Оригинал.
2.02.2018

Откуда вера, что графика может всё?

Пару месяцев назад на популярном у геймеров сервисе Twitch.tv случилось забавное происшествие. Сервис этот, если вдруг не видели, позволяет игрокам транслировать процесс игры на всех желающих и делать на этом какие-то деньги, что, впрочем, сейчас не важно. Важно то, что один из пользователей, некто AJ Lester, до того практически неизвестный, в мгновение ока собрал многотысячную аудиторию, выставив напоказ бета-версию новой необыкновенной игрушки — а волна, прокатившаяся в результате по соцсетям, измерялась уже сотнями тысяч лайков и репостов...

К сожалению само видео ревнители копирайта успели с тех пор отовсюду поудалять, остались лишь редкие скриншоты, по которым и можно теперь судить, что же там такое было. А была якобы новая компьютерная игра, созданная в сотрудничестве с популярной федерацией смешанных единоборств UFC. Ринг, пара бойцов, минимум правил. Плюс автор трансляции в углу экрана, сражающийся за одного из персонажей: ликующий после удачного удара, переживающий пропущенный. Такой, короче говоря, мортал-комбат XXI века с предельно реалистичной картинкой — собственно, от реальности почти неотличимой.

Подвох, обнаруженный сутками позднее, заключался в том, что показанное зрителям не было игрой. Под видом компьютерной игры хитрюга Lester ретранслировал запись настоящей схватки на ринге той самой UFC. Так что за очевидное нарушение авторских прав ему, конечно, «по голове» настучали, отправив в бан (к счастью, временный). До сих пор стоит перед ним и невесёлая перспектива судебного преследования: ведь случай тот теперь вспоминают лишь в контексте того, как ловко, мол, он перехитрил всевозможных контролёров, устроив открытую трансляцию вообще-то небесплатного матча.

Тот самый стрим.

И это, конечно, полная чушь! Главное достижение его в том, как убедительно и легко продемонстрировал он понимание публикой текущего состояния компьютерной графики. Тысячи человек, собравшиеся в канале AJ Lester в тот памятный день, искренне верили, что наблюдают за тестом очередной компьютерной игры! Иначе говоря, обыватель убеждён: компьютерная графика теперь способна копировать реальность идеально.

Случись подобное десятилетием раньше, тем более в девяностых, поверил бы кто-нибудь, что картинка на экране рендеренная, спутал бы кто-то на трезвую голову это с игрой? Нет, конечно, тут и сомнений быть не может. С тех пор CG-индустрия сделала несколько широких шагов вперёд, но всё ещё продвинулась недостаточно, чтобы в тех же играх реальность полностью заменить: игры по мотивам UFC есть и выглядят действительно впечатляюще — но даже самую свежую из них, EA Sports UFC 3 (кстати, именно её «демонстрировал» Lester, а официальный её релиз в аккурат сегодня), с «живой» картинкой не спутаешь.

Так как же получилось, что в головах обывателей укрепилось мнение, что графика теперь может всё? Почему общественное мнение побежало «впереди паровоза» и так щедро одарило CG? Ведь это очень, ОЧЕНЬ щедрый аванс! И очень редкий! С технологиями, в том числе цифровыми, чаще дело обстоит наоборот: их возможностей публике не хватает. Что же причиной? А причина, рискну предположить, только одна — хоть сам процесс и многолик, имеет множество проявлений: постоянное проникновение, просачивание, результатов самых передовых CG-изысканий на широкий рынок, в массы. Процесс этот, повторюсь, сложный, трудноформализуемый, прежде всего потому, что развивается по многим направлениям одновременно. Но если вы следите за происходящим, то согласитесь, что он имеет место быть.

Вот четырёхлетней давности статья про «фотографическую правду», до сих пор не сходящая из самых читаемых. Суть: для обывателя (сравнительно) дешёвый смартфон уже заменяет дорогую зеркальную фотокамеру. И не только потому, что пользоваться профессиональной камерой нужно учиться, а телефон даёт приемлемое качество сразу. И потому ещё, что качество фотографий, даваемых DLSR, давно уже визуально не меняется, тогда как качество смартфонных снимков продолжает безоговорочно расти.

Работает двухкамерный аппарат (здесь: Huawei P10; фрагмент, фото автора).

Совершенствование матриц, появление двухкамерных моделей и, благодаря этому, новых алгоритмов управления глубиной, подавления шумов, дали результаты, которые иначе как поразительными и назвать трудно (лично я совсем перестал брать зеркалку после того, как в кармане завёлся Huawei P10). Всё это ещё на грани исследований, экспериментов, но уже на рынке — и даёт покупателю то самое ощущение безграничной свободы, неисчерпаемых возможностей техники. Для зеркалок, кстати, это оказалось смертным приговором: продажи их упали с нулевых годов в разы и продолжают падать.

Другое направление, столь же впечатляющее, связано с дополненной реальностью. Так, напомню, называют наложение на снимок или видео синтетических элементов, желательно в реальном времени. В играх и мобильных приложениях, на которые возлагались самые большие надежды, AR (augmented reality) как-то не пошла или по крайней мере ждёт своего часа, своего убойного приложения. Но неожиданно, буквально за последние месяцы, «выстрелила» такая нестандартная штука как фанатская модификация фильмов.

Вот, посмотрите на эту быстрорастущую коллекцию, собираемую любителями на технофоруме Reddit. Сразу предупрежу, что по большей части она — NSFW, содержит порнографию. Но фишка в другом: лица главных героев в этих модифицированных в домашних условиях роликах заменены — как правило, на лица знаменитостей.

Как это сделано? С привлечением того самого экспериментального графического хай-энда, в данном случае, свободного инструментария глубокого машинного обучения. Оказывается если объяснить программе с элементами ИИ как не должно выглядеть то или иное лицо, её можно потом заставить автоматически исправить то же лицо во всех кадрах на подменное. Вот так и произведены десятки забавных видео с участием как бы звёзд эстрады и кино.

А чтобы оценить качество такой подмены — сравните вот эти два кадра, сделанные человеком, который собственно и придумал как применить всем доступные open source-библиотеки машинного обучения для быстрой замены лиц (по его псевдониму такие ролики теперь называют deepfake — дип-фейками). Сверху кадр из «Звёздных войн», где, истратив десятки миллионов долларов, воссоздали молодую Принцессу Лею. Ниже — выполненная за двадцать минут, на домашнем PC, то есть, что называется, «на коленке», автоматическая подмена. Да, разница заметна, но и затраты несравнимы! Если же не приглядываться, не пытаться обнаружить подделку, дип-фейки очень убедительны. И это — ещё одна причина проникнуться (кажущейся!) безграничностью возможностей CG.

Примеры можно приводить и дальше, но парадокс и проблема, конечно, в том, что возможности компьютерной графики хоть и широки, но не бесконечны, как представляется большинству. И однажды публика, бегущая и живущая теперь впереди паровоза графических технологий, будет вынуждена соотнести реальность и ожидания. А значит публику ждёт разочарование, а CG-индустрию — потеря интереса, сокращение инвестиций, темпа. Вопрос: когда это случится?

Сегодня «запас хода» у компьютерной графики ещё есть: выходят на массовый уровень VR-очки, благодаря криптовалютам продолжается чрезвычайный рост мощностей GPU, реализуют новые идеи цифровые камеры (только что стартовали продажи Google Clips с встроенным ИИ: теперь уже и кнопку нажимать не требуется!), неожиданно открыли второе дыхание игровые приставки...

Получается, ещё как минимум два-три года компьютерная графика останется одним из самых радостных, щедрых на подарки сегментов ИТ. В условиях почти тотальной стагнации на других цифровых направлениях, перспектива приятная. А дальше — есть ли смысл пытаться заглянуть?


компьютерная_графика,фотография,дип-фейк,ИИ,Twitch,цифра




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены