Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/23162
28.09.2012

Бизнес в стиле Гангнам

Так оно всегда и бывает. Какое-то время буквально нечего слушать, списки «хитов» забиты коммерческой дрянью, и в голову лезут нехорошие мысли про пересохшую фантазию и кончину музыкального бизнеса. А потом вдруг что-то, написанное неизвестно кем из ниоткуда, рвёт чарты — и вот уже ваши ноги живут самостоятельной жизнью. А рядом родные, коллеги, и как-то даже неудобно. Так было с Ламбадой, Макареной, бессмертной песней про кетчуп и многими другими. Так случилось и с «Гангнам стайл». Ведь вы видели Gangnam style от PSY?

Посмотрите его ещё раз, но... выключив звук. Клип сделан с нарушением просто всех и каждой норм современного шоу-бизнеса, что западного, что восточного. Ну, вы понимаете о чём я. В «Гангнаме» нет ни обнажёнки, ни брутальных самцов, ни гарема шестнадцатилетних девчонок (эталон азиатской попсы, именуемой ещё Korean pop или просто K-pop), и даже по-английски там ровно три слова. Три слова на весь клип! В наличии придурковатого вида стиляга-азиат, странный танец и абсолютно нулевые шансы на успех за пределами родной для исполнителя Южной Кореи (знаете, та, где Самсунг и Хёндай, не та, где концлагеря).

А вот поди ж ты! Первые места в чартах по всему миру, несчётное множество пародий, Бритни Спирс и Эрик Шмидт, сосредоточенно разучивающие ковбойские движения рядом всё с тем же корейским модником. И главное, невероятный, невообразимый успех на YouTube. По состоянию на сегодняшнее утро только официальная копия клипа была просмотрена без малого триста миллионов раз. ТРИСТА МИЛЛИОНОВ. Плюс новая десятка каждый божий день. Несчастное «Простодушие мусульман» просто нервно курит в сторонке. «Гангнам» всего за два месяца стал одним из самых популярных клипов за всю историю YouTube, а по числу «лайков» ему вовсе нет равных. Номер один!

Несмотря на слышимое сходство, к гангстерам Гангнам никакого отношения не имеет. Это фешенебельный район на юге Сеула, жизнь в котором обыгрывает главный герой (смысл клипа сводится к попытке жить на широкую ногу, невзирая на недостаток средств). Гангнам — финансовый, развлекательный, торговый и прочая центр южнокорейской столицы. Говорят, на него приходится больше чем двадцатая часть ВВП страны, что бы это ни значило.

Ещё говорят, чтобы представить себе Гангнам во всём блеске, нужно вообразить Уолл-стрит, Майами-бич, Силиконовую долину и Беверли-Хиллз вместе взятые. Сумасшедшее место, где крутятся деньги во всех мыслимых формах 24 часа в сутки. Гламурные кофейни, безбашенные вечеринки, ультрасовременные магистрали и фантастически дорогое жильё, бутики, банки, штаб-квартиры корпораций со всего мира, и так далее, и так далее.

На советском телевидении клип Псая сопровождался бы примерно таким переводом. «Круче меня только яйца: я живу в стиле Гангнам! И ищу девушку себе под стать» (фото: из ролика Gangnam Style).

А героя, воспевшего прелести этого рая на земле, зовут Пак Чэ Сан. Впрочем все называют его просто Псай. Он знает о чём поёт, ведь родился в богатой семье как раз на юге Сеула. Формально, Псай — рэпер, выпустивший за последние десять лет шесть собственных альбомов и сумевший завоевать сердца корейской и японской публики. Впрочем успех дома ещё ничего не обещает в смысле успеха на Западе — и тут ему, конечно, повезло. По собственному признанию, он и не надеялся, что «Гангнам» станет интернациональным хитом. И только когда друзья ткнули пальцем в ютубовский счётчик, понял, что сорвал банк.

В популярности любой хорошей мелодии есть неуловимая, необъяснимая мистика. И это главная проблема для авторов Макарены, Ламбады и всех прочих звёздочек из ниоткуда, получивших свой короткий час всемирной славы: воспроизвести таинственный рецепт успеха повторно никто из них не сумел. И Псай может так же быстро вернуться туда, откуда начинал. Просто весёлый парень, поющий о чужих проблемах на чужом языке, никому не интересен. Однако у него есть надежда продолжить мировое турне. Связан он с именем американского антрепренёра Скутера Брауна.

Браун, на счету которого полдесятка звёзд первой величины, известен оригинальным методом поиска талантов. Он верит, что музыкальный бизнес сегодня не умирает, а только меняется, подстраиваясь под цифровые реалии. Поэтому и использовать нужно в первую очередь те ресурсы, на которые крупные звукозаписывающие компании — неповоротливые, закоснелые монстры — не обращают внимания. Это прежде всего YouTube. Открытая всем ветрам цифровая площадка — не телевизионный канал: тут можно купить место, но не купишь внимания аудитории. Тут Браун и нашёл несколько жемчужин, раскрутка которых принесла ему миллионы.

Правда, от перечисления имён те из читателей, кто считает, что деньги пахнут, могут скривиться. Но из песни слова не выкинешь: номер первый в брауновском списке — Джастин Бибер. Да-да, тот самый, который в свои 18 лет сделал самый популярный клип в истории Ютуба (Baby, почти 800 млн. просмотров), продал миллионы дисков, пишет мемуары и снимается в кино (как говорится, а что в это время делали вы?). Старина PSY имеет все шансы потеснить Бибера. После того, как за Псая взялся Браун, Америка просто растащила его на куски, затаскав по вечеринкам и телешоу.

Секрет танца: оденьтесь строго, двигайтесь отвязно. Справа от Псая… э-э-э… знакомое лицо… точно, Бритни Спирс! (фото: из ролика EllenTV)

Браун без всяких сомнений сделает на ослепительной улыбке Псая состояние. Но не оставляют надежды заработать на корейском феномене и тысячи других предпринимателей. Вы не поверите, если я скажу сколько каждый день публикуется статей, посвящённых анализу этого смешного клипа на предмет извлечения из него коммерческой выгоды.

Посмотрите, например, как либерально PSY отнёсся к бесконтрольному копированию. Он правообладатель, но не пытается никого привлечь к ответственности за размещение копий, переделку или перепевку.

Здравый смысл подсказывает, что бороться с копированием в подобных случаях бессмысленно, но ведь он мог бы и попробовать, как периодически пробуют гиганты звукозаписи и кино: помните, как три года назад Warner Brothers потребовала удалить с Ютуба клип 15-летней девчушки, напевающей закопирайченную песню 1934 года? Слава богу, Псай достаточно молод, чтобы не страдать авторской паранойей. И понимает, что вирусный маркетинг требует разумного отказа от ограничений.

А мода на Корею и корейское? Посвящённые Корее блоги переживают невиданный наплыв посетителей. И турагентства в Штатах и Европе тоннами сбывают путёвки на корейский полуостров — жаждущим увидеть Гангнам своими глазами.

А ковбойский танец? Это очень тонкая штука, которую трудно исполнить правильно, несмотря на внешнюю простоту. PSY вроде бы придумал его не сам (просил профессиональных танцоров предложить что-то запоминающееся и выбирал), но так или иначе в Сети уже можно полюбоваться видеоуроками фитнеса в стиле опа-попа-гангнам-стайл (утверждается: отличная нагрузка на ноги и пятую точку), а в Штатах даже приобрести абонемент в спортзал, где таким же танцем лечат от ожирения и гиподинамии.

Сумасшествие продолжается. По всему миру гремят гангнам-флэшмобы, пачками публикуются пародии (тысячи их: с героями от Гитлера и университетских оркестров до мамочек с грудничками; лучше даже не начинайте, остаток рабочего дня будет гарантированно похоронен). Капитализация DI Corp., южнокорейского вендора оборудования для полупроводниковых фабрик, принадлежащего отцу Псая, с июля больше чем удвоилась — и в этом тоже усматривают следы гангнам-эпидемии, охватившей планету.

Забавно! Ведь сам Псай свёл мораль клипа к простому: деньги — не главное. Девушку своей мечты он встречает в подземке.


YouTube,музыка,шоу-бизнес,PSY,Gangnam,ИС,успех




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены