Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/1570
08.09.2011

Тянут-потянут, вытянуть не могут: Yahoo! и её печальная история

Хотите загадку? Назовите имя интернет-компании, основанной в первой половине 90-х, успешно пережившей бум дот-комов и его крах, все киберсоциальные пертурбации нулевых, до сих пор владеющей веб-ресурсом, входящим в тройку самых посещаемых в Сети, одним из самых узнаваемых брэндов на планете, зарабатывающей миллиарды на онлайновой рекламе, но при всём этом — парадокс! — никому не известной. Подсказка: вчера она лишилась своего CEO.

Запишите плюсик к карме, если догадались, и не расстраивайтесь, если не смогли: в последние 24 часа нашу героиню вспоминают именно как компанию, которую формально знают все, но о которой фактически никто не помнит. Речь о Yahoo! Inc., а человек, с увольнением которого связывают надежды на ренессанс — Кэрол Бартц, почти три года возглавлявшая этот легендарный бизнес.

Факты таковы. Во вторник, неожиданным решением совета директоров, Бартц была смещена с поста генерального директора. Её место временно занял CFO Тим Морзе. Одновременно составлен чрезвычайный комитет, в задачи которого входит подыскание кандидата на освободившуюся должность и пересмотр стратегии развития компании. Вообще, перемены должна была привнести сама Кэрол, но железная леди очевидно не справилась с задачей.

Кэрол Бартц — настоящая легенда ИТ. Её трудовой путь начинается в 1976 и пролегает по карьерным лестницам 3M, DEC, Sun Microsystems и Autodesk. В последней она задержалась аж на 14 лет, и именно Бартц приписывают заслугу преобразования компании из рядового разработчика в одного из лидеров софтверной индустрии. Предельно жёсткая в общении, своенравная и неуступчивая, Бартц сохранила неповторимый стиль управления и в Yahoo!

63 года, трое детей, опыт управления крупнейшими ИТ-предприятиями и личный опыт, какого не пожелаешь никому (побеждённый рак груди) — всё это Кэрол Бартц. Отдельно стоит упомянуть её манеру общения. Кэрол не слабо назвать неудачником акционера, который осмелился спросить, не пора ли ей на пенсию — а многие вербальные экзерсисы и вовсе публикации не подлежат.

Заменив на посту CEO продержавшегося всего год и провалившего за это время историческую сделку с Microsoft Джерри Янга (см. далее), Бартц должна была не просто удержать компанию на плаву, но и отыскать новые рецепты успеха. Однако курс акций Yahoo! сегодня на том же уровне, где он был три года назад, бизнес растёт вяло, а единственное яркое событие — скандал вокруг китайских инвестиций (Yahoo! принадлежит 40% доля в китайском интернет-конгломерате Alibaba Group, эта собственность считается едва ли не самым ценным, что есть у Yahoo!, но с правами не всё гладко — подробнее см. «Алибаба.com и сорок разбойников»). Так что не стоит удивляться развязке.

Увольнение CEO обычно процесс небыстрый, его готовят юристы с обеих сторон, но в этот раз обошлись одним телефонным звонком от председателя совета директоров. Забавно, что прощальное письмо коллегам (сводившееся буквально к «меня только что уволили по телефону, всем успехов!») Бартц отправила с iPad, устройства, появившегося и ставшего фантастически популярным всего-то за год с небольшим. Тем самым она словно подписалась под вердиктом о своём бессилии. Женщина, зажигавшая звёзды, получив в руки компанию с мировым именем, за три года не смогла выдавить из неё хоть какой-нибудь результат.

На первый взгляд Yahoo! нечего стесняться. Здесь трудятся больше 13 тысяч человек, вместе с Google и Facebook она формирует тройку самых посещаемых ресурсов глобальной сети, ей принадлежит популярная почтовая служба (250 млн. пользователей), фотосервис с социальными зачатками Flickr, свой — легендарный! — поисковик, множество успешных медиасервисов с востребованным контентом (News, Sports, Finance и мн. др.). Она владеет одной из крупнейших рекламных сетей, показывая ежесуточно свыше 10 миллиардов объявлений. Наконец, компания активна даже там, где вроде бы ей делать нечего: у Yahoo! насчитали более шести сотен удовлетворённых или поданных заявок на изобретения в области мобильной электроники. Но проблема Yahoo! именно в том, что она занимается всем — и ничем конкретно.

Последние десять лет в жизни интернет-гиганта теперь называют не иначе как сменой, простите, импотентов. Сексуальный подтекст тут ни при чём, в буквальном переводе с английского «impotent» значит «бессильный», и это определение в точности характеризует достижения её многочисленных CEO. Терри Сэмел, ветеран Голливуда с 24-летним опытом, вытащивший Warner Bros в миллиардёры, заступил на пост генерального директора Yahoo! в 2001 году — и сдался шестью годами позже, поставив крест на идее превратить компанию в медийную, сделать акцент на продаже контента.

Ликвидировать накопившееся за это время технологическое отставание был призван сооснователь Yahoo! Джерри Янг, чистый технарь без опыта на управленческих должностях. Янг просидел в кресле генерального полтора года и считается одним из непосредственных виновников провала сделки с Microsoft. В феврале 2008 империя Гейтса/Балмера сделала Yahoo! предложение на 45 миллиардов долларов, фактически предложив купить компанию по цене, на 60% превышавшую тогдашнюю рыночную стоимость. Microsoft считала, что сможет лучше противостоять натиску Google, если обзаведётся её крупнейшим конкурентом. Но Янг и Рой Босток (председатель совета директоров, запомните это имя) запросили ещё немного больше — и сделка провалилась.

Кэрол Бартц, пришедшей на смену Янгу, не оставалось ничего другого, как заключить ограниченный союз с Microsoft (воспользоваться поисковыми сервисами софтверного гиганта в обмен на выплату доли от рекламы) — союз, однозначно расцениваемый сегодня как проигрышный для Yahoo!. Теперь, после увольнения и Бартц (это сделал лично уже знакомый вам Босток), настало время оценить, куда привела компанию сумасшедшая десятилетняя гонка. Да, у Yahoo! по-прежнему огромная аудитория и разветвлённая сеть веб-сервисов. Но роль компании в меняющейся интернет-экосистеме слабеет.

В то время как социальные сети (Facebook, Twitter, Google+) наращивают время, проводимое посетителями на их страницах, для Yahoo! тот же показатель уменьшается (за период правления Бартц — на треть, по данным comScore для США). У неё нет ни собственного современного рекламного движка, способного противостоять таргетинговым функциям Google, ни полноценного социального движка а-ля Facebook.

Yahoo! любит повторять: я — ваше всё (подпись на баннере в центре Манхэттена: там, где мир отмечается каждый день)! Но это как раз тот печальный случай, когда количество не переходит в качество. Аналитики и акционеры давно сетуют по поводу размытой стратегии. Уж лучше бы компания была чем-то конкретным! (фото: Nickhall)

Быть может винить во всех бедах только CEO и неправильно: говорят, вечно сомневающийся совет директоров Yahoo! сам по себе неповторим. А Бартц, к примеру, сумела облегчить бюрократический аппарат и провести два масштабных сокращения штатов, урезав накладные расходы и сделав возможным более быстрый вывод новых продуктов. Но выводить нечего. Компания, которую кормит реклама, по-прежнему не может определиться, хочет ли она стать технологической (пример: Google) или медийной (вспомните, откуда пришёл Сэмел).

Пытаясь успокоить инвесторов, Морзе сотоварищи заливаются соловьями: траектория роста, инновации, ценность для акционеров и т.п. и т.д. И по-прежнему давят на все кнопки сразу: Yahoo! официально участвует в конкурсе на приобретение видеосервиса Hulu (медиа!) и, по слухам, готовится купить некий стартап, который поможет ей рывком модернизировать рекламный движок (технологии!). Но 6% скачок, совершённый акциями Yahoo! сразу после отставки Бартц, неумолимые аналитики приписывают единственной причине: ещё не поздно продать компанию целиком или по частям — и уж теперь-то продаже никто и ничто не смогут помешать.

То, что Морзе станет последним CEO интернет-гиганта, никто не сомневается: найдётся мало столь же надёжных способов похоронить свою репутацию, как заняв пост генерального директора Yahoo!. Другой вопрос, кому нужна она теперь? Microsoft получила, что хотела. AOL слишком мала, чтобы купить Yahoo! целиком. Есть, правда, ещё AT&T и Verizon. Но вероятней всего, компанию заставят избавиться от дорогостоящей азиатской собственности (доли в Alibaba и Yahoo! Japan), после чего остатки будут куплены каким-нибудь венчурным фондом и подвергнуты реструктуризации. И может быть после этого имя Yahoo! снова будет у всех на устах.


Yahoo!,Кэрол_Бартц,женщина,личность,дот-ком




Евгений Золотов, 1999-2018. Личный архив. Некоторые права защищены