Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/2856
28.09.2011

Жги, Амазон! Полку убийц Айпада прибыло

Сегодня исторический день. Несколько часов остаётся до таинственной пресс-конференции Amazon.com в Нью-Йорке — конференции, которую ждали без малого год. Сказать по правде, никто доподлинно не знает, что именно на ней будет представлено, но при этом никто не сомневается, что речь пойдёт о планшетке.

Приглашения уже разосланы, западная пресса больше суток «на ушах», и вот что интересно: от команды Джефа Безоса не ждут каких-то гениальных технических решений. Амазоновская планшетка устроит переполох в сегменте мобильных устройств, какой бы она по факту ни оказалась. Просто потому, что у Amazon есть то, чего нет у других конкурентов Apple.

Спецификации новинки к настоящему моменту установлены достаточно точно. Утечки, слухи и личные свидетельства нескольких независимых источников (Wall Street Journal, Information Week, TechCrunch) рисуют продукт под названием Kindle Fire, с 7-дюймовым дисплеем и внешностью, напоминающей PlayBook от Research In Motion (якобы, потому, что Amazon аутсорсила дизайн и производство той же компании, что работала над PlayBook по заказу RIM). Средненький микропроцессор, Wi-Fi, отсутствие камеры, плюс сильно модифицированный под собственные сервисы Android (нет даже доступа к магазину Google Android Market). На прилавках устройство появится к середине ноября, а главная интрига, конечно, цена: консенсус аналитиков — 250 долларов, но Amazon может преподнести и значительно более приятный сюрприз.

Будет интересно посмотреть, как выпутается Amazon из ситуации, в которой сама же и оказалась, противопоставляя в своей рекламе контрастный электронно-чернильный Kindle жидкокристаллическому iPad («Простите, как вы читаете на таком свету? — Это Kindle, дружище! Мне даже солнечные очки приходится надевать»). Kindle Fire оснащён, естественно, не матрицей E Ink, так что девушке придётся спрятаться под тент.

Как видите, ничего выдающегося не ожидается. Так почему же тогда буквально каждое англоязычное деловое издание по ту и эту стороны Атлантики прочит Kindle Fire успех, сравнимый с iPad? По трём причинам, первая из которых: способность Amazon предложить покупателям планшетки не только её саму, но и шикарную подборку цифрового контента, готового к употреблению.

Несколько упрощая, можно сказать, что все конкуренты Apple на планшетном фронте до сих пор пытались заинтересовать покупателей самим устройством. Да, планшетка это красиво, это современно и необычно. Но на пресловутом вау-факторе (увидел — впечатлился — купил) до сих пор ухитрилась поехать только Apple со своим iPad. Никому больше не удалось зажечь искорку в глазах обывателей или бизнесменов по цене выше 250 долларов. Хотите подтверждений — спросите у HP, распродавшей больше миллиона TouchPad’ов по 99 долларов, или RIM, которая буквально скрежеща зубами начала вчера снижение цен на свои PlayBook (800 тысяч экземпляров, пылящихся на складах, требуют действий).

С Amazon другая история. Владея крупнейшим магазином в киберпространстве, компания готова предложить обладателям Kindle Fire и музыку, и книги с журналами, и фильмы, и телешоу (ради Fire даже заключаются расширенные контракты с поставщиками медиаконтента — телеканалами, издателями). У неё есть и собственный Appstore для Android. Из того, что рассказывают счастливчики, державшие прототип амазоновского устройства в руках, можно заключить, что на вопросе контента Amazon сделает ударение: компания тесно увязала свои многочисленные торговые сервисы с планшеткой.

Вторая причина — цена. Как показал печальный опыт HP TouchPad, дешевле 250 долларов публика готова проглотить даже мёртвую платформу: снятые с производства Тачпады перепродаются сейчас на eBay как раз по 250 долл. в среднем. Команда Безоса славится агрессивной ценовой политикой и, так же как с Kindle, наверняка рискнёт отдать Kindle Fire по себестоимости или даже дешевле, покрывая убыток за счёт продажи цифровых (и прочих) товаров.

Продажа собственно Kindle приносит Amazon лишь десятую часть её выручки (оценка Citigroup). Аналитики ожидают, что доля Kindle Fire будет столь же незначительной: главное по-прежнему контент! (фото: John Catral)

Взяв за ориентир 300 долларов, следует признать, что Amazon будет не первой из производителей планшеток, вышедшей в этот ценовой район. Зато она станет единственным из производителей с мировыми именами, сумевшим достичь его намеренно, по плану, а не в результате панической распродажи.

Наконец, единственная из всех альтернативных производителей планшеток, Amazon не пытается обосноваться на рынке за счёт Apple. У них разные аудитории и разные бизнес-модели. Apple живёт за счёт продажи мобильных устройств, привлекая покупателей контентом, тогда как Amazon, напротив, зарабатывает прежде всего на контенте. Соответственно, многомиллионная армия покупателей, сформировавшаяся вокруг Amazon.com, едва ли пересекается с той, что окружает Apple. Своя лояльная аудитория плюс отлаженная торговая инфраструктура сделают Kindle Fire убийцей Айпада против собственного желания.

Всё вышеперечисленное предвещает Kindle Fire стремительный взлёт. Планшетка, которую ещё даже не показали, обречена на успех — вне зависимости от её мощности или удобства. Кстати, Kindle — тоже никогда не славившийся, к примеру, простым интерфейсом, но тем не менее ставший номер первым среди читалок и удерживающий это звание — так вот Kindle будет существовать параллельно с Fire. Джефф Безос уже отмечал, что люди, покупающие Kindle, берут и планшетки, а значит стоит ожидать аналогичного поведения публики и в случае с собственной планшеткой Amazon.

Сейчас, по данным Gartner и IDC, безусловным лидером планшетного рынка остаётся iPad. На него приходится около трёх четвертей всех продаваемых устройств в этой категории, а доминирующее положение он сохранит ещё в течение четырёх лет как минимум. Но приход Amazon может резко изменить картину. Согласно Forrester, уже до конца текущего года могут быть проданы 5 миллионов Kindle Fire — по одному на каждые два реализованных за тот же период iPad. Амазоновская инициатива способна изменить и отношение обывателей к другим Android-планшеткам, заставив обратить внимание как на дешёвые noname-модели, так и на стремительно дешевеющие продукты известных производителей. Уже просочились снимки Motorola/Google Xoom 2, с недели на неделю ожидается обновлённый Nook Color, могут преподнести сюрпризы Sony и продвигающие собственные платформы RIM и HP.

Напоследок стоит отметить странное поведение Apple в последние дни. По мнению аналитиков, доминирующая позиция позволяет компании не торопиться с третьей моделью iPad, плавно наращивая производство. Но вместо этого Apple неожиданно сократила на четверть свои заказы китайским партнёрам. Почему? Самое вероятное объяснение — ожидание ухудшения экономической ситуации и, как результат, падения спроса. Похоже, главные трудности для планшеток ещё впереди.


Amazon,Kindle,Kindle_Fire,планшетка,читалка,контент




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены