Оригинал.
29.09.2017

iPhone X: вопрос формы

Новый iPhone — новая загадка. По сложившейся уже традиции, самые интересные детали в свежевыпущенных смартфонах Apple обнаруживаются не сразу, а спустя сколько-то дней, когда новинка будет осмыслена, распробована публикой и прессой. С iPhone X именно так.

То есть, конечно, параллельно запущена ещё и восьмая модель, но... Нет сомнений — и отсутствие очередей в магазинах утром после презентации тому подтверждение — что «Восьмёрка» выдана для отвода глаз, просто чтобы не пропустить обычное для релиза время. Настоящая новинка: именно «Десятка», знаменующая десятилетие самого популярного продукта всех времён и народов на рынке высоких технологий. О ней и пойдёт речь сегодня. И даже не столько о ней в целом, сколько о её форме.

Узнаёте?

Популярность iPhone упомянута здесь не красоты слога ради. Созданный Apple смартфон действительно стал самым массовым: за декаду продано больше одного миллиарда экземпляров, на фоне чего меркнут все и любые рекорды прошлого, включая Commodore 64, PlayStation и iPad. И пусть главный конкурент продаётся теперь лучше — «андроидов» много, а «Айфон» один! Одно название, один производитель и, что немаловажно, одна форма.

Особенность эта парадоксальным образом не бросается в глаза, но теперь, когда она поменяна, очевидно, что все десять лет своей эволюции, даже изменив пропорции в последние годы, iPhone оставался одинаковым внешне. Сотрите лишние черты, оставьте только обводы корпуса, клавишу Home и прорезь динамика, и вы получите картинку, моментально узнаваемую большинством людей. «Андроиды» разные и для них разнообразие форм — благо. Но для Apple, с её «монотеизмом», узнаваемость формы так же важна, как узнаваемость бренда.

И вот теперь вдруг — «Десятка», перекроившая форму начисто. Не считая новых размеров экрана, перемен две. Во-первых, исчезла вечная круглая клавиша понизу: распознавание по отпечатку пальца заменено распознаванием по лицу (Face ID), а прочий функционал разгрузили на кнопку питания и элементы интерфейса. Кстати, не факт, что Джобс одобрил бы такую перемену: единственная кнопка на лицевой стороне, в его представлении, играла роль спасительного убежища, куда даже незнакомый с телефоном пользователь приходил инстинктивно. Но тем важнее, что дело сделано: клавиша Home исчезла!

Во-вторых, на верхней строчке экрана, прямо посередине, влеплена аппаратная панель с камерами/сенсорами. Прямо поверх экрана! Сказать честно, ещё до презентации, когда случилась утечка и об этом стало известно впервые, я не поверил. И точно знаю, что был такой не один: настолько глупым выглядит решение отхватить кусок дисплейной матрицы под ничего не изображающую сенсорную панель. Сегодня, в 2017-м, это выглядит так же, как если бы часть полезной площади заняли под механическую клавиатуру: может кому-то она и нужна, но точно не большинству и даже не многим. В лучшем случае это могло быть шуткой, вроде тех, что любит отпускать Стив Возняк. Но с ним Apple, увы, давно разведена...

Истинный размер доступного экранного пространства iPhone X (из официальных рекомендаций Apple). Помимо статусной строки сверху и рисованной замены клавиши Home снизу, есть ещё поля по бокам: «безграничный» экран удобен только на словах.

Так что это не шутка. Дело сделано и теперь официально. Apple, естественно, предъявила решение в выгодном для себя свете: мол, мы не откусили кусок экрана, а наоборот — дарим вам новое место, сравните-ка с предыдущей моделью! Но Apple и есть Apple: если её стратегам чего-нибудь захочется, пусть даже раньше то же самое казалось глупостью, пусть даже раньше первые лица компании об этом прилюдно, со сцены, рассказывали, она найдёт способ выкрутиться. OLED в той же «Десятке» — отличное тому подтверждение: прежде компания его хаяла (мол, при правильном применении «жидкие кристаллы» лучше), теперь же нахваливает.

И с формой та же история: ей явно захотелось. Вопрос: захотелось почему? Что такого полезного может подарить новый внешний вид взамен утраты привычного, узнаваемого всеми и везде? Ради чего Apple рискует лояльностью тех трёх четвертей своих покупателей, которые (цитирую одно из многочисленных исследований) «никогда не рассматривали вариант покупки смартфонов другой марки»?

Вариант с заботой о пользователе (мол, так удобней, так больше пространства для работы и пр.) лучше сразу отбросить. Apple не рекомендует разработчикам приложений занимать статусную строку сверху и нарисованную подмену клавиши Home снизу экрана. Хуже того, первым желанием сторонних девелоперов оказалось не использовать дополнительное место, а — замаскировать верхнюю сенсорную панель, чтобы она не мозолила глаза! И компании приходится теперь специально убеждать разработчиков, чтобы те уважали правила.

Это надолго.

Так для чего? Не для того же, чтобы потом похваляться с трибуны: вот, мол, какие мы храбрые! Нет. Самая убедительная теория из всех, что высказаны: Apple формирует новый образ популярного продукта, с которым она проведёт следующие десять лет. Минимум.

Суть догадки: новая форма — не каприз, не сиюминутная прихоть, которую исправят уже в следующей модели. Прежде всего, она оригинальная: по уже названным причинам, никто до сих пор на подобное не решался. Следовательно, раз такую форму удалось найти, Apple может сделать её своим отличительным знаком, символизирующим одновременно новизну и способность мыслить неортодоксально.

Кроме того, Apple верит в iPhone: её первые лица не сомневаются, что смартфон сохранит актуальность на протяжении десятилетий. Смело, но в конце концов у создателей самого массового продукта в истории хайтека есть право на такую точку зрения. Поэтому отныне и на долгие годы вперёд пользователи iPhone обречены лицезреть верхнюю часть экрана, частично перекрытую сенсорами.

Следующий вопрос: насколько оправдано заставлять пользователей жертвовать удобством ради интересов компании? Впрочем, тут мы выходим уже на другую дискуссию: насколько в действительности важен критерий удобства в технике Apple? Ведь есть предположение, что среднему поклоннику «яблочной» продукции важно не удобство, а оригинальность. Быть особенным, чувствовать себя особенным, уметь продемонстрировать свою особенность другим... Если так, у наследников Стива Джобса получилось удовлетворить интересам своей аудитории в очередной раз.


Apple,iPhone,iPhone_X,форма,дизайн,мобильные_устройства




Евгений Золотов, 1999-2017. Личный архив. Некоторые права защищены