Оригинал материала находится по адресу http://ibusiness.ru/blogs/1476
07.09.2011

Мал, да удал: Raspberry Pi — персоналка за 25 долларов!

Компьютеры давно превратились из техники вычислительной в технику бытовую. И когда речь заходит о компьютерной грамотности, кто рискнёт оспорить утверждение, что средний уровень её сегодня несравненно выше, чем десять или двадцать лет назад? Однако несогласные есть. Вот уже несколько недель как Великобритания буквально помешалась на вопросах ИТ-образования. То там, то здесь на конференциях, фестивалях, симпозиумах звучит один и тот же тезис: студентов и школьников учат не тому и не в том объёме, который требуется, чтобы не дать стране отстать в технической гонке.

Правду-матку режет Эрик Шмидт (председатель совета директоров Google), пеняющий британцам на смещение образовательного фокуса в сторону гуманитарных наук и, в том числе, пренебрежение основами программирования. В том же тоне выдержаны и выступления на конференции Educating Programmers Summit, прошедшей в легендарном Блэтчли-парке (здесь долго квартировало главное криптоподразделение страны): преподавателей, способных вести качественное обучение основам вычислительной техники, недостаточно и со временем ситуация только ухудшается.

Проблемы Туманного Альбиона почти один в один повторяют те, что мы видим сегодня в России: вместо преподавания компьютерной грамоты, детей натаскивают на пользование конкретными программами (MS Windows, MS Office и т.п.). У меня на глазах известный технический ВУЗ выдаёт дипломы студентам, за пять лет не видевшим ничего кроме всё тех же офисных инструментов. Как хорошо подметили в Guardian, детей тренируют, а не учат.

Пытаясь ответить, как они дошли до жизни такой, британцы называют несколько причин. Среди самых важных: удорожание и усложнение вычислительной техники. Тот, кто сегодня строит околокомпьютерный бизнес, выросли на дешёвых 8-битных компьютерах, прозванных за свою неполноценность «игровыми». В полной мере цинизм этого названия стал понятен только сейчас. В восьмибитных машинах «железо» не было спрятано от пользователя за слоями операционной системы и прикладного софта.

Встречайте: Raspberry Pi! Собственно компьютер, на котором работает современная версия Linux — это крохотная коробочка, теряющаяся на фоне дисплея и клавиатуры.

Получив в подарок легендарные в Англии BBC Micro или (памятный и нам) ZX Spectrum, ребёнок был вынужден постигать азы информатики, формируя слой знаний, который точно поможет ему в будущем. И не боялся экспериментировать, потому что его компьютер не представлял никакой ценности для взрослых. Сегодня место «игровых» недокомпьютеров заняли игровые консоли и полноценные PC: дорогие, надёжно изолирующие пользователя от технических нюансов. И дети начинают не с BASIC’а, а с WoW.

Может быть поэтому так тепло и даже восторженно в Англии встречен вообще-то весьма специфический проект ультрадешёвой персоналки Raspberry Pi. Представьте себе компактное устройство, которое вмещает субгигагерцовый микропроцессор (ARM-совместимый Broadcom BCM2835), 256 Мбайт оперативной памяти, слот для флэш-карточки SD/MMC в качестве замены жёсткому диску, USB– и Ethernet-разъём, и конечно видеовыход.

Короче говоря, здесь есть всё то же, что и в системном блоке большинства обычных персональных компьютеров. Но с двумя оговорками. Во-первых, Pi по размеру не превышает пластиковой карты (в зависимости от модификации, возможно, ладони) и может работать от четырёх пальчиковых батареек. Во-вторых, её себестоимость составляет 25 долларов (35 за модель с сетевым разъёмом).

Производительность и программное обеспечение — традиционные слабые места экспериментальных компьютеров, но «малиновому» малышу (от англ. raspberry — малина) стыдиться нечего. ARM-процессор позволяет использовать Linux, так что Raspberry Pi комплектуется дистрибутивом Debian GNU/Linux с готовыми к использованию несколькими десятками тысяч приложений, от языков программирования до неизменных офисных пакетов. Вычислительной мощи достаточно для игрушек вроде Quake III, которую уже считают классикой. Впрочем, создатели Pi — а компьютер стал детищем одноимённой благотворительной организации, основанной несколькими британскими ИТ-энтузиастами — на игры и не рассчитывают. Они ставили перед собой задачу создать максимально дешёвый аналог PC для образовательных учреждений.

Работающая на свободном (читайте: бесплатном) софте, требующая лишь клавиатуры, мыши и практически любого монитора (начиная с чёрно-белых телевизоров), продаваемая за цену, равную хорошему учебнику, Raspberry Pi может стать находкой для компьютерных классов — и не только в развивающихся странах. Фактор стоимости вычислительной техники для образовательных учреждений даже в благополучных Англии и США по-прежнему не на последнем месте.

Но создатели Pi надеются на большее: они надеются спровоцировать с её помощью тот же феномен, что когда-то породили 8-битные компьютеры. Вообразите PC, которая будет полностью принадлежать ребёнку, возможно, болтаясь у него на шее вместо USB-флэшки, которую не страшно потерять или сломать, и главное — не лишающую его удовольствия экспериментаторства. Ведь самое худшее, что может произойти — потребоваться перезапись содержимого флэш-карты.

В числе основателей Raspberry Pi Foundation — Дэвид Брэбен, живая легенда компьютерных игр. Те, кто застал эру 8-битных машин, вспомнят его как соавтора космического симулятора Elite. Он и сегодня вовлечён в разработку игрушек, в частности, приложив руку к созданию Kinectimals и LostWinds. (фото: Rain Rabbit)

В настоящее время Raspberry Pi существует в виде действующего прототипа и с успехом демонстрируется на ИТ-конференциях по обе стороны Атлантики. Массовое производство запланировано на середину осени, а уже с ноября компьютер — в партиях от одной штуки — можно будет заказать через Интернет с доставкой в любую точку планеты. Разработчики намерены сдержать обещание по цене (продавать будут по себестоимости) и надеются, что расходы на пересылку в отдалённые регионы окажутся незначительными для крупных партий. Ведь интерес к новинке проявляют, например, в Кении (той самой, что переживает неожиданный всплеск популярности дешёвых Android-смартфонов).

Но Raspberry Pi интересна не только как образовательный проект. Невероятная дешевизна при сохранении того же уровня функциональности, что обеспечивают стационарные PC, поднимает вопрос о скрытых резервах PC-индустрии. За последние пять лет маржа здесь спикировала до неприлично низкого уровня, в частности, заставив отказаться от производства персоналок лидеров рынка, IBM и HP. Но точно ли использован весь запас? Нет ли возможности снизить себестоимость техники в разы, обеспечив пользователя достаточным минимумом функций? В конце концов, нетбуки и планшетки своим успехом отчасти обязаны именно исполнением критерия необходимой и достаточной функциональности.

Другой момент связан со скорым окончанием x86-монополии. В течение ближайших нескольких лет, сперва многие портативные, а после, возможно, и стационарные PC будут строиться на ARM-процессорах. ARM-архитектуру уже поддерживает Linux, будет поддерживать MS Windows, начиная с версии 8, а многие прочат то же будущее и Mac OS X. Но до того, как в ARM-сегмент придут гиганты, малыш Raspberry Pi имеет все шансы стать первой популярной ARM-персоналкой, на которой можно будет обкатать процесс разработки приложений и обозначить зарождающиеся тенденции.


Raspberry_Pi,кризис_PC,ARM,Linux,open_source,Великобритания,дети,сделай_сам,Дэвид_Брэбен,личность,история_успеха,8_бит,веха




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены