Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/1741
12.09.2011
Если вы используете iPhone или iPad, то наверняка уже слышали сенсационную новость: отныне Adobe Flash доступен даже на мобильных устройствах Apple. Так что же, четырёхлетняя война Adobe и Apple завершена, причём поражением последней? Что ж, война и правда почти окончена, вот только с обратным исходом.
Действительно, после многолетнего ожидания, Flash-контент можно будет просматривать на устройствах под управлением iOS. Но, во-первых, речь идёт только о видеоматериалах, и, во-вторых, проигравшей стороной следует считать Adobe.
Факты таковы. На минувшей неделе на конференции вещательных компаний в Амстердаме, Adobe Systems представила несколько важных обновлений своего программного обеспечения и среди них Flash Media Server (FMS) за номером 4.5. С помощью этой программы, в частности, организуется интернет-вещание видеоконтента в формате Flash. Попросту, если вы желаете просмотреть Flash-видеоролик в браузере, вам понадобится Flash-плагин, а владельцу сайта — FMS. Но что делать пользователям, на компьютерах (или устройствах) которых по той или иной причине нет флэш-плагина? А ведь именно так обстоят дела с iPhone и iPad. Здесь и придёт на помощь новый FMS: он на лету перепакует видео из «флэша» в понимаемый большинством современных браузеров формат HLS — и нет проблем!
У такого подхода есть плюсы и минусы. Плюсов больше: для просмотра любого видео в Сети отныне будет достаточно наличия современного веб-браузера; ставить медленный, жадный до памяти и электроэнергии Flash-плагин нет необходимости. Минус всего один, зато болезненный: как было сказано выше, речь идёт только о видеоматериалах. Игры, анимация, реклама в формате Flash по-прежнему требуют наличия плагина от Adobe.
Но к чему тогда шум, если для рядового пользователя почти ничего не изменилось? Случившееся важно по двум причинам. Прежде всего потому, что плееры, смартфоны и планшетки Apple — весь этот пёстрый спектр управляется операционной системой iOS — сейчас составляют самую активную в смысле поглощения видео часть мобильной аудитории. На неё приходится три четверти всех просмотров видео с мобильных устройств. Теперь эта аудитория получит прямой, без всяких технических ухищрений доступ к видеоконтенту на тех сайтах, где используется Flash.
Вторая причина кроется в противостоянии Adobe и Apple. Flash — очень популярная штука. Ещё год назад он был доминирующим форматом видеофайлов в Сети. На нём написано бесчисленное множество веб-сайтов, игр, и наверное ещё большее число рекламных роликов. Любая статистика тут пасует, но косвенно оценить степень зависимости компьютерного мира от Flash можно по такой цифре: на девяти из десяти персоналок установлен флэш-плагин, а последние два года идёт его проникновение и на мобильные устройства. Единственное исключение из этого правила — зияющая дыра в стратегии Adobe — платформа iOS. Флэш-плагина здесь не было, нет и не будет.
Но как и, главное, почему Apple запретила Flash на своей мобильной территории? Технически запрет реализован просто: Apple жёстко контролирует свою платформу, лично одобряя каждую программу, которая появляется в единственном магазине приложений, App Store. Соответственно, Adobe ничего поделать не в состоянии. Объяснить «почему» сложней. Сделать этого убедительно не смог даже сам Стивен Джобс, весной 2010 собравший все имевшиеся аргументы в знаменитом открытом письме «Мысли о Flash» (см. «Thoughts on Flash»).
Если коротко, в Apple считают разработку Adobe закрытой, плохо отлаженной, не вписывающейся в установленные правила программой. Она поглощает неадекватно много энергии (актуально для автономных устройств), постоянно преподносит новые «дыры», способные навредить защищённости системы, является виновником номер один по числу зависаний персоналок Apple (для Mac OS X флэш-плагин имеется), нарушает единообразие пользовательского интерфейса (у каждой флэш-программы свой внешний вид). При этом Apple не в силах как-то повлиять на ситуацию, ведь Flash — чужая разработка. Неудивительно, что компания предпочла оградить свои мобильные устройства от флэш-плагина.
Справедливости ради стоит отметить, что с аргументацией Джобса согласны не все. Кое-кто, а в их числе и Adobe, обвиняет бывшего главу Apple в попытке защитить свою монополию от чересчур ретивых конкурентов. Сегодня App Store — единственный источник программного обеспечения для iOS-устройств, и Apple получает 30% с каждой продажи. Flash, теоретически, позволяет выстроить параллельную экосистему, со своими приложениями, но уже неподконтрольную Apple. Правда это или нет, Flash на iOS-устройства не попал, и пользователи, которым он действительно нужен, вынуждены прибегать к ухищрениям. К примеру, флэш-плагин можно установить на iPhone, взломав его (сделав т.н. jailbreak). Правда, в результате теряется право на гарантийный ремонт, так что этот путь не для всех.
Взамен Apple предложила пользоваться HTML5. Несколько упрощая, под этой аббревиатурой подразумевается не только новая (пятая) редакция главного гипертекстового языка, HTML, но и ряд других, используемых вместе с ним языков и механизмов (разметка CSS, язык программирования Javascript, векторная графика SVG, шрифты WOFF и др.). Важно, что средствами HTML5 можно сделать всё то же самое, что и с помощью Adobe Flash, но при этом для просмотра не требуется каких-то плагинов: достаточно любого современного браузера.
По крайней мере в теории, HTML5 быстрее и безопасней чем Flash, а приложение, на нём написанное, обладает настоящей кроссплатформенностью — оно способно работать везде, где есть браузер, поддерживающий HTML5, тогда как Flash-приложения работают только на тех платформах, где имеется флэш-плагин.
Собственно, тут мы подходим к развязке. Flash и HTML удачно дополняли друг друга на протяжении более десятилетия. Никто не знает, как именно будут развиваться события в следующие два-три года, но мало кто из экспертов сомневается: счастливому симбиозу пришёл конец.
HTML5 привлекает всё больше участников. На нём пишут новые сайты, веб-приложения и игры (кроссплатформенность позволяет сделать всего одну версию для всех платформ и устройств — особенно активно этим пользуется Facebook). На нём основаны даже современные операционные системы, такие как Windows 8 или webOS. На него переводят видеоконтент: крупнейшая видеоколлекция Сети, YouTube, в настоящее время хоть ещё и использует Flash, но уже предлагает значительную часть своих материалов в HTML5-формате.
Adobe прилюдно от своего детища не отказывается, но за кулисами давно уже готовит отступление. Так, весной компания выпустила экспериментальный транслятор Wallaby, автоматически переводящий Flash-программы в HTML5 (правда, пока поддерживается только часть функций). С 2008 выпускается Adobe AIR, с помощью которой программисты могут превращать свои флэш-разработки в полноценные программы, работающие в большинстве популярных операционных систем и не требующие флэш-плагина. Плюс, компания постепенно трансформирует свои инструменты для Flash-разработчиков в универсальные, пригодные как для создания проектов на Flash, так и на HTML5.
Поэтому известие о новом Flash Media Server, который научился транслировать видео в формате HLS (по сути, это часть HTML5) стало не только ещё одним подтверждением постепенной сдачи позиций Adobe и победы Apple, но и победы HTML5 над Flash. И если вам придётся выбирать, на чём писать следующее веб-приложение, не сомневайтесь: детище Adobe обречено.
Adobe,Flash,мобильные_устройства,HTML5,эволюция_Сети,iOS