Оригинал.
9.08.2017

Пора лечить города от велосипедов (Волшебство гироцикла, ч.7)

Подходит к концу третий тёплый сезон, проводимый мной на моноколесе. Если вы следите за публикациями, скажу, что всё ещё езжу на том же самом Ninebot One E+, а на одометре уже больше двух тысяч километров. Писать, правда, приходится реже, но ведь и было бы о чём! В полудюжине колонок, написанных за это время (см. серию «Волшебство гироцикла»), рассмотрены все важные аспекты гиротранспорта и портативного электротранспорта вообще (то есть такого, который, грубо говоря, можно упаковать до размеров рюкзака).

Сегодня, однако, есть повод продолжить разговор — подняв «неудобный» вопрос, который назрел, но даже признать существование которого многие пока не решаются. Речь о принципиальной разнице между велосипедом и портативным е-транспортом. Которую пора уже заметить и подвергнуть анализу. Потому что чем дольше публика будет подвержена «велослепоте», тем дороже и трудней потом будет её последствия исправлять...

Выйдя на улицу — оглянитесь, осмыслите, в каком направлении развивается поддержка альтернативного личного транспорта в российских городах. Вот дорожки — велодорожки, заточенные под велосипед. Вот парковки — велопарковки, придуманные под велосипед. Вот Правила дорожного движения — составители которых, кажется, слышали только про велосипед, но никогда про гироцикл. Вот блоги, семинары, телепередачи — рассказывающие только про велосипед, будто иных вариантов перемещения по городу не существует.

Моноколесо — король городского транспорта: самое компактное, самое быстрое, самое маневренное ТС. И кстати, выучиться ездить на нём — вопрос двух вечеров (ещё быстрее, если кто-то будет держать за руку).

Ну так что ж, скажет кто-то, где двухколёсный педальный аппарат, продаваемый миллионными тиражами, а где, например, моноколесо! Но такая позиция уже справедлива только отчасти. Потому что для тех, кто портативным е-транспортом хоть раз пользовался, вопроса не стоит: будущее именно за такими — портативными и электрифицированными! — транспортными средствами. Велик же (и в том числе электровелосипед) в городе постигнет участь автомобиля: на него ополчится общественное мнение и он будет загнан в нишу, сильно потеряв в популярности.

Да-да, знаю, звучит безумно. Но — сгоните скептическую улыбку и оцените трезво накопленный за последние три-четыре года опыт эксплуатации портативного е-транспорта в городах. Вот какие замечательные свойства ему присущи:

- Малые габариты. Моноколесо, гироскутер, электросамокат физически возможно поднять одной рукой и занести (в крайнем случае закатить) в помещение: домой, на работу, на учёбу, в магазин и поликлинику, в общественный транспорт. В большинстве случаев такое транспортное средство занимает площадь меньше стоящего человека: часто его можно просто сунуть под стол или стул, в крайнем случае оставить в прихожей вместе с обувью. По той же причине пассажир гироцикла и (в меньшей степени электросамоката) комфортно чувствует себя в толпе.

- Беспрецедентная маневренность. Малый диаметр колеса и специфические свойства мотора (у гироциклов) позволяют останавливаться и совершать повороты/развороты практически буквально на месте.

- Уникальные динамика и скорость. Что касается скорости, то редко кто из велосипедистов движется по городу хотя бы так же быстро, как человек на моноколесе или электросамокате (понаблюдайте, если не верите). Но речь не только и не столько о скорости. Небольшой вес (редко достигающий 20 кг, а чаще сильно меньше) и мощные электродвигатели делают портативный е-транспорт необыкновенно динамичным: максимальную скорость на нём можно набрать практически мгновенно — вас словно бы выстреливает из электропушки!

- Парадоксальные физические свойства гироцикла. Если помните принцип действия, гироцикл будто бы не имеет инерции: он не катится, разогнанный, а лишь подхватывает пассажира, не давая ему упасть. Это позволяет не только быстро останавливаться, но и (что даже важнее!) всегда естественно контролировать скорость. Гироциклист не рискует слететь с горы, подобно велосипедисту или роллеру, у которых отказали тормоза. Меньше риск столкновения с внезапно возникшим на пути препятствием.

- Электропривод. Даже небольшие городские расстояния комфортней преодолевать не напрягая собственных мускулов. Тем более с грузом.

Этого достаточно, чтобы поставить под сомнение будущее велосипеда в городе. Да, сегодня он доминирует — но доминирует лишь в силу исторического преимущества: он тупо появился на два века раньше! Функционально же, помещённый в рамки города, велосипед практически по всем параметрам уступает портативному е-транспорту. Поэтому, конечно, ориентироваться на велосипед, развивая город, лучше чем ничего. Но настал момент, когда необходимо смотреть дальше и мыслить шире!

Электросамокат без гироскопов, но к портативному е-транспорту тоже относится: нужно — поехал, нужно — понёс.

Три года назад даже в крупных российских городах гироциклы были диковинкой. Прошлым летом, отправляясь на электропокатушку, уже можно было пересечься с единомышленниками. Нынче гироциклы и электросамокаты пошли в массы: трудно пройти, проехать по улицам и не встретиться с несколькими их пользователями! Дети рассекают по дворам на дешёвых гироскутерах и уже ездят на них в кино и магазины. Взрослые предпочитают моноколесо и е-самокат — и чаще по делу: ездят и на работу, и за покупками, развозят почту и мороженое (из того, что видел сам), даже на дачу и в лес.

Проблема же в том, что особенные свойства портативного е-транспорта требуют и особого к нему отношения. Нельзя более равнять велосипед/электровелосипед с моноколесом, гироциклом, электросамокатом! Нужно понимать разницу и соответственно менять стратегию развития городов. Ниже я перечислю несколько очевидных следствий, из этой разницы проистекающих — с них по крайней мере можно начать.

1 Парковка. Портативный е-транспорт — пока ещё сравнительно дорогая и недостаточно хорошо защищённая от внешних воздействий техника. Оставлять её на велопарковке, даже пристёгнутой к трубе, нельзя. Нужно оградить её от экстремальных температур, осадков, воров. Поэтому требуются специальные паркинги: крытые, лучше с искусственным климатом, охраняемые. Замечательный вариант: многоярусная конструкция, наподобие камер хранения (с габаритами ячейки под большую сумку). Собственно уже сейчас, приехав в крупный торговый центр, проще не таскать то же моноколесо с собой, а поместить его в камеру хранения.

2 Зарядные пункты. Их проще всего совместить с парковкой и сделать бесплатными. Каких-то чрезмерных вложений от владельцев помещений это не требует: достаточно обычной электрической проводки, а стоимость «полной заправки» одной транспортной единицы — несколько рублей.

3 Дорожки — должны быть особенными. То, что для велосипедов приемлемо и часто допускается (из принципа «и так сойдёт»), для портативного е-транспорта может оказаться проблемой. Моноколёса, например, плохо ведут себя даже на неглубокой вязкой грязи, небольшие колёса электросамокатов не любят щебень. Следовательно, нужны как минимум регулярная уборка и особое исполнение пересечений с проезжей частью (возвышенность). А торчащие из асфальта обрезки труб (стоял дорожный знак, срезали, а «корень» извлечь поленились) и вовсе чреваты падением. Кроме того, если такая возможность есть, желательно проводить гиродорожки не рядом с автодорогой, а по другую сторону прилегающего тротуара: на гироциклах люди часто едут уже не в спортивной, а деловой одежде.

Серия Segway/Ninebot One Z: новый тренд в гироциклостроении. 18 дюймов, широкая покрышка (устойчивость!), скорость до 45 км/ч, вес пассажира до 150 кг. И 100 километров в запасе!

4 Съезды с бордюров не просто желательны, а обязательны! То, что на велосипеде легко преодолеть не спешиваясь, на портативном е-транспорте часто требует досадной остановки.

5 Иное отношение в общественных местах. Портативный е-транспорт МОЖНО проносить в магазин, метро, поликлинику, учебные заведения, деловые здания. Гироцикл, электросамокат — не ровня велосипеду! Менять отношение всё равно придётся, так давайте сделаем это раньше других. Да, ездить на моноколесе по торговому центру, вероятно, нельзя. Но нельзя и относиться к каждому человеку с гироциклом как к террористу с бомбой в руках!

6 Наконец, признание Правилами дорожного движения. Требование спешиться при переходе проезжей части НЕОБХОДИМО отменить как устаревшее! Прежде всего потому, что гироцикл не всегда удобно транспортировать вручную. Вместо этого следует предписать человеку на портативном электротранспортном средстве сбрасывать скорость до пешеходной и так пересекать дорогу. Отсутствие такого пункта провоцирует автомобилистов на агрессию: готов лично засвидетельствовать, что не спешившихся гироциклистов часто попросту пытаются давить — ведь это они якобы нарушили ПДД!

Таковы проявления «велослепоты» и первейшие меры борьбы с нею. Конечно, полагать, что акцент с велосипедов удастся перенести в ближайшие же месяцы — наивно, но... Завершая третий моноколёсный сезон, лично я точно знаю, что уже от гироцикла не откажусь — как, верю, и тысячи других состоявшихся пользователей моноколёс, гироскутеров, электросамокатов. И конфликт с «двухколёсным педальным другом», несправедливо объявленным городским транспортом будущего, с этого момента будет только обостряться. Как минимум стоит начать разговор.


гироцикл,моноколесо,умная_вещь,город,велосипед,е-транспорт,чистая_энергия




Евгений Золотов, 1999-2017. Личный архив. Некоторые права защищены