? Только взять получившееся сообщество под свой контроль, для чего и предусмотрены платные опции. Вуаля! Yammer заполучила ещё одного корпоративного клиента!

Действуя таким образом она добилась как минимум впечатляющих результатов. Сегодня у неё больше 200 тысяч корпоративных пользователей по всему миру (и свыше 5 миллионов рядовых участников, если считать не компании, а по головам). Среди них титаны бизнеса вроде Ford Motor, eBay, 7-Eleven, а также восемь из каждых десяти участников списка Fortune 500.

Как и полагается для фримиальной модели (см. «Бесплатно, но не даром»), которую Yammer фактически использует, платит за сервис лишь часть аудитории (предположительно каждый пятый). Но этого хватает, чтобы делать в год порядка 20 – 25 миллионов долларов (точная цифра не называется, оценки сторонние). Кстати, хоть поначалу она была пригодна лишь для внутрикорпоративной связи, теперь с её помощью можно наладить и контакт с посторонними лицами: клиентами, партнёрами.

Несмотря на то, что внешне Yammer (на фото) и Instagram близнецы-братья — оба чистые дот-комы, оба добились заметной популярности, за обоих выложили примерно миллиард — детище Сакса обладает важным преимуществом: оно может зарабатывать и зарабатывает с самого начала (фото: Robert Scoble).

25 миллионов — немного, если вспомнить про влитые в компанию 142 миллиона долларов и сумму, выложенную Microsoft. Однако аналитики говорят, что оценивать текущие успехи Yammer необходимо с поправкой на перспективу. Занятный механизм распространения, эксплуатируемый этой социальной сетью, питается энергией набирающего обороты тренда консюмеризации. Помните, того самого, который ещё называют BYOD — «принеси своё устройство» (см. «Всё свое бери с собой»)?

Офисные работники несут на рабочее место инструменты из дома — устройства, приложения, сервисы — и конца-краю этой тенденции не видно. Yammer, «заражающая» клиентов исподтишка, незаметно, и при этом пользующаяся уважением ИТ-отделов (редкость во времена, когда в корпоративный периметр тащат любую гадость), вписалась в происходящее просто идеально. Если же вспомнить ещё и о растущей потребности бизнеса в социальных инструментах, покупка Microsoft натурально предстаёт золотым самородком.

«Вирусная» механика Yammer приводит к парадоксальной ситуации: клиенты жалуются на недостатки сети, но продолжают ею пользоваться — потому что уже не могут позволить себе остановиться (ведь все коллеги там). При этом недоработок хоть отбавляй. Не все довольны пользовательским интерфейсом, стабильностью мобильных приложений, функциональностью, не всем по душе и переход под крыло Microsoft (конкуренты — Jive Software, Salesforce — утверждают, что многие крупные клиенты теперь прощупывают почву для замены Yammer на другие, независимые решения). Однако новый хозяин уже пообещал, что не станет вмешиваться в работу Yammer: Дэвид Сакс сохранит пост CEO, без изменений останется бизнес-модель. Microsoft просто включит купленную соцсеть в свой инструментарий для бизнесменов: объединит с Office365/Office, Skype, CRM-системой Dynamics и платформой для совместной работы SharePoint.

Последняя, кстати, функционально пересекается с Yammer — и это даёт повод для ехидных комментариев: мол, вместо строгих, профессиональных инструментов собственной разработки, софтверный гигант всё чаще применяет чужие, дешёвые решения, ориентированные на массовый рынок. Интернет-телефон Skype, планшетка Surface, теперь вот Yammer — всё это продукты, завоевавшие (либо призванные завоевать) место под солнцем, проложив сперва путь к сердцу обывателя («консюмера»), и только через него — в бизнес.

Но если и так, что плохого? Новые времена требуют свежих решений. И если для успеха в большом бизнесе сегодня нужно понравиться маленькому человечку, так тому и быть!


BYOD,Yammer,Microsoft,дот-ком,социальная_сеть,Дэвид_Сакс,freemium,офис,консюмеризация




Евгений Золотов, 1999-2017. Личный архив. Некоторые права защищены