Оригинал материала находится по адресу www.computerra.ru/93994/bye-bye-vaio/
12.02.2014
За два года непрерывно падающих продаж ПК мы навидались всякого. Но пришедшее на днях известие из Японии всё равно стоит особняком: PC-бизнес покидает Sony. Тот чуть ли не единственный крупный игрок лагеря Wintel, который, казалось, только и должен был выстоять в условиях, когда персональный компьютер превратился в предмет обихода, ещё одну бытовую железку.
Суть сообщения, озвученного Казуо Хираи (у руля компании уже два года), укладывается буквально в одно предложение. Sony уволит примерно каждого тридцатого сотрудника (пять тысяч человек и четвёртое масштабное сокращение штата за последние десять лет), выделит в самостоятельную компанию производство телевизоров (ход, не имеющий особого смысла, — если только это не подготовка к полной продаже, что, как ожидается, и случится в ближайшие годы) и, наконец, продаст производство персоналок. Бренд VAIO почти полностью (Sony сохранит в нём символический 5-процентный интерес) достанется японской конторе Japan Industrial Partners Inc. — своего рода ломбарду, скупающему по дешёвке ставшие лишними подразделения электронных гигантов.
JIP не намерена закрывать производство, но ограничится японским рынком, так что для поклонников VAIO в остальном мире это, можно считать, финал. А для самой Sony, вероятно, не последняя жертва: продолжающаяся масштабная реструктуризация компании может потребовать затянуть пояс ещё туже. Пока же вместо $300 млн прибыли, ожидавшейся по итогам текущего финансового года (окончание в марте), компания планирует потерять более одного миллиарда долларов США. И завершить пятый год из шести последних с чистым убытком.
Биржа приняла новость спокойно и даже благожелательно: акции Sony дёрнулись вверх, что редкость в последние полгода. Впрочем, вряд ли это стоит считать одобрением: скорее обычная фиксация прибыли, ведь о переживаемых компанией трудностях знали все. С другой стороны, выстроенная Хираи новая модель выглядит если не более жизнеспособной, то по крайней мере более адекватной реалиям дня: Sony намерена сосредоточиться на мобильных устройствах (планшетках и смартфонах; по продажам последних она третья в мире), играх (PS4 стартовала сравнительно хорошо) и фотосенсорах. Но почему же не выгорела затея с персоналками?
Sony в компьютерном деле не новичок. Компания собирала персоналки для Японии в 80-х годах, потом оставила этот бизнес, но вернулась в него во второй половине 90-х с концепцией новаторской PC. Семейство VAIO (аббревиатура, кстати, расшифровывается как «аудиовизуальный интеллектуальный органайзер») включало главным образом портативные персоналки с радикальными, бросающимися в глаза новшествами. В разное время их отличительной чертой были особый пользовательский интерфейс, необычные дисплеи, корпуса невероятной толщины (точнее, тонщины: ультрабуки до ультрабуков!), внешнее исполнение (цвет и фактура покрытия, в последнее время — гибридная схема с отключаемой клавиатурой). Бренд VAIO стал гордостью Sony и её основным оружием в борьбе с монстрами вроде Apple и Samsung.
Sony играла в высшем ценовом сегменте: компьютеры VAIO всегда в среднем стоили дороже, чем персоналки ведущих PC-вендоров. Но стесняться ей не пристало: пока лагерь Wintel продолжал упрямо выдавать «скучные серые коробки» (так, если помните, называли когда-то IBM PC), VAIO сделали символом стиля, высокой компьютерной моды. Из соперников Apple она ближе всех подобралась к решению этой задачки — превращению компьютера из устройства для вычислений в творческий инструмент и даже образчик искусства. Вспомните, если в «нулевые» вы слышали в компьютерном магазине восхищённое «Хочу вон тот, красненький!», можно было не сомневаться, что имеется в виду очередная модель VAIO. Так что, хоть в общемировом зачёте ПК-производителей Sony шла только десятой, среди вендоров премиальных ноутбуков она входила в тройку лидеров, продавая почти каждое пятое такое устройство.
Но кризис ударил и по ней. В прошлом году Sony пережила «значительный» (её собственное определение) спад продаж персоналок в штучном выражении, а доля рынка, принадлежащая ей, усохла примерно до 2 и 8 процентов соответственно. Тенденция «смерти ПК» затронула всех — и даже Lenovo, говорят, демонстрируя рост в долларовом исчислении, стала продавать меньше в штуках. Но если конкуренты вроде HP и Dell по крайней мере уцепились за деловой сектор, Sony цепляться не за что: она всегда была и остаётся производителем бытовой электроники. Цены падают, спрос слабеет, маржа истончается, перспективы у персоналки туманные — что прикажете делать? Хираи решил резать.
Главный вопрос теперь: какой станет обновлённая Sony? Ведь, говоря откровенно, мобильные устройства и игрушки — недостаточно прочное основание для такого крупного бренда. Как минимум они не смогут обеспечить устойчивый рост (нет диверсификации), в худшем же случае и эта почва уйдёт из-под ног: смартфоны и планшетки уступят место носимым компьютерам (а-ля Google Glass), а игровые приставки многими уже почитаются ходячими мертвецами.
Поэтому аналитики отстаивают самый радикальный сценарий: Sony может отказаться от производства бытовой электроники вовсе! В марте завершит продажу VAIO, к концу года или в следующем избавится от ТВ, а когда подойдёт срок, точно так же отрежет производство мобильных устройств и игровых консолей. И сосредоточится на выпуске инновационных электронных компонентов собственной разработки, с широким спектром применения. Сегодня Sony — мировой лидер по производству матриц для цифровых фотокамер: обласканные критиками, они работают, например, в каждом «Айфоне». Обывателю это неизвестно, но этого и не требуется. Важно, что это способно спасти компанию, поможет ей пережить трудные годы. Ну а там, кто знает, может быть, она предпримет третий компьютерный заход…
P.S. В статье использованы иллюстрации Andrea Tornabene, Alosh Bennett, Karlis Dambrans, EMR.