Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/12668
28.06.2011

Обманываться рад! Кто и для чего творит виртуальных идолов?

Звёзд и звёздочек на поп-сцене не перечесть, и каждый день масс-медиа зажигают новых. Смазливое личико, длинные ноги, заметный бюст (смените опции для прототипа, нацеленного на женскую аудиторию) — и с конвейера сходит очередная заготовка.

Заставить публику обратить на новый продукт внимание — задача сложней, но и здесь приёмы в общем стандартизованы. Можно прилюдно задрать подол, сбиться на нецензурщину, расцарапать чьё-нибудь лицо, переспать с продюсером — что ещё осталось неназванного из арсенала реалити-шоу? Смена пола?

Выдумать что-то по-настоящему оригинальное ужасно сложно. И может быть поэтому такую известность получила в Японии одна школьница, заставившая говорить о себе всю страну. Всё вышеперечисленное — ерунда, по сравнению с тем, что совершила она. Знакомьтесь: Аими Егучи (Aimi Eguchi), 16-летняя уроженка префектуры Саитама, что недалеко от Токио.

Аими — спортсменка-легкоатлетка, красавица и с недавних пор участница известной в Стране восходящего солнца театральной группы AKB48. Это, вероятно, самый многочисленный поп-коллектив на планете, сейчас в нём числятся 62 девчонки чуть моложе 20. Сахарные голоса плюс яркая внешность и запоминающиеся мелодии почти стопроцентно гарантируют успех у юной публики. AKB48 даёт еженедельные представления в своём мюзик-холле в Токио, а попутно вот уже шесть лет записывает альбомы в стиле J-поп, занимающие не последние места в хит-парадах.

Параллельно с работой для телевидения, Аими Егучи снялась и для молодёжного журнала. В полный рост, но в одежде. А что вы хотели, ей всего шестнадцать!

Фанаты, которых у AKB48 миллионы, периодически избирают самых-самых участниц. Им, в свою очередь, достаётся почётное право представлять группу в коммерческих проектах и, в частности, перепадают рекламные контракты. Обычно путь от новичка до идола публики в иерархии AKB48 занимает месяцы. Аими каким-то невероятным образом удалось сократить этот период до одной недели.

В июне она появилась в списке участниц, а через несколько дней уже блистала на телевидении, в ролике, снятом по заказу местного кондитерского гиганта. Немедленно организовались группы поклонников, но к моменту, когда фаны рвали и метали, требуя появления нового кумира на театральных подмостках, выяснилась неприятная деталь: Аими не существует.

Новую участницу нарисовали на компьютере, составив из частей, позаимствованных у подружек. Волосы и тело взяли у одной, овал лица у другой, глаза у третьей — и так далее, задействовав в общей сложности семь человек. Результат поражает техническим совершенством: посмотрите непредвзято тот самый ролик и попробуйте угадать, кто из присутствующих настоящий, а кто существует лишь в памяти машины.

Самым сложным было не добиться визуального сходства с живым человеком, а не дать публике слишком быстро заподозрить обман из-за нехватки сопутствующей информации. Для Аими написали социальный профиль, придумали биографию, опубликовали интервью, но даже этого хватило лишь на неделю. Сложив все нестыковки — от чрезмерной схожести с подругами до слишком быстрого продвижения по «служебной лестнице» — часть фанов пришла к выводу, что девушка нарисована. Вслед за этим и создатели признали мистификацию.

Аими не была первой или единственной в своём роде. Синтетические персонажи населяют современный кинематограф: вспомните хотя бы близнецов в «Социальной сети» и виртуальные реинкарнации героев в новом «Троне». Вспомните Ананову, читавшую новости, или один из множества экспериментов по созданию цифровых топ-моделей, о которых писала «Компьютерра» в нулевых. Однако если на Западе опыты с псевдочеловеком остаются по большому счёту опытами, в Японии на них построена целая индустрия.

Страну восходящего солнца считают форпостом цивилизации. Грубо говоря, то, чем японцы пользуются сегодня, мы получим через десять лет. Отсюда и особое японское отношение к рисованным антропоморфным созданиям: там, где публика знакома со своим кумиром в основном посредством телекоммуникаций, его органическая сущность или отсутствие таковой уже не имеют принципиального значения.

Неудивительно, что именно Япония стала родиной «цифрового франкештейна» и местом, где его заставили трудиться на благо отдельных индивидов. В 1996 году на весь мир прогремела Kyoko Date — первая компьютерная певица, созданная не просто забавы ради. По нынешним меркам тот эксперимент выглядит примитивным (записи до сих пор есть на YouTube), однако важней другое: её единственный сингл хорошо продавался.

Живое выступление Хатсуне Мику. Сходство с человеком несколько условное, но запоминающаяся внешность и объёмная проекция заставляют забыть о мелочах.

Эстафету переняли другие виртуальные кумиры и сегодня японцы по праву гордятся настоящей цифровой поп-суперзвездой: Хатсуне Мику, являющаяся на сцене в виде голограммы, неизменно собирает многотысячную толпу.

Аими Егучи хорошо вписалась в этот тренд. Для AKB48, вероятно, было бы дешевле нанять настоящую, живую топ-модель, но загадка и последующее разоблачение цифровой участницы вывели группу и заказавшего музыкальный ролик кондитера на первые полосы и в прайм-тайм национального телевидения. Дальнейшая судьба Аими пока не решена, но следует ожидать, что менеджмент AKB48 оставит её в списке участниц.

Конечно, Япония — своеобразная страна с уникальной культурой. Аими, Хатсуне, Киоко, как и сотни живых кумиров молодёжи здесь играют несколько иную роль, нежели их аналоги на Западе. Здесь их называют идору (idoru) — идолами, и принадлежность к этой тончайшей социальной прослойке требует соблюдения определённых правил, определяющих личную жизнь и поведение.

К примеру распутство, допустимое для поп-звёздочек России или Штатов, с образом идору несовместимо. Однако, бизнес, который они помогают двигать, выглядит одинаково в любой стране мира. Идору пишут музыку, снимаются в рекламе, озвучивают мультфильмы, и служат объектом подражания для посетителей бесчисленных магазинов одежды и аксессуаров.

Виртуальные идору тянут индустрию наравне со всеми, но уникальность текущего момента, уникальность Аими — в её совершенстве. Целую неделю художники водили за нос миллионы человек, а если бы не торопились — без сомнений могли протянуть и дольше. Можно сказать, что в лице Аими ИТ прошли один из вариантов теста Тьюринга, притворившись человеком так хорошо, что сумели обмануть самый венец эволюции.

Больше того, её создатели дали убедительный ответ на вопрос о возможности творения синтетической красоты. Составные прелести Аими ненастоящи, но тысячам фанов до этого нет никакого дела — они умоляют не лишать их кумира жизни.


Япония,цифра,idoru,AKB48,Hatsune_Miku,Aimi_Eguchi,J-поп,расширенная_реальность,реклама,женщина




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены