Оригинал материала находится по адресу ibusiness.ru/blogs/20686
14.06.2012
Эта неделя стала праздничной не только для россиян. Многомиллионная интернациональная аудитория пользователей Айфонов, Айпадов, Маков приникла в понедельник к дисплеям, стараясь не упустить ни слова из вступительной речи первых лиц Apple на открывшейся в Сан-Франциско конференции Worldwide Developers Conference (WWDC, проводится компанией для разработчиков ежегодно). И команда Тимоти Кука не обманула ожиданий, вместив в два с небольшим часа результаты нескольких лет труда.
Первая и конечно самая ожидаемая новость — разрыв с Google. С момента появления iPhone и до текущей недели поставщиком картографических услуг для Apple был поисковый гигант (см. «Последние дни бумажных карт»). Отныне Apple рисует карты сама. Её сервис Maps это многослойная географическая схема с фотореалистичным 3D (трёхмерный режим доступен пока только для крупнейших городов мира), навигацией (прокладка маршрутов, пошаговые инструкции), привязанными к координатной сетке сведениями о сотне миллионов бизнесов, информацией о дорожном движении.
Apple вложила в разработку Maps минимум три года и сотни миллионов долларов — и теперь по праву гордится своим детищем. Часть данных ей поставляют партнёры (TomTom NV, Yelp и др.), остальное — 3D-аэрофотосъёмку, сбор сведений о состоянии на дорогах (через анонимизированные координаты пользователей iOS-устройств) — она собирает самостоятельно.
Второе важное свершение во многом связано с первым. Теперь, когда у Apple есть своя навигация, грех не приладить к ней своего же интеллектуального помощника, способного понимать человеческую речь и формулировать понятные ответы. Да, речь — о связке Siri и Maps: с её помощью строить маршруты, выяснять детали пути пользователи iPhone и iPad смогут почти не прикасаясь собственно к цифровому устройству, ведя с ним непринуждённый диалог. Это ценное свойство Apple немедленно использовала для проникновения на автомобильный рынок: компания уже договорилась с десятком крупнейших автопроизводителей (от Audi и BMW до Toyota и Honda) об установке на рулях их новых авто специальной кнопки, нажатие которой активирует Siri в находящемся в салоне смартфоне/планшетке.
На платформе Android навигационная функция имеется давно и считается одной из самых востребованных. Так что Apple, конечно, несколько припозднилась с выпуском своего продукта. Зато сделала это в неповторимой решительной манере: одно только известие о грядущем выходе Maps заставило акции производителей навигационного оборудования для пешеходов и автомобилистов (Garmin, Telenav, Harman) совершить впечатляющий рывок вниз. Аналитики теперь не сомневаясь предрекают навигаторам как самостоятельному классу устройств скорую погибель: совместными усилиями Google и Apple, многофункциональные смартфоны и планшетки отправят навигаторы на свалку истории.
Внимательный читатель наверняка подметил нестыковку: ведь Siri до сих пор работала только на iPhone. Это ограничение снято в новой версии операционной системы iOS: вместе с версией 6, неотъемлемой частью которой являются Siri и Maps, они смогут работать и на Айпадах.
Бета «Шестёрки», презентованная на WWDC, пока доступна только разработчикам, но её релиз уже не за горами (намечен на осень). Помимо навигации и значительно усовершенствованной Siri, изменения в iOS 6 сосредоточены главным образом в коммуникационной части: теперь пользователи могут совершать видеозвонки не только по Wi-Fi, но и через сотовые каналы (да здравствует 4G!), браузер Safari и система в целом более тесно интегрированы с облачным накопителем iCloud и социальными сетями (прежде всего с Facebook), и т.д. Перечислять здесь функционал «Шестёрки» нет смысла, потому что он уже тысячи раз описан ориентирующейся на Apple прессой. Лучше вспомнить о том, что не всем iOS 6 пришлась по нраву.
Главный недостаток новой версии iOS — в сильно ограниченном списке поддерживаемых устройств. Выпустят систему осенью в качестве бесплатного обновления, но вот установить её смогут лишь пользователи iPhone 3GS и выше, iPod Touch самой последней модификации, и iPad 2 или 3 (тот самый, который без номера). Вот за такую неприкрытую жадность Apple и подверглась ожесточённой критике: оригинальному iPad всего-то два года отроду, а производитель фактически отказывается от его поддержки! Аргументу о невозможности эксплуатировать «Шестёрку» на полную мощность на сравнительно слабом процессоре первого Айпада мало кто верит.
Заодно всплыли и другие неприятные нюансы. Так для Siri, к примеру, до сих пор не опубликован программный интерфейс (API): попросту, никто кроме Apple не может пока пользоваться функциями голосовой помощницы в своих приложениях. И это при том, что Siri скоро исполнится один год, а сторонние разработчики почти плачут в ожидании API.
Впрочем странная политика Apple пока никак не сказывается на популярности её продуктов. На конец марта, по данным самой компании, реализованы 365 миллионов устройств под управлением iOS. И четыре пятых из них работают на самой свежей версии ОС, iOS 5. Иначе говоря, проблема с фрагментацией отсутствует начисто. Чего не скажешь о главном оппоненте, Android, где при схожих масштабах балом до сих пор правят версии более чем годичной давности, а свежая 4.0 стоит пока лишь на каждом двадцатом устройстве (см. «Прощайте, фавориты!»).
Пора признать несбывшимся и полугодичной давности прогноз Эрика Шмидта. Помните, как предрекал он, что уже нынешним летом приоритет для разработчиков приложений сместится с iOS на Android (см. «Ах, если бы мечта сбылась!»)? Увы, не случилось. Несмотря на то, что публика очевидно сделала выбор в пользу зелёного человечка, лояльность девелоперов к мобильной платформе Apple не ослабла. Сегодня на каждый проданный iPhone приходятся два с лишним Android-смартфона. Но для разработчиков и по сей день Android играет роль запасного варианта: большинство мобильных приложений выпускаются сперва для iOS, и лишь потом адаптируются для платформы Google. Причина банальная: деньги. Согласно Flurry Analytics, там, где iOS–приложение зарабатывает доллар, Android-вариант приносит в четыре раза меньше.
Вообще после WWDC наблюдать за дискуссией между сторонниками лагерей Apple и Google стало почти смешно: многочисленность и граничащая с фанатизмом увлечённость сторон фактически перевели локальный конфликт в полномасштабную священную войну или, как её ехидно называют айтишники, холивар (от англ. holy war). Противопоставить аргументам вроде «Android не требуется обновлять, потому что всё необходимое реализовано в приложениях», «Все новинки из iOS 6 давно есть в Android 2.3» и «Зато Apple не выпускает полуфабрикатов в отличие от сами знаете кого», так вот противопоставить им попросту нечего, остаётся лишь наслаждаться моментом зарождения очередного эпического спора, какими были в своё время «ФИДО против Интернет», «Linux против Windows», «Intel против AMD».
Но если серьёзно, момент и в самом деле уникальный. Несмотря на то, что на рынке присутствуют несколько жизнеспособных мобильных платформ, всё внимание, все ожидания и надежды сосредоточены лишь на продуктах Google и Apple. Blackberry и Windows Phone словно бы списаны со счетов.
холивар,Apple,Google,iOS,Android,мобильные_устройства