Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/10791
03.02.2011
На рынке офисных инструментов снова становится жарко: важнейшие разработчики этого золотоносного региона ИТ-бизнеса обозначают свои участки. Начала год ещё слабо известная публике The Document Foundation, выпустившая LibreOffice 3.3 — первый стабильный релиз нового свободного офисного пакета, отделившегося от OpenOffice.org (OOo). Почти одновременно отметились в новостях Oracle и IBM, работающие над облачными производными OOo. За ними последовала Google, обновившая набор веб-приложений Google Apps и, в частности, его текстово-табличную компоненту Google Docs. Не сходит с уст и Office 365 от заправилы рынка, Microsoft, релиз которого ожидается самое раннее в феврале. Необычное оживление представляется вестником грядущего передела собственности: впервые за долгие годы электронно-офисный инструментарий представлен столь широким набором средств, примерно равных по функциональности, но охватывающих весь диапазон цен и условий лицензирования, начиная с нуля и полной свободы. Для рядовых участников рынка возня производителей означает прежде всего возможность срезать издержки на содержание офиса, но это стандартная точка зрения. Взглянув на ситуацию под другим углом, можно самому подключиться к процессу формирования нового образа электронного офиса — и заработать на этом.
Главной проблемой для персональных компьютеров во всём их многообразии остаётся дороговизна офисного инструментария. Герой и виновник один — MS Office, законодатель мод и бессменный лидер. За два десятилетия своей эволюции, Office от Microsoft сменил без малого полтора десятка версий и до сих пор остаётся недосягаемо популярным.
Статистике, скромно приводимой его авторами накануне крупных релизов, позавидует любой софтверный издатель на Земле: летом прошлого года Office был установлен на 750 миллионах машин, если же учесть пиратские копии и нестандартные конфигурации, это число примерно сравняется с общим количеством компьютеров под управлением MS Windows, превысив один миллиард. Не воспользоваться такой ситуацией — смертный грех бизнесмена, и Microsoft конечно пользуется. Цена на самый популярный офисный пакет всегда трёхзначная и неудивительно, что именно бизнес-подразделение, занятое разработкой «Офиса», было и остаётся кормильцем гигантской корпорации. Сегодня позиции MS Office по-прежнему крепки: последний релиз, 2010, уже стал самой быстро продаваемой версией пакета за его историю. Офисный проект Microsoft настолько успешен, что в последние годы компания даже не пытается бороться с синдромом «мой офис достаточно хорош», предоставив рядовым пользователям самим выдумывать причины для апгрейда (например обладатели старых версией не могут обновиться до Office 2010 «за полцены» и вынуждены оплачивать новинку полностью).
Надвигающийся релиз Office 365, облачной надстройки для основного офисного пакета, вряд ли изменит ситуацию с ценами, поскольку главным клиентом офисного бизнеса компании остаётся покупатель коробочных версий. Однако среди крупных компаний нашлись желающие разыграть облачную карту в надежде переманить у Microsoft часть пользователей, уставших от высоких цен. Это в первую очередь Google с набором приложений Docs, реализующим работу с офисными документами через веб-интерфейс, и более полным набором Apps, включающим также электронную почту, органайзер и прочие средства, облегчающие коллективное творчество. Примерно ту же цель преследуют и облачные офисы IBM Lotus Symphony и Oracle Cloud Office, оба построенные на базе OpenOffice.org. Как правило в базовой конфигурации такие сервисы бесплатны, но за сравнительно небольшие деньги они настраиваются под требования конкретного заказчика, плюс предоставляется помощь в миграции с других платформ. Вопреки популярному мнению, функциональность этих продуктов достаточна для обеспечения нормальной офисной деятельности, что вместе с дешевизной уже обеспечило им некоторую популярность. Так по расчётам Google, стоимость одного рабочего места, оснащённого Google Apps, оказывается на порядок дешевле построенного на базе MS Office. Подтверждением тому — три миллиона компаний и 25 миллионов человек, пользующихся продуктом. В некоторых нишах (в частности, американских вузах) облачный офис от Google и вовсе занял доминирующее положение.
Особняком среди альтернативных наборов офисных инструментов стоит совсем юный LibreOffice. Это прямой наследник известного OpenOffice.org, выделившийся в самостоятельный, независимый от влияния какой-либо одной компании проект.
Свободный по сути (своей лицензии), офисный пакет OpenOffice.org разрабатывался под плотным контролем Sun Microsystems — и дела шли не всегда гладко. Бюрократизм и сомнительные стратегические решения Sun ещё при её жизни послужили причиной того, что энтузиасты (в первую очередь создатели популярных дистрибутивов операционной системы Linux) стали накапливать забракованные Sun изменения для OOo. Позже (после того как OOo достался Oracle) авторами этой коллекции было принято решение превратить набор поправок в новый офисный пакет, получивший название LibreOffice. Формальным его хозяином стала некоммерческая организация The Document Foundation (TDF), учреждённая при поддержке таких известных имён как Google, Red Hat, Novell и Canonical. Избавив проект от доминирующего влияния одного участника, авторы LibreOffice надеются не только привлечь пользователей новыми функциями и более шустрым процессом разработки (свежую версию планируется выпускать каждые несколько недель), но и заинтересовать тех разработчиков, которых отпугивала корпоративная принадлежность OOo.
Теоретики свободного программного обеспечения считают, что софтверная индустрия должна пережить как минимум ещё одну революцию, перейдя от заработка на продаже программ к заработкам на их обслуживании. По крайней мере в том, что касается офисных инструментов, сейчас самое время попытаться воплотить теорию в жизнь.
Пока дешёвые, но проприетарные облачные офисы Google, Oracle и IBM ослабляют лояльность публики к Microsoft и помогают сэкономить, свободный LibreOffice даёт возможность самому принять участие в переделе офисного рынка. Исходные тексты LibreOffice очищены от торговых знаков, а либеральная лицензия допускает фактически неограниченные манипуляции с программой. Косметические операции на пользовательском интерфейсе (привыкшие к красотам MS Office пользователи жалуются на аскетичный вид) и минимальная переработка с последующим ребрэндингом, настройка LibreOffice — вот простейшие примеры того, как можно обратить ситуацию себе на пользу. Но если присмотреться к планам TDF, станет очевидно, что это лишь крохи со стола, на котором сервировано королевское угощение.
OOo уже хорошо принят в государственных структурах и бизнесе Европы (в Германии ему принадлежит пятая часть рынка), в ближайшее время внимание общественности переключится на LibreOffice, но для продолжения экспансии вокруг проекта должна сформироваться сфера сопутствующих услуг — на данный момент фактически отсутствующая. Кто-то должен заняться обучением консультантов, преподавателей и тренеров, организовать службы технической поддержки, наработать средства облегчающие миграцию, наконец, задуматься о сертификации продуктов и персонала. Свободная лицензия и независимость LibreOffice от перипетий фортуны (даже если один из участников The Document Foundation разорится, проект останется на плаву) дают определённую уверенность в будущем. Но начинать нужно сегодня. Завтра — классика! — из вузов выйдет поколение, учившееся и выросшее на свободном офисном софте, и тогда придётся догонять.
Microsoft,MS_Office,OpenOffice,LibreOffice,свободный_софт,open_source,Linux,The_Document_Foundation,Sun_Microsystems,Office_365,Google_Apps